
Общественное объединение 
“Белорусская ассоциация журналистов” 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

СМИ в Беларуси 
 

2016 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 
2017 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 2 

 
СОДЕРЖАНИЕ 

 
 
 

СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ СМИ В 2015 г. (обзор) …………...... 3 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ………………………. 5 

НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ, 
КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ СМИ ………………...……………...…….... 

 
8 

Уголовные дела …………………………………………………………………. 8 
Другие судебные дела (кроме административного 
преследования) …………………………………………………………………. 

 
10 

Задержание журналистов, административное 
преследование .…………………………………………………………………. 

 
12 

Физические посягательства в отношении журналистов ……… 19 
Изъятие, повреждение, конфискация техники ………………….. 21 
Предупреждения Министерства информации ……………………. 21 
Ограничения свободы деятельности в Интернете …………….... 22 
Нарушения, связанные с доступом к информации …………….. 23 
Нарушения во время выборов в Палату представителей 
Национального собрания Республики Беларусь …………..…….. 

 
26 

Другие формы давления и нарушения прав журналистов и 
СМИ ……………………………………………………………………...…………… 

 
28 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СМИ …………. 
 
31 

 



CМИ в Беларуси 2016 

 3 

СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ СМИ В 2015 г. (ОБЗОР) 
 
Основным фактором, влиявшим на ситуацию со СМИ в Беларуси в 2016 г., стали 

выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Они 
состоялись в сентябре 2016 г. на фоне ухудшающейся экономической ситуации и 
сложной внешнеполитической обстановки. Белорусские власти стремились получить 
положительную оценку выборов со стороны международных структур, и с 
приближением избирательной кампании и в ее ходе непосредственные репрессии в 
отношении журналистов уменьшились. Однако на системном уровне ситуация к 
лучшему не изменилась, а законодательство в сфере регулирования деятельности 
СМИ только ужесточилось. Это показывает ситуативный характер и 
неустойчивость некоторых положительных изменений в сфере СМИ в 2016 г. 

Подтверждением этому является преследование белорусских журналистов-
фрилансеров за сотрудничество с иностранными СМИ без аккредитации. Впервые 
практику привлечения их к ответственности за «нарушение порядка изготовления и 
распространения продукции СМИ» (ч.2 ст. 22.9 Кодекса об административной 
ответственности) белорусские власти использовали в апреле 2014 г. По август 2015 г. 
суды 68 раз штрафовали белорусских журналистов за материалы, которые появлялись в 
иностранных СМИ. Во всех случаях основанием для привлечения их к ответственности 
было не содержание их материалов, а сам факт их появления в зарубежных медиа. В 
августе 2015 г., накануне президентских выборов, Александр Лукашенко дал обещание 
разобраться с ситуацией, после чего преследование журналистов за сотрудничество с 
иностранными СМИ временно прекратилось. Однако с января 2016 г. эта практика 
возобновилась в Гомельской области. За первые четыре месяца 2016 г. суды 10 раз 
привлекли к административной ответственности гомельских журналистов Константина 
Жуковского и Ларису Щирякову за сотрудничество с телеканалом Белсат (Польша), 
оштрафовав их на общую сумму, эквивалентную 3500 евро. В мае 2016 г., с 
приближением выборов в Палату представителей, преследование журналистов-
фрилансеров вновь приостановилось и до конца 2016 г. новых протоколов об 
административном правонарушении за сотрудничество с иностранными СМИ не 
составлялось. Однако в 2017-м ситуация вновь изменилась к худшему. 

Среди положительных изменений в сфере СМИ в 2016 г. (к сожалению, тоже 
оказавшихся неустойчивыми) ОО «Белорусская ассоциация журналистов» 
зафиксировало уменьшение случаев задержаний журналистов: 13 задержаний против 
19 в 2015 г. (и 167 в кризисном 2011 г.). С другой стороны, в 2016 г. остались 
безнаказанными случаи применения милицией физического насилия в отношении 
журналистов. Наиболее резонансным из них стало задержание и избиение в здании 
суда журналиста популярного интернет-портала tut.by Павла Добровольского. В тот же 
день П. Добровольский был привлечен к административной ответственности и 
оштрафован за сопротивление сотрудникам милиции и хулиганство. Он официально 
зафиксировал побои и обратился с заявлением в Следственный комитет, однако тот 
отказал в возбуждении уголовного дела против сотрудников милиции. 

Серьезную озабоченность в 2016 г. вызывали аресты и уголовное преследование 
граждан Беларусь за публикации в Интернете. В течение года четверо блогеров и 
колумнистов СМИ были арестованы в связи с возбуждением в отношении них 
уголовных дел по обвинению в разжигании вражды по признаку расовой, 
национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности (ст. 130 
Уголовного кодекса РБ). Основатель сайта 1863х.com Эдуард Пальчис был осужден 26 
октября 2016 г. к 1 году и 9 месяцам ограничения свободы без направления в 
исправительное учреждение и освобожден в зале суда. К этому времени он провел под 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 4 

стражей около 10 месяцев. Сайт 1863.com был создан около двух лет назад и резко 
критиковал «русский мир» и российские власти.  

В декабре 2016 г., были заключены под стражу Юрий Павловец, Дмитрий 
Алимкин и Сергей Шиптенко, материалы которых на российских сайтах Regnum, 
Lenta.ru, EADaily содержали критику белорусской государственности и, по мнению 
белорусских властей, могли посеять рознь между народами России и Беларуси. 
Возбуждение уголовных дел было инициировано Министерством информации на 
основании заключения Национальной экспертной комиссии по экстремизму 
(действующей при Мининформе), в котором утверждалось, что некоторые статьи 
авторов могут содержать разжигание национальной ненависти или розни. 

Министерство информации продолжало практику внесудебных санкций против 
средств массовой информации. 8 печатных СМИ и 8 интернет-ресурсов получили 
предупреждения. Поскольку получение двух предупреждений в течение года может 
стать основанием для прекращения выпуска СМИ, такие меры имеют серьезный 
«охлаждающий эффект». Были также заблокированы 47 сайтов (21 – за 
распространение информации, направленной на реализацию наркотических средств, 13 
– за распространение экстремистских материалов, 11 – за ненадлежащую рекламу, 2 – 
за пропаганду порнографии, насилия и жестокости). Впоследствии доступ к одному 
сайту был восстановлен. 

Продолжалась политика дискриминации ряда независимых СМИ 
государственными системами «Белпочта» и «Союзпечать», доминирующими на рынке 
распространения СМИ по подписке и в розницу. Проблемы с распространением 
независимых печатных СМИ в государственных сетях возникли накануне 
президентской избирательной кампании 2006 г. Тогда “Белпочта” отказалась включать 
в подписные каталоги, а предприятия “Союзпечати” – продавать через газетные киоски 
около 20 независимых общественно-политических газет. Вследствие чего многие из 
негосударственных печатных изданий перестали выходить. В 2016 г. с трудностями 
при распространении продолжали сталкиваться не менее восьми удержавшихся на 
рынке зарегистрированных газет социально-политической тематики. В то же время 
подписка на государственную прессу проводилась с использованием 
административного ресурса, продолжалось и бюджетное финансирование 
государственных СМИ. Так, республиканским бюджетом на 2017 г. предусмотрено 
выделение около 97 666 846,0 рублей (около 46,2 млн евро) на финансирование 
государственных медиа. Это примерно на 1,4 млн. евро больше, чем в 2016 г. 
Финансирование выделяется правительством на внеконкурсной и непрозрачной основе. 

http://baj.by/ru/analytics/desyat-let-bez-prava-podpiski-kopii-dokumentov-tablica
http://baj.by/ru/analytics/desyat-let-bez-prava-podpiski-kopii-dokumentov-tablica


CМИ в Беларуси 2016 

 5 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 
 
11 мая 2016 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и 

дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».  
А) Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" дополнен главой 4-1 

«Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В ней 
предусматривается право детей на защиту от информации, причиняющей вред их 
здоровью и развитию (ст. 37-1). К такой информации относится: 

− вызывающая желание употреблять алкогольные, слабоалкогольные 
напитки, пиво, потреблять наркотические средства, психотропные 
вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, 
табачные изделия; 

− побуждающая к совершению преступления или иного общественно 
опасного деяния, в том числе к занятию проституцией, 
попрошайничеством, бродяжничеством, участию в азартных играх, 
совершению действий, связанных с изготовлением, распространением 
порнографических материалов или предметов порнографического 
характера; 

− положительно оценивающая преступление или идеализирующая 
преступников, поощряющая поведение, ущемляющее человеческое 
достоинство, в том числе совершение насильственных действий по 
отношению к людям или животным; 

− отображающая издевательства над человеком или группой людей либо их 
унижения в связи с этническим происхождением, национальной, расовой, 
религиозной, языковой, половой принадлежностью, убеждениями или 
взглядами, социальным положением, заболеванием; 

− поощряющая или положительно оценивающая жестокость, физическое, 
психическое, сексуальное насилие, сексуальную эксплуатацию, 
сексуальные отношения с участием детей; 

− побуждающая к нанесению телесных повреждений или самоубийству, 
описывающая средства или обстоятельства самоубийства; 

− содержащая методики либо иные материалы о способах изготовления 
опасных для жизни и здоровья людей предметов и их использования; 

− поощряющая привычки, противоречащие формированию здорового образа 
жизни; 

− содержащая нецензурные слова и выражения; 
− дискредитирующая институт семьи и брачно-семейные отношения; 
− устрашающего характера, в том числе представляемая в виде изображения 

или описания в унижающей человеческое достоинство форме смерти, 
несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания и (или) их 
последствий; 

− содержащая порнографические материалы и (или) эротику. 
Запрещается распространение информационной продукции и, среди прочего, 

продукции средств массовой информации, печатных изданий, без присвоения знака 
возрастной категории, представляющего собой звуковое и (или) визуальное 

consultantplus://offline/ref=505A5DCE9195EC6C02FF65A2DD87945638A9E270DBB2F89F14CBFA28849F123575214Ea8I


СМИ в Беларуси 2016 
 

 6 

предупреждения, указывающие на возрастную категорию детей, среди которых 
допускается распространение информационной продукции: 

"0+" - без возрастных ограничений (универсальная); 
"6+" - предназначена для лиц, достигших 6 лет; 
"12+" - предназначена для лиц, достигших 12 лет; 
"16+" - предназначена для лиц, достигших 16 лет; 
"18+" - предназначена для лиц, достигших 18 лет (ст. 37-2). 
Знак возрастной категории присваивается юридическими лицами, 

индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по 
производству информационной продукции.  

При Правительстве Республики Беларусь создается Общественно-
консультативный совет по защите детей от информации, причиняющей вред их 
здоровью и развитию, решения которого носят рекомендательный характер (ст. 37-3). 

Б) Внесены дополнения в Закон Республики Беларусь "О средствах массовой 
информации". В частности, ст. 17 дополнена пунктами 5-1 и 5-2 следующего 
содержания: 

«5-1. До начала распространения продукции средства массовой информации 
юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой 
информации, обязано в порядке и в соответствии с критериями, установленными 
Советом Министров Республики Беларусь, присвоить продукции средства массовой 
информации знак возрастной категории, за исключением случаев, когда наличие такого 
знака является необязательным в соответствии с частью первой пункта 5-2 настоящей 
статьи. 

5-2. Распространение продукции средства массовой информации, в том числе 
продукции иностранного средства массовой информации, без знака возрастной 
категории, который присваивается в порядке и в соответствии с критериями, 
установленными Советом Министров Республики Беларусь, запрещается, за 
исключением: 

− теле- и радиопередач, транслируемых в прямом эфире; 
− теле- и радиопередач информационно-аналитического, информационного, 

культурно-просветительного, спортивного и духовно-просветительного 
характера; 

− иностранных теле- и радиопрограмм, распространяемых на территории 
Республики Беларусь без изменения формы или содержания; 

− печатных средств массовой информации, специализирующихся на 
распространении информации общеполитического, научного, 
производственно-практического, нормативного производственно-
практического, массово-политического, официального, духовно-
просветительного, справочного, культурно-просветительного, 
реферативного и статистического характера; 

− информационных сообщений и (или) материалов, распространяемых через 
глобальную компьютерную сеть Интернет. 

