
 1 

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
6-19.10.2014 г. 
 
Еще два крупных штрафа журналистом-фрилансерам, сотрудничающим с 
зарубежными СМИ, – Андрею Мелешко и Александру Буракову. Между тем, 
государственные органы, к которым ОО "БАЖ" обращалась в защиту прав 
коллег, продолжали отвечать отписками. Например, Верховный Суд заявил, 
что "поставленные в обращении вопросы, касающиеся несогласия с 
действиями сотрудников милиции, к компетенции Верховного Суда не 
относятся". Ранее на обращение ОО «БАЖ» подобным образом ответили 
Палата представителей, МВД и Генеральная прокуратура. 
 
7 октября Гродненский районный суд оштрафовал журналиста-фрилансера Андрея 
Мелешко на 35 базовых величин. Судья Анна Левусик признала журналиста 
виновным в незаконном изготовлении продукции СМИ (ст. 22.9. ч. 2 КоАП) и 
постановила взыскать с него 5 млн. 250 тыс. рублей штрафа. 
В качестве свидетеля в суд вызвали заведующего кафедры ботаники Гродненского 
госуниверситета имени Янки Купалы Олега Созинова, который подтвердил, что 
Мелешко брал у него интервью о создании экозаказника на Гродненщине. Материал 
с комментарием ученого появился на сайте "Беларускага Радыё Рацыя" в августе без 
указания имени автора. И на основании этой публикации было заведено 
административное дело в отношении А. Мелешко. 
Напомним, это уже второй по счету штраф журналисту за три месяцы согласно 
ст.22.9. ч.2 КоАП. 16 июня судья Октябрьского райсуда Гродно Дмитрий Кедаль 
оштрафовал его на 30 базовых. Основанием для того административного дела стала 
публикация про акцию гродненских врачей "За здоровое сердце”. Тогда 
милиционеры также составили протокол на основании опроса врачей, которые 
засвидетельствовали, что именно Мелешко беседовал с ними. 
 
8 октября Ленинский райсуд Могилева оштрафовал журналиста Александра 
Буракова на 6 млн. рублей за сотрудничество с зарубежным СМИ. Судья Елена 
Волкова признала его виновным в нарушении ч. 2 ст. 22.9 КоАП – незаконное 
изготовление и распространение продукции СМИ.  
Примером "незаконной продукции", которую якобы "произвел и распространил" 
журналист, суд посчитал размещенную на сайте DW.de 25 августа 2014 г. статью 
"Тропой контрабандиста: работают ли российские санкции в приграничье?" за 
подписью Александра Буракова и некоторые другие публикации. Статьи на сайте 
русской службы радио "Немецкая волна" стали также основанием для обыска в его 
личной квартире и квартире его родителей 16 сентября. Журналист не признает за 
собой вины и будет обжаловать решение суда. 
 
8 октября редактор малотиражной региональной газеты "Вольны горад" Сергей 
Неровный получил повестку в суд Кричевского района. Заявление о защите чести, 
достоинства, деловой репутации в суд подала начальник идеологического отдела 
Кричевского райисполкома Марина Максимова. 



 2 

Основанием жалобы стала статья "Не в своем кресле?", размещенная 14 сентября 
на сайте газеты и в печатном номере издания. В публикации журналист газеты 
"Вольны горад" Василий Чуб поднимал тему замалчивания властями Кричевского 
района и государственной районной газеты "Крычаўскае жыццё" информации о 
последствиях обвала стены местной школы.  
Чиновница требует опровергнуть сведения, которые, по ее мнению, оскорбляют ее 
честь, достоинство и деловую репутацию. А также хочет взыскать с ответчиков 
компенсацию морального ущерба в размере 10 млн. рублей и госпошлину в размере 
450 тыс. рублей, которую она оплатила.  
 