… Знак возрастной категории присваивается информационным ресурсам (их 
составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет, их 

consultantplus://offline/ref=505A5DCE9195EC6C02FF65A2DD87945638A9E270DBB2FF9017C6FC28849F123575214Ea8I


CМИ в Беларуси 2016 

 7 

владельцами на добровольной основе в порядке и в соответствии с критериями, 
установленными Советом Министров Республики Беларусь.". 

В соответствии с дополнениями, внесенными в ст. 49 закона о СМИ, письменное 
предупреждение Министерства информации Республики Беларусь может выноситься 
редакции средства массовой информации или владельцу информационного ресурса (его 
составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет, в случае: 

− отсутствия на продукции средства массовой информации, произведенной 
на территории Республики Беларусь, знака возрастной категории, когда 
наличие такого знака является обязательным; 

− распространения продукции иностранного средства массовой информации 
без знака возрастной категории, когда наличие такого знака является 
обязательным. 

В) Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь "Аб 
выдавецкай справе ў Рэспублiцы Беларусь", регламентирующие деятельность 
издателей и распространителей печатных изданий (кроме СМИ).  

25 октября 2016 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 
№ 871 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 11 мая 2016 года «О 
внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»», 
которое вступает в силу с 1 июля 2017 г., были утверждены: 

− Положение о порядке присвоения информационной продукции знака 
возрастной категории и некоторых особенностях ее распространения; 

− Положение о критериях определения возрастной категории детей, среди 
которых допускается распространение информационной продукции; 

− Положение об общественно-консультативном совете по защите детей от 
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; 

− состав общественно-консультативного совета по защите детей от 
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. 

18 октября принят Закон «О республиканском бюджете на 2017 год», которым 
предусмотрено выделение около 97 666 846,0 рублей (около 46,2 млн евро) на 
финансирование государственных СМИ, что на примерно на 1,4 млн евро больше, чем 
в 2016 г. В том числе, на телевидение и радиовещание - 80 531 381,0 рублей (около 38,1 
млн евро), на периодическую печать и издательства - 7 071 874,0 рублей (около 3,3 млн 
евро), на "другие вопросы в области СМИ" - 10 063 591,0 рублей (около 4,8 млн. евро). 
При этом финансирование телевидения и радиовещания было увеличено, а 
финансирование периодической печати и издательств сокращено по сравнению с 
прошлым годом. 

21 декабря принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 
1060 “Об утверждении перечня печатных средств массовой информации, 
редакциям которых в 2017 году оказывается поддержка из республиканского 
бюджета». В этот перечень на внеконкурсной и непрозрачной основе включены 26 
государственных газет и журналов.  

consultantplus://offline/ref=505A5DCE9195EC6C02FF65A2DD87945638A9E270DBB2FF9017C6FC28849F12357521E8756CF01E963D68EA223148a7I
consultantplus://offline/ref=505A5DCE9195EC6C02FF65A2DD87945638A9E270DBB2FE9D13CBFD28849F123575214Ea8I


СМИ в Беларуси 2016 
 

 8 

НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ, 
КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ СМИ 
 

Уголовные дела 

 
Дело Александра Алесина 
25 января стало известно, что Комитет государственной безопасности 

приостановил уголовное дело в отношении Александра Алесина. Вероятной причиной 
приостановления дела стало полное исключение Законом Республики Беларусь от 5 
января 2016 года из Уголовного кодекса статьи 356-1 – «Установление сотрудничества 
со специальной службой, органом безопасности или разведывательным органом 
иностранного государства». 

Напомним, что военного эксперта, обозревателя еженедельника «Белорусы и 
рынок» Александра Алесина белорусские спецслужбы задержали 25 ноября 2014 года. 
Об этом стало известно только в начале декабря, но ни причин задержания, ни 
местонахождения журналиста КГБ не сообщало. Позже выяснилось, что Алесина 
содержат в следственном изоляторе КГБ. Первоначально ему было предъявлено 
обвинение в измене государству (статья 356 Уголовного кодекса) и установлении 
сотрудничества со специальной службой органов безопасности или разведывательным 
органом иностранного государства (статья 356-1). 10 декабря 2014 года Алесина 
освободили под подписку о невыезде. Обвинение в измене государству с него сняли и 
оставили только обвинение в сотрудничестве с иностранной спецслужбой. 

Дело Эдуарда Пальчиса 
25 августа девять статей, опубликованных на сайте 1863x.com, были признаны 

судьей суда Центрального района г. Минска «экстремистскими» в связи с уголовным 
делом задержанного редактора сайта Эдуарда Пальчиса. Рассмотрение дела 
проходило в закрытом заседании. По словам адвоката Анны Бахтиной, суд 
рассматривал только результаты экспертизы, а не сами материалы с сайта. 

Эдуард Пальчиса (псевдоним Jhon Silver) является основателем 1863x.com – 
блога, посвященного анализу текущих политических событий в Беларуси, России и 
Украине, а также белорусской истории и культуры. В 2015 году он был обвинен в 
разжигании вражды по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или 
иной социальной принадлежности (ч. 1 ст. 130 Уголовного кодекса), а также в 
распространении порнографических материалов (ст. 343 УК). В октябре 2015 г. 
Пальчис покинул Беларусь, чтобы избежать преследования, и был объявлен в 
международный розыск; задержан в Российской Федерации во время пересечении 
границы Украины и России 23 января 2016 г. 

Эдуард Пальчис был переведен из Брянского СИЗО в следственный изолятор в 
Минске в конце мая. До суда он находился под стражей. Белорусские правозащитные 
организации признали Эдуарда Пальчиса политическим заключенным, а дело против 
него – политически мотивированным. 

28 октября минский городской суд приговорил блогера Эдуарда Пальчиса к 1 
году и 9 месяцам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. 
Блогер был признан виновным в разжигании вражды по признаку расовой, 
национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности (ч. 1 ст. 



CМИ в Беларуси 2016 

 9 

130 Уголовного кодекса РБ), а также в распространении порнографических материалов 
(ст. 343 УК). 

Эдуард Пальчис был освобожден из-под стражи в зале суда. С учетом времени, 
проведенного под стражей и в специальном медицинском учреждении во время 
судебно-медицинской экспертизы, оставшийся срок наказания составил 2 месяца. 

Уголовное преследование авторов, которые печатались на российских 
электронных ресурсах ("Регнум" и др.) 

6 декабря Следственный комитет РБ арестовал блогеров Юрия Павловца (в 
Минске) и Дмитрия Алимкина (в Бресте), против которых были возбуждены 
уголовные дела за разжигание ненависти (ст. 130 Уголовного кодекса РБ) путем 
публикаций на российских сайтах Regnum, Lenta.ru, EADaily. 

9 декабря Следственный комитет Республики Беларусь сообщил об аресте 
сотрудника российского сайта "Регнум" Сергея Шиптенко в рамках расследования дела 
по ст. 130 Уголовного кодекса Беларуси. Дело было возбуждено по подозрению в 
"совершении умышленных действий, направленных на возбуждение у различных групп 
населения России и Беларуси национальной и иной социальной вражды, а также розни 
по признакам национальной, языковой и иной социальной принадлежности, 
выразившихся в подготовке и размещению в интернете статей под псевдонимом Артур 
Григорьев". 

У подозреваемых были проведены обыски; изъята техника. 
Первоначально сообщалось, что дела возбуждены по третьей части ст. 130 

Уголовного кодекса (совершение преступления группой лиц), которая предусматривает 
наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет. В дальнейшем обвинение 
было переквалифицировано на первую часть упомянутой статьи, которая допускает 
альтернативные виды наказания (штраф, арест, ограничение свободы на срок до пяти 
лет или лишение свободы на тот же срок). 

Основанием для возбуждения уголовных дел стали обращения в Следственный 
комитет Министерства информации, в которых сообщалось о наличии в публикациях 
этих авторов признаков проявления экстремизма. Министерство информации 
ссылалось на заключение Республиканской экспертной комиссии при министерстве по 
оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков 
проявления экстремизма. 

Мнения белорусской общественности по поводу задержания авторов "Регнум" и 
других российских сайтов разделились. Многие сочли эти действия со стороны 
государства мерами по защите национального суверенитета, но другие увидели в них 
угрозу свободе выражения мнения. Редакция "Регнум" обозначила действия силовых 
структур как "провокационные и предательские по отношению к Беларуси и России". 

"Репортеры без границ" призвали белорусские власти немедленно освободить 
задержанных. "Статьи этих трех блогеров являются спорными, но это не оправдывает 
их заключение, – заявил Йохан Бир, руководитель отдела RSF по Восточной Европе и 
Центральной Азии. – В соответствии с международными стандартами их временное 
задержание не является ни необходимым, ни пропорциональным". 

 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 10 

Другие судебные дела 
(кроме административного преследования) 
 

2 марта суд Московского района постановил выплатить Антону Суряпину 
компенсацию морального вреда в размере 8 млн руб., что составляло около 350 
евро (истец требовал компенсацию в размере 190 миллионов рублей), за 
незаконный арест. 

В 2012 году молодой белорусский фотограф больше месяца провел в СИЗО 
КГБ Беларуси. Тогда Антона Суряпина обвинили в подготовке незаконного 
пересечения государственной границы шведами, хотя журналист просто первым 
разместил фотографии «плюшевого десанта» на своем сайте. О прекращении 
уголовного преследования Антона Суряпина КГБ официально объявил в июне 
2013 г. Арест Суряпина возглавил десятку самых абсурдных арестов года в 
рейтинге Аmnesty International. 

16 мая Минский городской суд, рассмотрев кассационные жалобы Суряпина 
и Министерства финансов, оставил решение суда первой инстанции в силе. 

17 июня суд Центрального района Минска отклонил иск правозащитника из 
Гомеля, члена БАЖ Леонида Судаленко к «Белорусской военной газете». Такое 
решение приняла судья Марина Козлова. 

В апреле 2016 г. Леонид Судаленко обратился в суд с иском о признании 
недействительными и опровержении сведений, опубликованных в "Белорусской 
военной газете". Соответчиками по иску выступали журналист издания Владимир 
Кожевников и государственное учреждение «Военное информационное агентство 
Вооруженных Сил Беларуси «Ваяр»» («Белорусская военная газета» – одна из трех 
редакций, входящих в состав агентства «Ваяр»). Речь шла о публикации от 10 
марта 2016 г. «Кому выгодно порочить белорусскую армию?". Статья касалась 
инцидента, когда двое солдат из-за побоев и угроз совершили побег с территории 
расположенной в Бресте воинской части №92616. Леонид Судаленко тогда 
выступил инициатором обращения 75 граждан к министру обороны Беларуси с 
требованием прекратить неуставные отношения в белорусской армии. В 
публикации «Кому выгодно порочить белорусскую армию?» говорилось, что 
правозащитник занимается «антиармейской агитацией», «доносами», «позорит 
свою страну» и «разрушает общество». Прежде чем пойти в суд, Судаленко 
обращался в редакцию с предложением извиниться и опубликовать опровержение, 
однако начальник государственного учреждения «Военное информационное 
агентство Вооруженных Сил Беларуси «Воин»» полковник Алексей Пашкевич 
решил, что оснований для этого нет. 

26 сентября суд Центрального района Минска принял решение 
заблокировать на территории Беларуси сайт белорусской анархистской группы 
«Луч» (pramen.io), из-за якобы размещенных на сайте «экстремистских 
материалов». «Настоящей же причиной является то, что наш сайт представляет 
альтернативную официальной точку зрения на события в Беларуси и в мире, – 
отметили представители группы. – Его блокировка – закономерный шаг по 
уничтожению государством любых неподконтрольных средств информации». 

22 декабря Экономический суд Минска постановил, что журналист 
агентства Associated Press Юрась Карманов должен написать и направить в 
агентство опровержение своего материала о превышении уровня стронция в 
молоке производства фермера Николая Чубенка. Также суд обязал Карманова 



CМИ в Беларуси 2016 

 11 

компенсировать госпошлину (840 рублей) и услуги адвоката ОАО "Милкавита" 
(1500 рублей). 

Такое судебное решение было принято несмотря на то, что представитель 
Минского центра гигиены и эпидемиологии Оксана Дробышевская, проводившая 
исследование молока, подтвердила в ходе судебного процесса, что центр выдал 
Карманову протокол измерений, где «нормативные показатели» по стронцию 
превышали норму в 10 раз. Позже центр заявил, что выданные показатели 
являются «некорректными». 

Статья 52 Закона о СМИ предусматривает, что журналист «не несет 
ответственности за распространение сведений, не соответствующих 
действительности, если эти сведения получены от государственных органов, иных 
государственных организаций, их должностных лиц». Однако суд отказался 
привлечь в качестве соответчика Минский центр гигиены и эпидемиологии – 
государственный орган, предоставивший журналисту сведения. 

В апреле 2016 г. журналисты Associated Press заинтересовались темой 
активного использования загрязненных земель Чернобыльской зоны для сельского 
хозяйства. В результате расследования журналисты узнали, что фермер Николай 
Чубенок, имевший молочную ферму в нескольких километрах от знаков «Стоп! 
Радиация!», ежедневно сдает около двух тонн молока на завод ОАО «Милкавита» 
в Хойниках. Около 90% продукции ОАО «Милкавита» из Хойников идет на 
экспорт в Россию. Согласно заключению Минского городского центра гигиены и 
эпидемиологии, которое получили журналисты, молоко содержало 37,5 Бк/кг 
стронция при допустимой норме в 3,7 Бк/кг. Журналисты проинформировали о 
результатах исследований руководство «Милкавиты» и процитировали в своей 
статье слова представителя завода Майи Федончук. Она сообщила, что 
«собственный анализ лаборатории завода показывает, что молоко соответствует 
нормам и содержит стронция в среднем 2,85 Бк/кг». После публикации материала 
Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 
МЧС Беларуси провел проверку, которая не обнаружила в молоке превышения по 
количеству стронция-90. На ее результаты и ссылалось ОАО «Милкавита» в своем 
заявлении в суд. 

ОО «Белорусский ассоциация журналистов» приняло заявление по поводу 
решения Экономического суда города Минска по иску ООО «Милкавита», 
выразив обеспокоенность ситуацией со свободой слова, которая сложилась после 
решения Экономического суда Минска по иску ОАО «Милкавита» к журналисту 
агентства Associated Press Юрия Карманова, поскольку это ставит под сомнение 
саму возможность проведения общественно значимых журналистских 
расследований в Беларуси. 

26 декабря в суде Московского района г. Минска состоялось оглашение 
решения по иску доктора Моисеенко о защите чести и достоинства в адрес ООО 
«Онлайнер», журналиста Onliner.by Александра Чернухо и пациентки Юлии. 
Моисеенко подал в суд из-за материала «Я человек, в которого забрали будущее». 
История одного диагноза», опубликованного на Onliner.by. Истец посчитал, что 
публикация содержит недостоверные сведения, порочащие его деловую 
репутацию. Сумма иска о защите чести, достоинства, деловой репутации и 
компенсации морального вреда составляла 25 тысяч рублей. Суд отказал в 
удовлетворении требований Моисеенко. 

28 декабря судья Валентина Лопатина посчитала, что опрос администратора 
страницы Могилев.Live Александра Ирхо не содержит сведений, которые бы 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 12 

порочили деловую репутацию могилевской милиции. Дело рассматривалось в суде 
Ленинского района г. Могилева. 

УВД Могилевского облисполкома обвиняло Александра Ирхо в размещении 
информации «негативного, клеветнического и провокационного характера» в 
отношении сотрудников ГАИ в социальной сети «ВКонтакте». Александр Ирхо 21 
ноября разместил «ВКонтакте» опрос «Какую сумму денег вы давали 
сотрудникам ГАИ Могилевской области?». Для ответа предлагалось выбрать один 
из следующих вариантов: «Менее 20 долларов», «101 и более долларов», «Я 
вопросы без денег решал» и несколько других. УВД посчитала такой опрос 
оскорбительным и подала против Александра Ирхо иск о защите чести, 
достоинства и деловой репутации в суд Ленинского района Могилева, требуя 
принести извинения и опубликовать соответствующее опровержение. 
 
 

Задержание журналистов, административное преследование 

 
11 января против гомельской журналистки Ларисы Щиряковой было 

возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 22.9 Кодекса об 
административных правонарушениях РБ за незаконное производство и 
распространение продукции средств массовой информации – сотрудничество с 
иностранным СМИ без аккредитации. Речь шла о сюжете на телеканале «Белсат» под 
названием «Ужасающие условия белорусских инвалидов», показанном в эфире 3 
декабря 2015 года. В трехминутном сюжете видеосъемки о девушке-инвалиде из 
Светлогорска занимали 40 секунд. Однако этого местным милиционерам было 
достаточно, чтобы обвинить Ларису Щирякову в изготовлении и распространении 
продукции СМИ без аккредитации. 5 февраля судья Светлогорского районного суда 
(Гомельская область) Владимир Степанов прекратил административное дело по ст. 22.9 
против Ларисы Щиряковой – истек срок, в течение которого нарушителя можно 
привлекать к ответственности. 

13 января судьей Гомельского районного суда Александром Лисовским Лариса 
Щирякова была оштрафована на 4620 тысяч белорусских рублей (около 225 евро) за 
нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 22.9 Кодекса об административных 
правонарушениях («Незаконное изготовление и распространение продукции СМИ»), а 
фактически - за работу на иностранное СМИ без аккредитации. Сюжет, который стал 
основанием для протокола, был посвящен проблемам бывшего воспитанника школы-
интерната из поселка Урицкий и вышел в эфир телеканала «Белсат». Протокол 
составил 24 декабря 2015 г. капитан милиции Гомельского РОВД Р. Титов. Лариса 
Щирякова при этом не присутствовала и получила документ почтой 4 января. 
Согласно протоколу, журналистка, «находясь 24 декабря 2015 года в агрогородке 
Урицкое Гомельского района, не имея аккредитации в качестве иностранного 
корреспондента СМИ, подготовила интервью у различных граждан, незаконно 
произвела продукцию средств массовой информации, а именно видеосюжет 
«Поддержка детей-сирот на их пути к взрослой жизни», который был опубликован 
24.12. 2015 в эфире телеканала «Белсат». 

14 января судья Калинковичского районного суда Людмила Савостьянова 
признала гомельского журналиста Константина Жуковского виновным в нарушении, 
предусмотренном ст. 22.9 Кодекса об административных правонарушениях, и 
оштрафовала его на сумму около 330 евро. 



CМИ в Беларуси 2016 

 13 

Согласно решению суда, 20 ноября 2015 К. Жуковский, «не имея аккредитации в 
Республике Беларусь в качестве журналиста иностранных СМИ, ...проводил 
интервьюирование граждан, в результате чего незаконно изготовил продукцию 
средств массовой информации, а именно, видеосюжет под названием «Погоня как 
символ независимости человека», который был показан 24 ноября 2015 года по 
спутниковому телевидению Республики Польша «Белсат» в программе «Объектив». 

20 января судья Кормянского районного суда (Гомельская область) оштрафовал 
независимого журналиста Константина Жуковского, который сотрудничал с 
польским телеканалом «Белсат», на сумму, эквивалентную 280 евро, за нарушение, 
предусмотренное ч. 2 статьи 22.9 белорусского Кодекса об административных 
правонарушениях – «незаконное изготовление и распространение продукции средств 
массовой информации». 22 декабря 2015 г. года журналист и его коллега Аркадий 
Малыш были ненадолго задержаны полицией в Корме, когда делали видео о проблемах 
с водоснабжением в городе. После задержания Константин Жуковский был вызван в 
милицию для составления протокола; его коллега был вызван только в суд в качестве 
свидетеля. 

25 января в помещении суда Фрунзенского района г. Минска сотрудники 
милиции задержали и избили журналиста портала TUT.BY Павла Добровольского. 

Журналист находился в суде с целью освещения резонансного судебного 
процесса. Он фиксировал на камеру мобильного телефона процесс задержания в суде 
двух активистов, которые держали плакат «Нет - политическому преследованию!», и 
был задержан вместе с ними. 

Сотрудники милиции затолкали Добровольского и двух активистов в соседнюю с 
залом суда комнату и избили. 

У Павла Добровольского было при себе удостоверение журналиста, на которое он 
тщетно пытался обратить внимание сотрудников милиции. Свидетельство забрали 
вместе с мобильным телефоном. 

В тот же день в отношении журналиста был составлен протокол об 
административном правонарушении, и в здании того же суда П. Добровольский был 
оштрафован судьей Марией Ерохиной на 9,45 миллиона белорусских рублей (около 420 
евро) за «мелкое хулиганство» (статья 17.1 Кодекса об административных 
правонарушениях РБ) и «неповиновение законным требованиям должностных лиц» 
(статья 23.4 КоАП). 

После освобождения журналист написал заявление в милицию, снял побои, а 
также обратился с заявлением в Следственный комитет РБ. 

1 марта судья Минского городского суда Валерий Комиссаров рассмотрел 
кассационную жалобу Павла Добровольского относительно инцидента с задержанием и 
избиением 25 января и оставил решение Фрунзенского районного суда в силе. 

28 апреля, после проверки в течение трех месяцев, Следственный комитет 
Беларуси отказался возбуждать уголовное дело по жалобе Павла Добровольского. 
Следователь Семен Пицко согласился с версией сотрудников милиции и пришел к 
выводу, что применение силы ими было законным, так как Добровольский выглядел 
как преступник. Журналист якобы вмешивался в действия полиции, выкрикивал 
оскорбления и схватил их за одежду. Следы побоев на теле журналиста, по мнению 
следователя, могли появиться, когда офицеры пытались зафиксировать его у стены и на 
полу. Запись на мобильном телефоне Добровольского, сделанная в комнате, где его 
избивали, была признан Следственным комитетом не имеющей отношения к проверке. 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 14 

4 февраля Буда-Kошелевский районный суд Гомельской области оштрафовал 
Константина Жуковского на сумму 8,4 млн рублей (около 350 евро) за 
сотрудничество с иностранным средством массовой информации без аккредитации. 
Журналист был признан виновным в нарушении, предусмотренном ч. 2 статьи 22.9 
Кодекса об административных правонарушениях (незаконное производство и 
распространение продукции СМИ). Основанием для штрафа стал показ на телеканале 
«Белсат» (Польша) его видео «Россия останавливает белорусские заводы» 16 декабря 
2015 года. 

24 февраля судья Жлобинского районного суда (Гомельская область) Валентина 
Сапонова рассмотрела два отдельных дела в отношении журналиста-фрилансера 
Константина Жуковского за сотрудничество с телеканалом «Белсат», расположенном 
в Польше. Журналист был обвинен по ч. 2 статьи 22.9 Кодекса об административных 
правонарушениях (незаконное производство и распространение продукции средств 
массовой информации) и оштрафован по каждому из дел на сумму 8,4 млн рублей 
(около 350 евро). 