9 октября в Борисове как минимум два журналиста, которые освещали футбольный 
матч Беларусь - Украина, столкнулись с препятствиями в работе. Корреспондентку 
"Нашай Нівы" Ирину Ореховскую сотрудники милиции заставили удалить 
видеосъемку задержания футбольного болельщика, который был в шарфе с гербом 
"Погоня". А телеоператора Александра Борозенко задерживали для проверки 
документов - после отснятой им сцены того, как на стадион не пускали болельщика в 
шарфе "Беларусь. Мы победим".  
Огульно в день матча в Борисове был задержан 41 человек. 16 из них отпустили 
после выяснения личности, 25 человек судили 10 октября в Борисовском райсуде. Из 
них 14 украинцев. Официальная причина задержания и привлечения к 
ответственности - "нахождение в общественном месте в нетрезвом состоянии" и 
"мелкое хулиганство". Неофициально высказываются мнения, что под задержания 
попали особо активные исполнители "песни про Путина" с нецензурной лексикой, а 
также те, кто имел одежду с "Погоней" и бело-красно-белым флагом и надписями 
"Слава Украине!" и "Жыве Беларусь!". 
 
13 октября вечером на белорусско-польской границе сотрудники таможни в пункте 
пропуска "Брузги" сняли с рейсового автобуса и направили на личный досмотр члена 
ОО "БАЖ", публициста и политика Павла Северинца. В результате у него изъяли 20 
книг авторства политэмигранта Зенона Позняка. Таможенники заявили, что книги 
будут направлены в комиссию по выявлению экстремизма в информационной 
продукции при Гродненском исполкоме.  
 
13 октября ОО "БАЖ" получило официальный ответ от Верховного Суда на 
обращение в защиту прав фрилансеров. Напомним, что 26 сентября журналистская 
организация выступила с заявлением протеста по поводу преследования 
журналистов, которые размещают свои материалы в зарубежных медиа. ОО "БАЖ" 
требовало, чтобы сотрудники органов внутренних дел и других государственных 
органов прекратили административное преследование журналистов-фрилансеров, 
чтобы судебные решения, вынесенные в отношении журналистов по ч. 2 ст. 22.9 
КоАП, были опротестованы уполномоченными должностными лицами, а также чтобы 
субъекты нормотворчества привели акты законодательства Республики Беларусь в 
сфере свободы высказывания мнения в соответствие с Конституцией и 
Международным пактом о гражданских и политических правах. 
Текст заявления был направлен Генеральному прокурору, министру внутренних дел, 
председателю Комиссии по правам человека, национальных отношениях и СМИ 
Палаты представителей Национального собрания, а также председателю 
Верховного Суда. 



 3 

Заместитель председателя Верховного Суда Валерий Калинкович в своем ответе 
перенаправил ОО "БАЖ" к другим инстанциям. "…Поставленные в вашем обращении 
вопросы, которые касаются несогласия с действиями сотрудников милиции, к 
компетенции Верховного Суда не относятся", - говорится в ответе из ВС. 
Раньше на обращение ОО "БАЖ" уже ответили Палата представителей, МВД и 
Генеральная прокуратура.  
Из Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальных 
отношениях и СМИ ответили, что "не имеют права контролировать деятельность 
судов и других государственных органов, а также давать оценку законности решений, 
которые принимаются государственными органами и должностными лицами" и 
посоветовали обжаловать судебные постановления в судах высших инстанций, а 
действия милиционеров - в МВД. 
Из МВД написали, что "по всем перечисляемым Вами фактам составления 
сотрудниками органов внутренних дел протоколов об административных 
правонарушениях по ч. 2 ст. 22.9 КоАП дела рассмотрены судами", и "министерство 
внутренних дел не имеет полномочий на их пересмотр". А по вопросам 
совершенствования законодательства о СМИ необходимо обращаться в 
Мининформации. 
Генпрокуратура написала, что право обжаловать вынесенные судебные решения 
имеют те, кого судили - они могут "обратиться с соответствующими жалобами в 
органы прокуратуры или в суд". 
 
15 октября утром была организована мощная dDos-атака на информационный 
ресурс charter97.org. Согласно службе техподдержки сайта «Хартии-97», с IP-адреса 
107.150.62.19 проводилось массированное сканирование сайта и сервера на наличие 
уязвимых мест. В течение 10 минут к серверу было направлено огромное количество 
запросов, что привело к замедлению работы и проблемам с доступом. Атака была 
остановлена. Направлена жалоба американскому провайдеру, которому 
принадлежит IP-адрес, - сообщила редакция сайта.  
 