Поводом для обвинений стали два милицейских протокола относительно двух 
видеосюжетов, показанных в эфире Белсата – о неблагоприятном экономическом 
положении Белорусского металлургического завода и о жителях деревни Руденка, 
которым пришлось искать работу в других регионах, потому что местная ферма 
находится на реконструкции более десяти лет. 28 апреля, по результату рассмотрения 
кассационной жалобы Константина Жуковского судья Гомельского областного суда 
Василий Бегун снизил размер присужденного фрилансеру штрафа в два раза – с 16,8 
млн рублей до 8,4 млн. 

2 марта Гомельский журналист-фрилансер Константин Жуковский был вызван 
в Мозырский РОВД для составления административного протокола по ч. 2 ст. 22.9 
КоАП – «нарушение законодательства о средствах массовой информации», которое 
якобы выразилось в изготовлении сюжета для польского телеканала «Белсат» без 
аккредитации в белорусском МИД. Старший участковый инспектор пояснил, что речь 
идет о новостном сюжете «Мозырь: спиртзавод банкрот», показанном на Белсате 9 
февраля. К. Жуковский ехать в Мозырь отказался. 

17 марта Константин Жуковский был оштрафован на сумму 7,35 млн рублей 
(около 360 евро) в Мозырском районном суде. Журналист был признан виновным в 
незаконном производстве и распространении продукции средств массовой информации 
в соответствии со статьей 22.9 Кодекса об административных правонарушениях – за 
видео о банкротстве Мозырского спиртзавода, показанном 9 февраля. 

24 марта в Речице во время уличного опроса об отношении горожан к 
выражению Кастуся Калиновского «Нет народ для правительства, а правительство для 
народа» местная милиция задержала гомельского журналиста-фрилансера 
Константина Жуковского. К нему подошли сотрудники милиции, которые 
предложили пройти в отделение, но не объяснили причины задержания. Там от него 
потребовали письменных объяснений. Жуковский отказался сделать это, так как 
требование не было основано на законе. Журналист провел в отделении около двух 
часов, а затем был отпущен. 

31 марта судья Гомельского районного суда Тамара Заставнецкая вернула на 
доработку протокол участкового инспектора, майора милиции Дмитрия Чана в 
отношении журналистки-фрилансера Ларисы Щиряковой. Журналистку обвиняли в 
нарушении законодательства о СМИ по ч. 2 статьи 22.9 КоАП, которое якобы 
выразилось в подготовке видеосюжета «Борисовская трагедия может повториться в 
Гомеле» и размещении его на своей странице в Youtube и на местном сайте «Сильные 
новости». 



CМИ в Беларуси 2016 

 15 

3 апреля в Наровле Гомельской области милиционеры задержали независимого 
журналиста Алеся Залевского, съемочную группу, которая с ним работала и человека, 
у которого они брали интервью. Журналисты снимали сюжет об инвалиде Иване 
Витковском, который принимал участие в ликвидации последствий аварии на 
Чернобыльской АЭС в 1986 году. Задержанным пришлось провести несколько часов в 
местном отделении милиции и дать объяснения по поводу сюжета, который они 
снимали. В частности, съемочная группа была обвинена в незаконных съемках ряда 
местных правительственных зданий. Милиционеры просмотрели все кадры, а затем 
освободили журналистов. 

5 апреля судья Гомельского районного суда Тамара Заставнецкая наказала 
штрафом в размере 5,25 млн рублей (около 320 евро) независимую журналистку 
Ларису Щирякову. Основанием для наказания стала демонстрация ее видеорепортажа 
«Борисовская трагедия может повториться в Гомеле» на телеканале Белсат 7 февраля. 
Это было рассмотрено судьей как нарушение, предусмотренное ч. 2 статьи 22.9 
Кодекса об административных правонарушениях (незаконное производство и 
распространение продукции средств массовой информации). Сюжет был посвящен 
проблеме концентрации окиси углерода в новых зданиях в поселке Большевик. 

6 апреля Гомельских журналистов Константина Жуковского и Аркадия 
Малыша вызвали в суд Светлогорского района. Предполагалось, что там будет 
рассматриваться очередное дело об административном правонарушении за «незаконное 
изготовление и распространение продукции СМИ» в соответствии со ст. 22.9 Кодекса 
об административных правонарушениях РБ. Между тем, когда журналисты приехали 
на место, им сообщили, что составленный административный протокол направили в 
Светлогорский РОВД на доработку. Протокол касался сюжета «Природное бедствие на 
Гомельщине», который был показан в феврале 2016 г. на телеканале «Белсат» – про 
массовый мор рыбы в Сосновоборском водохранилище Светлогорского района. 
Милиция проводила расследование, кто беседовал с местными жителями, и кто 
разместил в интернете информацию, которой воспользовался телеканал «Белсат». 

7 апреля в Столбцах (Минская область) охрана Минского моторного завода 
задержала независимую журналистку Анну Нежевец и оператора Александра 
Масальского. Они снимали здание завода снаружи. Охрана задержала журналистов и 
стал требовать удалить видео, ссылаясь на то, что завод – это режимный объект. 
Журналисты выполнили требование, но их удерживали все равно. Лишь примерно 
через час после того как они написали объяснения на имя директора завода, 
журналистов отпустили. «Охранник утверждал: в кадре есть проволока, и это, мол, 
означает, что мы хотим показать жизнь наших людей как в концлагере», – рассказала 
Анна Нежевец. По словам журналистки, охранник позвонил в местное отделение КГБ. 
Однако там, услышав, что задержание произошло даже не на территории завода, 
сказали, что приезжать не будут. 

7 апреля журналистка Анна Нежевец и телеоператор Александр Масальский 
были доставлены в отделение милиции в Слуцке и ненадолго задержаны. Журналисты 
собирались сделать репортаж о местном рынке. Увидев их камеру, охранник рынка 
вызвал милицию. Журналисты были доставлены в отделение милиции, где записали их 
личные данные, после чего отпустили. Ранее в тот же день журналисты пережили 
подобный инцидент в городе Столбцы, где их задержали стражи местного завода. 

8 апреля в отношении Евгения Глаголева-Васьковича, работающего в газете 
«Бобруйский курьер», был составлен протокол по статье 23.34 КоАП за нарушение 
закона о массовых мероприятиях. 24 апреля его вызвали по телефону к участковому 
инспектору для опроса. Журналисту вменялось участие в несанкционированном пикете 
активистов независимого профсоюза в городе Слониме 31 марта. Вместе с 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 16 

Александриной Глаголевой он освещал пикет по заданию редакции, и 2 апреля статья 
об этом событии была размещена на сайте «Бобруйского курьера». Тем не менее, 
милиция завела дела против Александрины Глаголевой и Евгения Глаголева-
Васьковича как нарушителей закона о массовых мероприятиях. Однако дело Глаголева-
Васьковича не было направлено в суд. 

8 апреля в отношении журналистки «Бобруйского курьера» Александрины 
Глаголевой был составлен протокол об административном правонарушении по статье 
23.34 КоАП. За месяц до этого, 31 марта, она вместе с Евгением Глаголевым-
Васьковичем по заданию «Бобруйского курьера» освещала в Слониме пикет профсоюза 
работников радиоэлектронной промышленности (РЭП). Публикация об этом 
мероприятии – «Бобруйские активисты профсоюза РЭП поддержали своего 
слонимского коллегу» – появилась на сайте «Бобруйского курьера». Тем не менее, 
милиция завела дела против Александрины Глаголевой и Евгения Глаголева-
Васьковича как нарушителей закона о массовых мероприятиях. 30 апреля журналистку 
вызвали к участковому инспектору местного УВД Юрию Савичу, где ознакомили с 
протоколом, составленным участковым инспектором Слонимского РОВД Александром 
Новосадом. Дело Глаголевой было возвращено в милицию Слонима судом города 
Бобруйска. Сообщение об этом журналистка получила по почте. В нем судья Наталья 
Шегеда информировала, что дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 
23.34 КоАП РБ в отношении А. Глаголевой возвращают Слонимскому РОВД. Позже 
оно было прекращено в связи с истечением срока привлечения к ответственности. 22 
июня участковый инспектор УВД Бобруйского горисполкома Юрий Савич по 
телефону потребовал, чтобы Александрина Глаголева явилась для дачи 
дополнительных показаний по административному делу, заведенному еще 8 апреля 
2016 г. Журналистка проинформировала участкового инспектора, что придет только по 
повестке, оформленной в соответствии с законодательством. После этого, как 
рассказала Глаголева, инспектор стал разговаривать на повышенных тонах, угрожать 
«последствиями», обвинять ее в том, что она якобы «затягивает процесс». 

13 апреля журналист-фрилансер Константин Жуковский был задержан 
сотрудниками милиции в Светлогорске. Он собирался освещать встречу местных 
властей с предпринимателями. Когда журналист снимал здание районного 
исполнительного комитета, к нему подошла сотрудница отдела идеологии 
райисполкома Алла Манкевич, которая заявила, что он не имеет права снимать. 
Константин Жуковский сказал, что это не запрещено законом. Тогда чиновница 
вызвала милицию. Тем временем журналист вошел в здание районного 
исполнительного комитета. Прибывшие милиционеры вывели его из здания 
насильственно и доставили в отделение милиции. Жуковский провел там около двух 
часов и дал объяснения. 

15 апреля судья Центрального районного суда Гомеля Алексей Пискунов 
постановил, что журналисты-фрилансеры Константин Жуковский и Лариса 
Щирякова должны заплатить штраф в размере 7,35 млн руб. (Около 330 евро) каждый. 
Оба они были обвинены в незаконном производстве и распространении продукции 
средств массовой информации (статья 22.9 Кодекса об административных 
правонарушениях), а по сути – в сотрудничестве с иностранным СМИ без 
аккредитации. Видеорепортаж Жуковского, посвященный украинским беженцам в 
Гомеле и визиту Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам 
беженцев (УВКБ) Жана-Ива Бушарди в Беларусь, вышел в эфир на телеканале 
«Белсат». Там не было ни одного кадра, снятого Ларисой Щиряковой. Она снимала 
визит на мобильный телефон для себя. Тем не менее, ни милиция, ни судья не 
запросили доказательства ее участия в подготовке сюжета для Белсата. Жуковскому не 
было разрешено судьей иметь защитника во время слушаний. В знак протеста он надел 



CМИ в Беларуси 2016 

 17 

повязку на рот и отказался отвечать на вопросы судьи. После судебного слушания 
Жуковский сказал, что он собирается зашить рот в знак протеста против преследования 
за журналистскую деятельность и выполнил свое обещание перед камерой. 

До этого в течение 2016 К. Жуковский был уже шесть раз оштрафован по 
аналогичному обвинению на общую сумму более 2200 евро. 

14 мая корреспондент Радио Свобода Олег Груздилович был задержан во время 
освещения акции «Проспект Национального флага» на Октябрьской площади у выхода 
из станции метро «Октябрьская», когда он фотографировал, как работники 
коммунальных служб снимали с флагштока бело-красно-белый флаг, прикрепленный 
туда участникам акции. Груздиловича обвинили в том, что он вышел на проезжую 
часть. При этом движение на проспекте во время всей акции было перекрыто по 
неизвестной причине. Журналиста отвезли на милицейской машине к гостинице 
«Европа», где ему выписали штраф размером 210 тыс рублей за нарушение правил 
дорожного движения. 

2 июня в Крупках (Минская область) милиция задержала фотографа Геннадия 
Веретинского. Он приехал туда вместе с двумя активистами Объединенной 
гражданской партии, которые собирались встретиться с местным населением. Когда 
активисты раздавали листовки, журналист был задержан вместе с ними и доставлен в 
РУВД Крупского района. Всем задержанным милиция угрожала составлением 
административных протоколов за раздачу информационных материалов. Однако 
примерно через час после задержания всех освободили, переписав паспортные данные. 

6 июня администратора группы «Рудобельская показуха» в соцсети 
“Одноклассники” Андрея Паука оштрафовали на 2,1 млн рублей (94 евро) по ст. 9.2. 
КоАП Республики Беларусь (“Клевета"). Такое решение принял судья Октябрьского 
районного суда (Гомельская область) Владимир Василевский. Протокол был составлен 
по заявлению заместителя начальника идеологической работы, культуры и по делам 
молодежи Октябрьского райисполкома Сергея Заричного. Основанием для обращения в 
милицию стал пост Андрея Паука, в котором он выражал подозрения в 
коррумпированности чиновника. Сам администратор признает, что хотел задать 
вопрос, но получилось утверждение. Он принес извинения заявителю в суде, но тот не 
принял их. 

21 июня журналист-фрилансер Константин Жуковский и телеоператор Алексей 
Атрощенко были задержаны в городе Лоев Гомельской области, когда они снимали 
местный кирпичный завод, чтобы сделать репортаж для телеканала “Белсат” о 
состоянии экономики в регионах Беларуси. Съемки были внезапно прерваны 
сотрудниками ГАИ. Позднее прибыли местные милиционеры и насильственно 
задержали журналистов. 

“Милиция прибыла и жестко задержала меня и моего коллегу Алексея. Мы были 
доставлены в отделение милиции. Они выхватили оборудование из наших рук, сломали 
его. Я был сбит с ног на пол, мне надели наручники, прижимали коленом голову; 
человек, который сделал это, назвал себя заместителем начальника Геннадием 
Маджарой",- сообщил БелаПАН Константин Жуковский. Журналист также рассказал, 
что он имел высокое кровяное давление; была вызвана скорая помощь, он получил 
инъекцию. Константин Жуковский и Алексей Атрощенко провели шесть часов в 
отделении милиции. Никаких протоколов составлено не было. Атрощенко подал 
заявление в Следственный комитет Республики Беларусь с требованием расследовать 
инцидент. 

28 июня четыре протокола об административном правонарушении были 
составлены в отношении независимого журналиста Константина Жуковского и два – 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 18 

в отношении его коллеги Aлексея Атрощенко в результате их жесткого задержания в 
Лоеве 21 июня. Протоколы были составлены Андреем Kличевым через неделю после 
задержания и отправлены журналистам по почте. Жуковский был обвинен в 
оскорблении двух чиновников местного райисполкома – Ирины Пастуховой и Натальи 
Каурой, а также заместителя начальника местной милиции Геннадия Маджара, 
который задерживал его (два протокола); третий протокол был составлен за 
неповиновение сотруднику милиции (Геннадию Маджаре), четвертый – за мелкое 
хулиганство. По протоколам, Жуковский кричал, говорил проклятия и своими 
действиями демонстрировал открытое неуважение к публике. Aляксей Атрощенко был 
обвинен в оскорблении должностных лиц и неподчинении законным требованиям 
милиции: он якобы оскорбил двух женщин, а затем отказался сесть в машину, чтобы 
ехать в отделение милиции. 26 июля при рассмотрении дела Жуковского в Лоевском 
районном суде три из четырех протоколов, кроме протокола за мелкое хулиганство, 
составленных в отношении Жуковского, были возвращены судьей Антониной 
Музыченко на доработку в милицию. 

12 августа в Лоеве майором милиции Андреем Хичовым был составлен протокол 
против журналиста-фрилансера Константина Жуковского. Он был обвинен в 
незаконном проведении опроса общественного мнения (статья 9.28 Кодекса об 
административных правонарушениях). Это стало пятым обвинением против 
журналиста после его жестокого задержания 21 июня. Согласно документу, опрос 
общественного мнения, посвященный геополитической ситуации, был проведен 
журналистом на территории Лоевского района без надлежащей аккредитации; затем 
его результаты появились на Белсате. 

1 июля стало известно, что несколькими днями ранее корреспондента газеты 
"Ганцавіцкі час” Никиту Яроша вызвали в милицию, чтобы взять с него объяснения 
по жалобе из Ганцевичского райисполкома. Руководство районной вертикали сочло, 
что редакция газеты нарушила законодательство о СМИ, разместив на своем сайте 
аудиозапись разговора Никиты Яроша с заместителем начальника отдела по 
идеологической работе Ириной Бужан. Из прокуратуры жалобу направили на 
рассмотрение в милицию. Тем временем редакция "ГЧ" получила письмо из 
Министерства информации Республики Беларусь, в котором требовались разъяснения 
относительно факта размещения разговора М. Яроша с И. Бужан в открытом доступе в 
интернете. Важно отметить, что с момента этого разговора прошло уже почти пять 
месяцев. 

11 ноября журналисты-фрилансеры Константин Жуковский и Алексей 
Атрощенко были доставлены в отделение милиции в городе Светлогорске 
Могилевской области. Они были задержаны на центральной площади, когда снимали 
деревья, спиленные городскими властями. Сначала милиция подошла к журналистам и 
попросила показать документы. После майор милиции, представившийся Вежевичем, 
подбежал к журналистам и велел им показать документы снова. Журналисты ответили, 
что только что показали их, и нет никаких причин, чтобы делать это снова. 

«Майор сказал, чтобы мы прошли в отделение. Мы не сопротивлялись. В 
отделении он вел себя неадекватно: хватался за камеру, за руку, толкал меня, 
оскорблял, старался всячески спровоцировать. Я написал жалобу на такие действия 
милиционера. Потом майор завел нас в какой-то уголок и приказал выкладывать все 
вещи. Мы сказали, что сделаем это только тогда, когда будет составлен протокол 
личного осмотра. Через некоторое время майора позвали, а два новых милиционера, 
которые пришли вместо него, составили протокол осмотра», – рассказал Константин 
Жуковский. 



CМИ в Беларуси 2016 

 19 

Журналисты были опрошены; их личные вещи осмотрены милицией. Проведя 
около трех часов в отделении милиции, они были освобождены. 

8 декабря журналистов независимой газеты «Наша нива» Никиту Недоверкова 
и Ирину Ореховскую задержала милиция. Журналисты снимали акцию 
оппозиционной организации “Молодой фронт", участники которой развешивали 
национальные флаги в центре Минска. По словам журналистов, какой-то человек 
подошел к патрульной машине и указал, что это именно они развешивали флаги. 
Однако журналисты освещали акцию, у них в руках была камера. Также сотрудники 
милиции утверждали, что журналисты не имеют права их снимать, так как это 
вмешательство в личную жизнь. Около часа журналисты провели в отделении 
милиции, после чего их отпустили. 

15 декабря Александр Лапшин, российско-израильский блогер, был задержан в 
Минске по запросу о выдаче из Азербайджана. Он был задержан в минском отеле 
вскоре после прибытия в Беларусь. Первую ночь после задержания Лапшина держали в 
Первомайском РУВД, потом поместили в изолятор на улице Володарского. 

Лапшин жил в Москве и писал на русском языке в популярном блоге о 
путешествиях. Он находился в международном розыске по инициативе Азербайджана 
из-за посещения спорного района Нагорного Карабаха и за критику в своем блоге 
политики властей Азербайджана. 

17 января 2017 г. решение об экстрадиции Александра Лапшина Азербайджан 
подписал заместитель генерального прокурора Беларуси Алексей Стук. 26 января 
Минский городской суд признал законным это решение. 7 февраля Верховный Суд 
Беларуси оставил без удовлетворения жалобу Лапшина на решение Минского 
городского суда, после чего блогер был депортирован в Азербайджан. 

 
 

Физические посягательства в отношении журналистов  

 
25 января в помещении суда Фрунзенского района г. Минска сотрудники 

милиции задержали и избили журналиста портала TUT.BY Павла Добровольского. 
Журналист находился в суде для освещения резонансного судебного процесса. Он 

фиксировал на камеру мобильного телефона процесс задержания в суде двух 
активистов, которые держали плакат “Нет - политическому преследованию!”, и был 
задержан вместе с ними. 

Сотрудники милиции затолкали Добровольского и двух активистов в соседнюю с 
залом суда комнату и избили. 

У Павла Добровольского было удостоверение журналиста, на которое он тщетно 
пытался обратить внимание сотрудников милиции. Свидетельство забрали вместе с 
мобильным телефоном. 

В тот же день в отношении журналиста был составлен протокол об 
административном правонарушении, и в здании того же суда П. Добровольский был 
оштрафован судьей Марией Ерохиной на 9,45 миллиона белорусских рублей (около 420 
евро) за “мелкое хулиганство” (статья 17.1 Кодекса об административных 
правонарушениях) и "неповиновение законным требованиям должностных лиц" (статья 
23.4 КоАП). 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 20 

У Павла Добровольского остались гематомы на лице и теле, были порваны куртка 
и брюки. Журналист снял побои и подал заявление в Следственный комитет РБ 
относительно действий милиции. 

Избиение журналиста осудили ОБСЕ и международная правозащитная 
организация «Репортеры без границ». 

1 марта судья Минского городского суда Валерий Комиссаров рассмотрел 
кассационную жалобу Павла Добровольского относительно инцидента с задержанием и 
избиением 25 января и оставил решение Фрунзенского районного суда в силе. 

28 апреля, после проверки в течение трех месяцев, Следственный комитет 
Беларуси отказался возбуждать уголовное дело по жалобе Павла Добровольского. 
Следователь Семен Пицко согласился с версией сотрудников милиции и пришел к 
выводу, что применение силы было законным, так как Добровольский выглядел как 
преступник. Журналист якобы вмешивался в действия милиции, выкрикивал 
оскорбления и схватил их за одежду. Следы побоев на теле журналиста, считает 
следователь, возможно, появились, когда офицеры пытались зафиксировать его у стены 
и на полу. Запись на мобильном телефоне Добровольского, сделаная в комнате, где его 
избивали, была признана Следственным комитетом не имеющей отношения к проверке. 

12 апреля в Гомеле журналисты снимали и фотографировали пожар, который 
происходил на обойной фабрике "Фокс"; на них с палками и нецензурной бранью 
неожиданно набросились охранники предприятия. Они стали закрывать пожар с 
внутренней стороны ограждения развернутыми обоями и бросать палки, чтобы 
прогнать операторов. Журналистов, которые влезли на ворота, чтобы продолжать 
снимать, били по рукам и камерам. Несмотря на агрессивность охраны, журналисты 
смогли выполнить свою работу. 

1 мая лидер российского байкерского движения "Ночные волки" Залдастанав 
разозлился и толкнул журналиста телеканала “Белсат” Александра Левчука, который 
спросил его мнение насчет того, что СССР в начале Второй мировой войны выступал 
на стороне Гитлера, напал на Польшу, страны Балтии и Финляндию. 

21 июня журналист-фрилансер Константин Жуковский был жестко задержан в 
городе Лоев Гомельской области (вместе с оператором Алексеем Атрощенко), когда 
снимали местный кирпичный завод, чтобы сделать репортаж для телеканала Белсат о 
состоянии экономики в регионах Беларуси. Работа была внезапно прервана ГАИ, 
местные милиционеры прибыли позднее и насильственно задержали журналистов. 

"Милиция прибыла и жестко задержала меня и моего коллегу Алексея. Мы были 
доставлены в отделение милиции. Они выхватили оборудование из наших рук, сломали 
его. Я был сбит с ног на пол, мне надели наручники, прижимали коленом голову; 
человек, который сделал это , назвал себя заместителем начальника Геннадием 
Маджарой”, – сообщил БелаПАН Константин Жуковский. Журналист также рассказал, 
что у него было высокое кровяное давление. Была вызвана скорая помощь. Ее 
сотрудники сделали ему инъекцию. 

"Когда очнулся, потребовал книгу замечаний и предложений, где описал все, что 
произошло, – рассказал Жуковский. – На запись в книге отреагировал представитель 
районного отдела Следственного комитета, который взял у меня объяснения и 
заявление об инциденте и выписал направление на судебно-медицинскую экспертизу. 
Нас держали в РОВД около шести часов, а затем отпустили. Протоколов не 
составляли. Когда я вернулся в Гомель, то сходил на экспертизу, так как у меня сильно 
болели шея, плечо и подпухли запястья рук". 



CМИ в Беларуси 2016 

 21 

Кроме заявления в Следственный комитет, Константин Жуковский и Алексей 
Отрощенков подали жалобу на имя начальника областной милиции, в которой указали, 
что в Лоевский РОВД их доставили без законных на то оснований и с применением 
насилия. Однако ни одна из жалоб не возымела результата. 

 
 

Изъятие, повреждение, конфискация техники 
 

5 Июля в Бресте милиционеры изъяли ноутбук и мобильный телефон у 
известного блогера Сергея Петрухина, который занимается журналистскими 
расследованиями коррупции в среде государственных чиновников и сил безопасности и 
выкладывает видео на своем YouTube-канале «Народный репортер». Три месяца назад, 
в апреле, Петрухин опубликовал видео о том, как чиновник Комитета государственного 
контроля якобы незаконно получил земельный участок в центре города от председателя 
горисполкома Бреста. Репортаж привел к возбуждению уголовного дела. В мае блогер 
был допрошен милицией об онлайн-комментарии относительно должностного лица 
Комитета государственного контроля. После расследование не велось. По мнению 
Сергея Петрухина, расследование возобновилось после его выдвижения в парламент в 
ходе избирательной кампании. 

6 декабря во время ареста блогеров Юрия Павловца (в Минске) и Дмитрия 
Алимкина (в Бресте), против которых были возбуждены уголовные дела за разжигание 
ненависти (ст. 130 Уголовного кодекса РБ) из-за публикаций на российских сайтах 
Regnum, Lenta.ru, EADaily, у них были проведены обыски и изъятие техники 
Следственным Комитетом РБ. 

9 декабря Следственный комитет Республики Беларусь сообщил об аресте 
сотрудника российского сайта "Регнум" Сергей Шиптенко в рамках расследования 
уголовного дела по ст. 130 Уголовного кодекса РБ. У него дома тоже был проведен 
обыск, изъята оргтехника. 

 
 

Предупреждения Министерства информации 

 
2 марта сайт nn.by ("Наша Ніва") и ej.by ("Ежедневник") получили письменные 

предупреждения Министерства информации за нарушение закона о СМИ. Информация 
об этом была размещена на сайте министерства под названием «Закон о СМИ нужно 
выполнять”. Сайт “Нашей нивы” был предупрежден за публикацию «В Беларуси 
красный уровень демографической опасности: ежегодно “вымирает” райцентр” – по 
мнению министерства, это дискредитирует результативность государственной 
демографической политики. “Ежедневник” получил предупреждение за 
“дискредитацию вооруженных сил Республики Беларусь” – текст о боевой готовности 
белорусского армии сопровождался фотографией немецкой боевой техники времен 
Второй мировой войны. 

10 августа Министерство информации Беларуси вынесло письменные 
предупреждения ряду распространителей продукции телевизионных средств массовой 
информации из-за нарушений законодательства о СМИ и авторском праве и смежных 
правах. Мининформ в июне-июле 2016 года провел плановые мониторинги 
деятельности операторов электросвязи в Брестской, Минской областях и Могилеве 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 22 

(ОАО "Брестоблгарант", ООО "ТВСАТ", ООО "Мир-ТВ", ООО "Эфир-ТВ", ЧУПТП 
"Сфера ТВ", ООО "Норд", ОДО "Свет", ООО "Цифра", ООО "Гарант телевизионный 
коммунальный сервис", ОДО "Джем ТВ", ОДО "Электросвязь", ОДО "САТ-ТВ"). По 
итогам проведенных мониторингов выявлены нарушения законодательства о средствах 
массовой информации и авторском праве и смежных правах, в частности: 

− недоведение абонентам рядом операторов электросвязи телепрограмм, 
входящих в обязательный общедоступный пакет телепрограмм и 
несоблюдение последовательности (очередности) их трансляции 
(обязательный общедоступный пакет телепрограмм утвержден 
постановлением Совмина №407 от 13 мая 2015 года); 

− осуществление трансляции иностранных телепрограмм, не получивших 
разрешения для распространения на территории Республики Беларусь; 

− неуведомление Министерства информации о начале (прекращении) 
распространения телепрограмм; 

− трансляция телепрограмм эротического содержания без специального 
кодирования. 

Ведомство вынесло письменные предупреждения вышеназванным операторам 
электросвязи. 

26 декабря Министерство информации РБ вынесло письменное предупреждение 
независимому информационно-публицистическому интернет-порталу «Витебский 
курьер» (vkurier.by) «за распространение недостоверной информации, которая может 
нанести вред общественным интересам». В официальном сообщении на сайте 
министерства не уточнялось, какая именно информация имелась в виду. 

31 декабря из ответа заместителя министра информации на запрос ОО "БАЖ" 
стало известно, что с января по ноябрь 2016 года Министерство информации вынесло 
15 предупреждений: 7 – средствам массовой информации и 8 – информационным 
ресурсам, которые распространяются с помощью глобальной компьютерной сети 
Интернет. Всего за 2016 г. Мининформ вынесло 16 предупреждений (8 – СМИ и 8 – 
интернет-ресурсам). 

Кроме того, в 2016 г. Министерством информации были приняты решения об 
ограничении доступа к 47 информационным ресурсам (к одному из них доступ был 
восстановлен). 21 из этих ресурсов были заблокированы за распространение 
информации, направленной на сбыт наркотических средств, 13 – за распространение 
экстремистских материалов, 11 – за ненадлежащую рекламу, 2 – за пропаганду 
порнографии, насилия и жестокости. 

 
 

Ограничения свободы деятельности в Интернете 

 
15 февраля не было доступа к сайту информационного агентства БелаПАН из-за 

хакерской атаки. Это была не первая хакерская атака на сайт информационного 
агентства во время общественно значимых событий. Как отметил БелаПАН: "Это 
случилось в день, когда происходили важные события в жизни страны: митинг 
индивидуальных предпринимателей на Октябрьской площади Минска и заседание 
Совета ЕС в Брюсселе, на котором рассматривался вопрос о снятии санкций с 
большинства белорусских чиновников". 



CМИ в Беларуси 2016 

 23 

16 августа из-за действий неизвестных лиц не работал сайт могилевского 
отделения правозащитного центра "Весна" mspring.online. По словам журналиста 
сайта Александра Буракова (младшего), кто-то специально пытался заблокировать 
доступ к сайту системному администратору. Фактически сайт был полностью 
разрушен. Чтобы возобновить работу ресурса, понадобилось шесть часов. Журналисты 
mspring.online связывали попытку помешать работе сайта с выборами в Палату 
представителей Национального собрания Республики Беларусь. Фактически их сайт 
являлся единственным независимым веб-ресурсом в Могилеве, который регулярно 
давал информацию об избирательной кампании. 

26 сентября суд Центрального района Минска принял решение заблокировать на 
территории Беларуси сайт белорусского анархистской группы «Луч» pramen.io, из-за 
якобы размещенных на нем «экстремистских материалов». «Настоящей же причиной 
является то, что наш сайт представляет альтернативную официальной точку зрения на 
события в Беларуси и в мире, – отметили представители группы. – Его блокировка – 
закономерный шаг по уничтожению государством любых неподконтрольных средств 
информации». 

 
 

Нарушения, связанные с доступом к информации 

 
26 января журналист портала TUT.BY Павел Добровольский, который был 

избит милицией во время освещения судебного процесса 25 января, обратился в 
Государственный комитет судебных экспертиз, чтобы зафиксировать побои. Вместе с 
ним в управление приехали журналисты Екатерина Андреева и Андрей Рябчик. При 
их появлении сотрудники учреждения вызвали милиционеров. Милиционеры 
запретили журналистам фотографировать и все время, пока те находились в 
помещении, наблюдали за ними. 

31 марта журналистка независимой газеты "Intex-press" (Барановичи) Татьяна 
Некрашевич получила ответ на свою жалобу из-за отказа чиновников 
государственного Управления капитального строительства предоставлять информацию 
ее изданию. В течение значительного времени журналисты этого независимого издания 
не могут добиться информации от Управления капитального строительства 
относительно того, что будет построено на месте барака, который власти собираются 
снести, а жители не хотят покидать. Главный инженер Александр Карпеня отказался 
отвечать на вопросы журналистки, в связи с чем она и направила жалобу. Как 
сообщила Т. Некрашевич, директор управления Владимир Дронкин не ответил ничего 
конкретного на вопросы, которые находятся в его компетенции, нарушая права 
журналистов на получение информации. В то же время он активно сотрудничает с 
официальной государственной газетой, которая издается в Барановичском районе. 

5 апреля корреспондент «Газеты Слонимской» Евгений Володащук был 
вынужден покинуть собрание жителей деревень Раховичи и Суринка Слонимского 
района из-за настойчивых требований представителя местных властей. Корреспондент 
был приглашен местными жителями на собрание с участием председателя 
Слонимского районного Совета депутатов Сергея Рогозика, где обсуждали судьбу 
местного озера – пошли слухи, что власти собираются его осушить. Когда приехал 
председатель райсовета Сергей Рогозик, то первое, что он сделал, – приказал 
журналисту, который вел съемки, оставить собрание. Материала для публикации уже 
хватало, и Евгений Володащук покинул собрание. Когда же статья уже была 
опубликована на сайте gs.by вместе с видеороликом, и очередной номер газеты 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 24 

отправлен в типографию, председатель Сергей Рогозик позвонил главному редактору 
«Газеты Слонимской» Виктору Володащуку и пригласил к себе в кабинет на беседу. 
Там он просил снять материал с печати, но редактор отказался. 

12 апреля в Гомеле журналисты снимали и фотографировали пожар, который 
происходил на обойной фабрике "Фокс"; на них с палками и нецензурной бранью 
неожиданно набросились охранники предприятия. Они стали закрывать пожар с 
внутренней стороны ограждения развернутыми обоями и бросать палки, чтобы 
прогнать операторов. Журналистов, которые влезли на ворота, чтобы продолжать 
снимать, били по рукам и камерам. Несмотря на агрессивность охраны, журналисты 
смогли выполнить свою работу. 

20 апреля было сообщено о систематических препятствия в получении 
информации редакцией газеты «Борисовские новости». В редакции допускают, что 
секвестр на информацию, о котором настойчиво упоминают в частных беседах те, кто 
находится в зависимости от районных властей, наложен Борисовском райисполкомом. 
Примером такого отношения является отказ ответить на вопросы корреспондента 
газеты Кристины Стасенок со стороны представителей Борисовской епархии БПЦ 
Московского Патриархата. Вопросы касались стройки Свято-Георгиевской 
православной церкви по улице Дымки. Корреспондент хотела взять комментарий у 
протоиерея, настоятеля храма Андрея Шабаловского. Сначала А. Шабаловский 
согласился дать интервью, но попросил позвонить на следующий день, чтобы 
согласовать место и время. Наутро А. Шабаловский извинился и сказал, чтобы К. 
Стасенок обратилась за разрешением к церковному руководству. Руководство в лице 
протодиакона Сергия Керко, выслушав просьбу, тоже посоветовало связаться с ним на 
следующий день. Причина все та же: нужно получить разрешение от высшего 
руководства, чтобы, в свою очередь, позволить настоятелю храма А. Шабаловскому 
дать интервью журналистке. В конце концов Сергий Керко отказался разговаривать с 
корреспондентом «Борисовских новостей». «Высшее начальство запретило нам 
сотрудничать с вашей газетой”, – примерно таким был результат переговоров, которые 
велись несколько дней. На вопрос, кто конкретно ввел запрет, протодиакон не ответил. 
Тогда Кристина Стасенок попыталась получить необходимые сведения у настоятеля 
прихода храма Рождества Христова протоиерея Александра Вербилы. Именно он в 
беседе с корреспондентом и оговорился, что Борисовский райисполком 
“рекомендовал» не давать негосударственной газете никакой информации. 

Также журналисты пытались взять интервью у инженера Борисовского 
исследовательского лесхоза Сергея Анатольевича о заготовках березового сока, но тот 
отказался отвечать на вопросы и посоветовал отправить в его организацию 
официальный запрос. 

В марте корреспонденты газеты хотели задать несколько вопросов работнику 
полигона ТКО (твердых коммунальных отходов). Однако тот посоветовал уже хорошо 
известную журналистам схему: обратиться к его непосредственному начальству. 
Начальник, в свою очередь, попросил сделать официальный запрос на интервью, чтобы 
согласовать это с еще более высоким руководством. 

О существовании распоряжения, которое запрещает чиновникам давать интервью 
и комментарии "Борисовским новостям", говорил и бывший районный архитектор 
Станислав Ткаченко. 

13 мая Министерство информации Беларуси отказалось аккредитовать 
корреспондента и видеооператора независимой информационной компании БелаПАН 
на XI Белорусский международный медиафорум, который проводился в Минске. Это 
лишило БелаПАН возможности освещать мероприятие, поскольку журналисты без 



CМИ в Беларуси 2016 

 25 

аккредитации туда не допускались. Получить комментарий в Министерстве 
информации по поводу причины отказа в аккредитации не удалось. 

16 мая независимой газете "Intex-Press" было сообщено из районного 
исполнительного комитета города Барановичи об отказе аккредитовать корреспондента 
Юлию Ивашко. 

Официальное письмо об этом было подписано заместителем председателя 
Александром Грицкевичем. В письме сообщалось, что райисполком не планирует 
расширять перечень изданий, которые допускаются для освещения его заседаний; все 
три издания, которые допускаются – государственные. 

30 мая редакция барановичской газеты "Intex-Press" получила ответ на 
письменный запрос, который содержал вопросы относительно участия в «одной из 
важнейших форм народовластия в Республике Беларусь» – Всебелорусском народном 
собрании. В письме, подготовленном руководителем отдела организационно-кадровой 
работы Татьяной Чилик и руководителем отдела идеологической работы, культуры и 
по делам молодежи Светланой Павлович, большинство вопросов независимой газеты, 
заданных в письменном запросе, остались без ответа. 

16 ноября в суде Партизанского района Минска рассматривалось дело против 
лидера оппозиционного «Молодого фронта» Дмитрия Дашкевича. Корреспондент 
Радио Свобода была удалена из зала суда за попытку сфотографировать четырех 
сотрудников ОМОН, которые его задерживали и выступали свидетелями. Между тем, 
фотографирование не было запрещено, другие фото- и видеожурналистов остались в 
зале. 

16 ноября съемочную группу "Белсата" не пустили на встречу людей с 
инвалидностью с заместителем председателя Брестского облисполкома Виктором 
Саковским. Группа людей с инвалидностью, проживающих в неприспособленном для 
их перемещения доме и давно добивающихся от местных властей изменения ситуации, 
инициировала встречу с чиновником и пригласила на нее независимых журналистов. 
Однако Максим Хлебец, Александр Левчук и Милана Харитонова не смогли 
попасть на эту встречу. Запрет исходил от начальника одного из отделов облисполкома 
Ольги Воробей. Чиновница заявила, что встреча имеет личный характер и оставила 
журналистов за закрытыми дверями. 

5 декабря начальник Барановичской городской ветеринарной станции Сергей 
Николаев отказался дать корреспонденту "Intex-press" фото скорпиона, который укусил 
покупателя в одном из магазинов Барановичей. Журналистка "Intex-press" Елена 
Зеленко позвонила Николаеву с просьбой предоставить фотографию пойманного 
скорпиона для публикации. Однако тот ответил, что снимков у него нет – все фото он 
якобы удалил. Через некоторое время фотографии, представленные Николаевым, 
появились на сайте государственной районной газеты «Наш край». 

13 декабря могилевского журналиста БелаПАН Владимира Лапцевича не 
пустили в здание суда Октябрьского района Могилева, так как сотрудник охраны 
посчитал, что удостоверение корреспондента информационного агентства БелаПАН не 
является документом, который может удостоверить личность. Владимир Лапцевич 
хотел ознакомиться со списком судебных заседаний, назначенных на 13 декабря. 

14 декабря Константину Жуковскому, фрилансеру, который сотрудничает с 
"Белсатом", мешала выполнять профессиональные обязанности местная чиновница в 
поселке Октябрьском Гомельской области. Журналист снимал видео о дорогих 
автомобилях, которые местные чиновники купили за счет бюджетных средств. Пока 
Жуковский снимал здание местной администрации, к нему подошла управляющая 
делами Валентина Шлапакова, потребовала документы и запретила снимать здание. 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 26 

Она отталкивала журналиста, хватала за камеру, за одежду, требовала у него 
аккредитацию. 

14 декабря Управление внутренних дел Брестского облисполкома "закрыло" 
оперативную информацию о преступлениях, совершаемых в области. Если раньше 
журналисты могли узнать информацию о правонарушениях в регионе из милицейских 
сводок, то уже с 14 декабря они стали содержать только статистику. Причем были 
удалены и предыдущие сводки. Между тем, на сайтах УВД других областей сводки по-
прежнему доступны. По неофициальной информации Службы мониторинга ОО 
"БАЖ", сводки убрали по личному распоряжению начальника УВД Брестского 
облисполкома Федора Балейко. Возможно, что в этом сыграл свою роль широкий 
медийный резонанс дорожно-транспортного происшествия в Ляховичском районе, 
когда пьяный исполняющий обязанности ГАИ Барановичей насмерть сбил на 
автомобиле женщину. 

16 декабря на судебном процессе в Могилевском областном суде журналистам 
запретили делать аудиозапись по так называемому делу «черных риэлторов», которых 
обвиняли в шести убийствах. Как сообщил корреспондент информационной компании 
БелаПАН Владимир Лапцевич, сотрудник охраны пропустил журналистов в зал суда 
лишь после того, как они сдали свою аудио, видео, фотоаппаратуру, а также мобильные 
телефоны в камеру хранения. Он сослался на приказ судьи Григория Качалова, который 
рассматривал дело. В соответствии с белорусским законодательством аудиозапись в 
суде не может быть запрещена. Лапцевич сделал запись в книге замечаний и 
предложений о нарушении прав журналистов судьей Качаловым. 

 
 

Нарушения во время выборов в Палату представителей 
Национального собрания Республики Беларусь  

 
Выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь 

состоялись 11 сентября 2016 г. 
2 августа сотрудники милиции запретили журналисту-фрилансеру Дмитрию 

Коренко вести съемки у входа в помещение Центральной избирательной комиссии, 
расположенной в резиденции белорусского правительства. Журналист собирался 
снимать видеосюжет, связанный с последним днем подачи документов на регистрацию 
кандидатов в депутаты Палаты представителей. Однако в 18 часов у входа в ЦИК к 
Дмитрию Коренко подошли сотрудники милиции. Они заявили, что снимать 
административные здания в Беларуси можно «только для новостей» и попросили 
предъявить удостоверение журналиста, которого он как фрилансер не имел. 
Разбирательство продолжилось более часа, после чего милиционеры отпустили 
Коренко и посоветовали больше не снимать административные здания. 

10 августа на заседании одной из окружных избирательных комиссий в городе 
Борисове Минской области главный редактор независимой газеты «Борисовские 
новости» Анатолий Букас попросил дать для публикации в газете сведения о 
регистрации кандидатов в депутаты нижней палаты белорусского парламента. Павел 
Жуга, заместитель председателя и управляющий делами Борисовского райисполкома, 
ответил, что «не знает такой газеты». Жалоба, направленная Букасом в Центральную 
избирательную комиссию, была отклонена. 



CМИ в Беларуси 2016 

 27 

16 августа во время показа видеозаписи выступления кандидата от 
Объединенной гражданской партии Владимира Непомнящих в эфире гомельского 
местного телевидения был изменен лозунг, написанный на его одежде. Непомнящих 
был одет в футболку с лозунгом «За Беларусь без Лукашенко", когда его обращение к 
избирателям, гарантированное избирательным законодательством, записывалось 
телевидением. Тем не менее, в видео, показанном 16 августа, вторая половина лозунга 
была скрыта за экранной надписью с именем кандидата. Это позволило превратить 
лозунг в другой: «За Беларусь», который Александр Лукашенко использовал на своих 
выборах в 2010 году. Кандидат посчитал, что телевизионщики намеренно скрыли часть 
надписи, и напомнил, что в 2012 году его выступление вообще не пошло в эфир, а 
фотографию в такой футболке не принимали для агитационных плакатов. 

17 августа региональная газета «Вечерний Брест» отказалась печатать 
предвыборную программу кандидата в депутаты Палаты представителей от 
Белорусского социал-демократической партии (Грамада) Игоря Масловского. 
Основанием для отказа стал его призыв к избирателям не поддерживать кандидатов от 
власти. В частности, в программе кандидата говорится: «Не поддерживайте на выборах 
врачей, военных и других хороших людей – они кандидаты от власти. Все они хорошие 
люди, пока на своем месте, но все они зависимы от начальства и превращаются в 
«плохих» депутатов! эти «хорошие» люди голосуют за то, что им скажут. Именно с их 
молчаливого согласия повысили пенсионный возраст, лишили стажа тех, кто служил в 
армии, был в декретном отпуске, учился в университете и т.д. Именно они поддержали 
налог на безработных и ничего не сделали для создания новых рабочих мест». По 
словам Масловского, из ответа, подписанного исполняющей обязанности редактора 
газеты, следует, что это «может быть расценено как оскорбление в адрес людей разных 
профессий». 

20 августа газета «Островецкая правда» отказалась публиковать предвыборную 
программу кандидата в депутаты от Объединенной гражданской партии Николая 
Уласевича, несмотря на то, что в соответствии с законодательством Республики 
Беларусь все кандидаты имеют право на равный доступ к государственным СМИ во 
время избирательной кампании. Как сообщил Уласевич на своей странице в Facebook, в 
редакции газеты посчитали, что его предвыборная программа не соответствует 
требованиям, изложенным в ст. 47 и ст. 75 Избирательного кодекса Республики 
Беларусь. Эти статьи устанавливают, что предвыборная программа не должна 
содержать «пропаганды войны, призывов к насильственному изменению 
конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики 
Беларусь, к социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, призывов, 
побуждающих или имеющих целью поощрение к срыву, или отмене, или переносу 
срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики 
Беларусь, а также оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики 
Беларусь, других кандидатов в президенты Республики Беларусь, в депутаты». В своей 
программе, опубликованной в Facebook, Уласевич выступал против строительства АЭС 
в Беларуси и рассказывал о проблеме коррупции в стране. По мнению Уласевича, он не 
нарушал норм Избирательного кодекса, который не предусматривает цензуры 
программ кандидатов в депутаты. 

22 августа газета «Вечерний Минск» отказалась опубликовать предвыборную 
программу активиста оппозиции и телеведущего «Белсата» Юрия Хащеватского. 
Главный редактор «Вечернего Минска» Сергей Протас написал, что предвыборная 
программа «не может быть опубликована, так как она не соответствует требованиям 
статей 47 и 75 Избирательного кодекса Республики Беларусь». Однако редактор не 
указал, какие именно выражения Хащеватского нарушали закон. По словам Юрия 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 28 

Хащеватского, редактору могли не понравиться некоторые его слова о президенте 
Лукашенко. 

26 августа Гродненское областное государственное телевидение не выпустило 
в эфир обращение к избирателям кандидата в депутаты Палаты представителей от 
Объединенной гражданской партии Николая Уласевича. Николай Уласевич – 
инициатор общественной инициативы «Островецкая атомная – это преступление». В 
своем телеобращении к избирателям, которое было записано, но не вышло в эфир в 
запланированное время, Уласевич выступил против строительства в Беларуси атомной 
электростанции, а также затронул проблему коррупции. Согласно белорусскому 
законодательству, все кандидаты должны иметь равный доступ к государственным 
средствам массовой информации. 

11 сентября, в день выборов в парламент, корреспонденту независимой газеты 
«Наша ніва» запретили фотографировать на избирательном участке, где должен был 
голосовать президент Александр Лукашенко. Охранники в штатском мотивировали это 
тем, что он не был аккредитован как фотограф. 

 
 

Другие формы давления и нарушения прав журналистов и 
СМИ  
 
11 февраля КГБ пытался оказать давление на монтажера телеканала СТВ 

Александра Шимко, угрожая увольнением и внесением в «черный список», чтобы 
заставить его признаться в своем сотрудничестве с польским Белсат TВ. Человек в 
штатском, представившийся как «сотрудник госбезопасности» Андрей Андреевич, 
посетил Александра Шимко на работе. Угрожая, он потребовал, чтобы Александр 
признал, что работал на Белсат и впредь информировал КГБ обо всей его работе. На 
следующее утро «Андрей Андреевич» ждал Александра Шимко на улице и пытался 
заставить его пойти в КГБ для прохождения проверки на детекторе лжи. Монтажер 
отказался идти без повестки – тогда сотрудник КГБ дал ему подписать документ, 
обязывающий явиться в КГБ. 

12 февраля Радославу Домбровскому, журналисту «Белорусского радио Рация» 
(Польша), в очередной раз отказали в белорусской визе. Журналист собирался в Минск, 
чтобы посетить концерт участников музыкального фестиваля «Басовище». 
Домбровскому позвонили из белорусского консульства в Белостоке и попросили 
забрать документы без объяснения причин, заявив, что в противном случае ему опять 
поставят штамп «Въезд запрещен». В июне 2015 г. Радослав Домбровский также 
пытался посетить Беларусь в формате безвизового режима вместе с туристической 
группой из Польши. На пограничном переходе ему поставили в паспорт штамп о 
запрете въезда. Ранее Домбровскому отказали в белорусской визе в октябре 2013 г., 
когда он собирался на кинофестиваль "Листопад". 

28 марта стало известно, что журналист Василий Семашко, как он утверждает, 
был уволен из представительства российского информационного ресурса «Спутник» в 
Минске после публикации на сайте Радио Свобода его интервью о поездке на 
оккупированную часть Донбасса под названием «В ДНР людей пытают? А в минской 
милиции людей не пытают?». Глава представительства Андрей Качура 
прокомментировал заявление журналиста, заявив, что тот никогда не состоял в штате 
«Спутника», а привлекался к сотрудничеству время от времени. 



CМИ в Беларуси 2016 

 29 

29 апреля Гомельский журналист-фрилансер Константин Жуковский получил 
требование от Инспекции министерства по налогам и сборам по Центральному району 
Гомеля дать разъяснения относительно источников дохода за пять прошедших лет. В 
письме за подписью заместителя начальника инспекции Евы Зубрей утверждалось, что 
при сопоставлении его доходов и расходов установлено превышение расходов над 
доходами за последние три года в размере 31,9 миллиона рублей. Жуковский посчитал, 
что такое требование является еще одним из препятствий его журналистской 
деятельности со стороны властей, поскольку он каждый год вовремя подавал 
декларации о личных доходах, соответствующих его издержкам. 

21 июня автомобиль со съемочной группой «Белсата» был заблокирован на 
выезде с рынка «Лебяжий» под Минском. Руководство рынка вызвало милицию, чтобы 
задержать журналистов. Съемочная группа сопровождала лидера протестов 
предпринимателей Анатолия Шумченко, который прибыл на рынок, где в течение 
недели осуществлялись проверки и изъятия. Журналисты Белсата освещали ситуацию. 
Охранник рынка сказал, что заместитель директора рынка «Лебяжий» Валерий Зайцев 
приказал заблокировать машину предпринимателя на выезде. Журналисты также 
находились в автомобиле; причины блокировки им не объяснялись. Позже прибыла 
милиция. Руководство рынка потребовало, чтобы Шумченко и журналисты были 
доставлены в отделение милиции и обысканы. Записав личные данные Шумченко, 
милиционеры отпустили их. 

15 сентября видеооператора-фрилансера Алексея Атрощенко преследовал 
автомобиль, который наехал на него во время съемок в городе Наровля Гомельской 
области. Атрощенко вместе с журналистом Константином Жуковским снимали сюжет 
об экономическом положении в городе. Две машины преследовали их в Наровле: 
Mercedes, которым управляла первый заместитель председателя Норовлянского 
райисполкома Наталья Коваль, и Audi. Когда Атрощенко вышел и начал снимать 
переднюю часть первого автомобиля, чтобы зафиксировать номерной знак, водитель 
завела машину и поехала. Она ударила Атрощенко в колено, и он пошатнулся. 
Журналисты позвонили в милицию. Когда Жуковский спросил Коваль, почему за ними 
следят, та ответила, что это ее работа. После инцидента журналисты отправились в 
РОВД, где Алексей Атрощенко написал заявление. 

29 сентября фрилансеры Лариса Щирякова и Константин Жуковский вызвали 
интерес со стороны военной контрразведки КГБ Беларуси. Когда Евгений Меркис, 
председатель гомельского краеведческого объединения «Толока», пришел в областной 
исполком, чтобы выяснить ряд вопросов, связанных с организацией, официальные лица 
сказали ему, что кто-то хочет поговорить с ним в соседней комнате. Там был человек, 
который назвал себя Александром и подтвердил, что работает в КГБ. Он вынудил 
Меркиса провести много времени в комнате, задавал вопросы о деятельности «Tолоки» 
и мешал ему фотографировать. Наконец, «Александр» проявил особый интерес к 
членам «Толоки» – независимым журналистам Ларисе Щиряковой и Константину 
Жуковскому. Он расспрашивал, работают ли они на Белсат ТВ. 

2 октября российский телеканал НТВ пошутил о Лукашенко. Ведущий 
«Международной пилорамы» Тигран Кеосаян назвал Лукашенко единственным 
человеком в мире, способным силой слова испортить молоко. «Только он что заявит, 
сразу белорусское молоко в России признают испорченным и запрещают", – 
прозвучало в передаче, но с эфира «НТВ-Беларусь» именно этот фрагмент был 
вырезан. Член ОО «БАЖ» Борис Горецкий обратился в Белтелерадиокомпанию с 
просьбой рассказать, на основании каких документов происходит цензурирование 
передач НТВ. В ответе директор телеканала «НТВ-Беларусь» Маргарита Чистосердова 
сообщила, что канал действует в соответствии с законодательством, в том числе 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 30 

Законом «О СМИ». Позже сатирическая программа «Международная пилорама» была 
снята с эфира. Последний раз на НТВ-Беларусь передачу показали 30 октября. 



CМИ в Беларуси 2016 

 31 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СМИ 
 
14 апреля стало известно, что главный редактор «Газеты Слонимской» и 

«Отдушины» Виктор Володащук получил очередные отказы на свои обращения в РУП 
«Белпочта» и ГРУП "Белсоюзпечать" о включении слонимских негосударственных 
изданий в подписной каталог «Белпочты» и систему распространения через киоски 
"Союзпечати" на второе полугодие 2016 года. На свои запросы о возвращении газеты в 
государственную систему распространения главный редактор получает отказы, 
написанные как под копирку. Так происходит начиная с 2006 г., когда после 
президентских выборов «Газета Слонимская”, как и ряд других изданий, исключили из 
подписки на почте и распространения через газетные киоски. 

Виктор Володащук обращался с запросом в Министерство связи и 
информатизации, а также Министерство информации. Он пытался выяснить, что ему 
как издателю и главному редактору нужно сделать, чтобы “Газета Слонимская” и 
“Отдушина” попали в подписной каталог и киоски, на что получил ответ, что в случае 
несогласия с действиями РУП “Белпочта” он имеет право обратиться в суд. Обращаться 
в суд, как то советует Минсвязи, Виктор Володащук не видит смысла, так как считает, 
что “это вопрос политической воли, а не конфликт хозяйствующих субъектов”. 

24 июня РУП «Белпочта» в очередной раз отказалась включать в подписной 
каталог на II полугодие 2016 г. барановичское независимое издание «Intex-press». 
«Белпочта» не сотрудничала с «Intex-press» с 2008 г. Однако в этом году, казалось, 
ситуация сдвинулась с мертвой точки. 1 июня редакция направила письмо в Брестский 
филиал РУП «Белпочта». Через некоторое время в редакцию позвонили его 
специалисты и уточнили, в какой отдел каталога издание хотела бы попасть – 
республиканских или районных изданий. Сказали также ждать, когда издание получит 
индекс. Но позже в редакцию пришло письмо из головного офиса «Белпочты» в 
Минске, куда редакция даже не обращалась. В письме за подписью заместителя 
генерального директора Геннадия Демьяненко редакцию уведомили, что “обязанность 
по включению в каталог не предусмотрена законодательством, выбор печатных 
изданий для формирования каталога с целью дальнейшего их распространения через 
подписку является правом РУП “Белпочта”” и что “требования по заключению 
договора и включения издания в каталог не основаны на нормах законодательства”. 

26 октября, согласно Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете 
на 2017 год», на государственные СМИ было выделено более 47 миллионов евро. Это 
на 3 млн евро больше, чем в 2016 г. Таким образом, в 2017 году из государственного 
бюджета Беларуси будет потрачено: 

− на телевидение и радиовещание – 39 млн евро; 
− на периодическую печать и издательства – 3,4 млн евро; 
− на «прочие вопросы в области средств массовой информации» – 4,9 млн 

евро. 
26 октября прокуратура Лидского района ответила на обращение ОО 

«Белорусская ассоциация журналистов» относительно распоряжения местных властей о 
подписке на государственные издания. В сентябре в прессу попало письмо Лидского 
райисполкома к руководителям предприятий и организаций района. В нем власти 
обращали внимание руководителей предприятий «на необходимость принятия мер по 
проведению подписной кампании на 4 квартал на издания «Советская Белоруссия», 
«Республика», «Звязда», «Гродненская правда», «Лидская газета» и другие...». 



СМИ в Беларуси 2016 
 

 32 

Количество выписанных изданий должно составлять не менее 50% от количества 
работников предприятия, – отмечалось в документе. 

ОО «Белорусская ассоциация журналистов» усмотрела в данном факте нарушение 
равных экономических условий для государственных и негосударственных печатных 
СМИ и обратилась в прокуратуру с просьбой проверить законность требований 
местных властей. В результате рассмотрения заявления ОО «БАЖ» прокуратура 
Лидского района сообщила, что письмо руководителям предприятий со словами 
«необходимо обеспечить» и «должна составлять» носило рекомендательный характер. 

8 декабря ГРУПП «Брестоблсоюзпечать» сообщило, что «не имеет возможности 
заключить договор на распространение газеты «Intex-press», в очередной раз отказав 
независимому изданию в распространении. 


	Изъятие, повреждение, конфискация техники …………………..
	Уголовные дела
	Другие судебные дела
	(кроме административного преследования)
	Задержание журналистов, административное преследование
	Физические посягательства в отношении журналистов
	Изъятие, повреждение, конфискация техники
	Предупреждения Министерства информации
	Ограничения свободы деятельности в Интернете
	Нарушения, связанные с доступом к информации
	Нарушения во время выборов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь
	Другие формы давления и нарушения прав журналистов и СМИ

