
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
9-15.02.2015 г. 
 
Препятствия при выполнении профессиональных обязанностей, угрозы, отказ 
еще одного государственного органа от ответственности за блокирование 
сайтов, отклонение кассационной жалобы, а также снятие с правозащитного 
доклада подозрений в экстремизме – основные события обозначенного 
периода.  
 
9 февраля гродненский журналист, член ОО "БАЖ" Виктор Сазонов сообщил, что 
получил через свою страницу в социальной сети "Вконтакте" сообщение с угрозой для 
жизни. По словам Сазонова, это уже второе подобное сообщение за последние 
несколько месяцев. 
 
10 февраля Верховный суд (судья Катерина Короткевич) отклонил жалобу издателя 
Игоря Логвинова на решение Экономичного суда Минска о штрафе и конфискации 
прибыли. Напомним, 9 января судья экономичного суда Сергей Кулаковский 
постановил оштрафовать частное издательство "Логвинов" на 30 базовых величин, а 
также конфисковать прибыль, полученную издательством в 2014 г., в размере более 
960 млн рублей (около 70 тыс. евро по курсу на момент принятия решения суда). Судья 
Кулаковский признал предприятие виновным в "незаконной предпринимательской 
деятельности" (ст. 12.7 ч.2 КоАП) - продаже книг без регистрации в Мининформации. 
Издательство "Логвинов" было вынуждено работать без регистрации в реестре 
распространителей информации, поскольку во включении в него Мининформ 
отказывал 6 раз в течение года.  
 
10 февраля стало известно, что частное издательство "Логвинов" не допустили 
участвовать в Международной книжной выставке-ярмарке, которая проходила в 
Минске 11-15 февраля. По словам Игоря Логвинова, директор предприятия-
организатора ООО "Макбел" сообщил, что не предоставит "Логвинову" площади на 
выставке, поскольку есть соответствующий приказ Министерства информации. 
 
11 февраля Министерство связи и информатизации в официальном ответе на запрос 
ОО "БАЖ" сообщило, что не принимало мер по ограничению доступа к независимым 
интернет-изданиям (belapan.com, belapan.by, naviny.by, belaruspartisan.org, udf.by, 
21.by, gazetaby.com, zautra.by, charter97.org.).  
Первый заместитель министра Дмитрий Шедко сообщает, что порядок ограничения 
доступа пользователей к отдельным интернет-ресурсам определен специальным 
Положением, которое утверждено совместным постановлением ОАЦ и Минсвязи. 
Согласно положению, список ограниченного доступа формируется в РУП "БелДИЭ". 
Таким образом, ни один из государственных органов не взял на себя ответственность 
за блокирование независимых интернет-сайтов в Беларуси с 19 по 22 декабря 2014 
года. 
Напомним, 22 декабря ОО "БАЖ" направило в Генпрокуратуру, Управление МВД по 
раскрытию преступлений в сфере высоких технологий и ОАЦ обращения с 



требованием провести проверку незаконного блокирования ряда сайтов в конце 
декабря, установить и привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении 
законодательства. 
 
12 февраля стало известно, что Республиканская экспертная комиссия по оценке 
информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) признаков экстремизма 
завершила проверку совместного доклада британских и белорусских 
правозащитников "За полчаса до весны: доклад о неравенстве и дискриминации в 
Беларуси". Как следует из заключения комиссии экстремизма в докладе не нашли.  
Напомним, напечатанный в Великобритании и отосланный по почте в Беларусь, 
доклад был задержан таможней аэропорта "Минск-2" еще в начале августа 2014 г. 
Согласно председателю РПОО "Белорусский хельсинкский комитет" Олегу Гулаку, 
книги пока остаются на таможни, хотя экспертиза датирована 25 ноября. Идет 
дискуссия насчет процедуры возвращения задержанного тиража. 
 
13 февраля журналиста-фрилансера Андрея Мелешко вынудили покинуть выставку 
"Музея шоколада" в историко-археологическом музее Гродно. Первый заместитель 
начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам 
молодежи Гродненского облисполкома Александр Версоцкий заявил, что, пока не 
будет аккредитации и удостоверения, журналист не имеет права брать интервью в 
гродненских учреждениях культуры. Предъявленное удостоверение члена ОО "БАЖ" 
на чиновника не подействовало. Версоцкий заявил, что "таких удостоверений он 
может нарисовать много", и попросил покинуть помещение музея. 
Андрей Мелешко считает этот инцидент очередным запретом на профессию и 
нарушением его конституционных прав на получение и распространение информации. 
 
13 февраля стало известно, что жалоба распространителя газеты "Витебский курьер" 
Михаила Журавлева зарегистрирована в Комитете прав человека ООН. Официальное 
сообщение об этом получил правозащитник Павел Левінов, который помогал в 
составлении жалобы.  
Напомним, в 2012 г. сотрудниками РОВД Первомайского района Витебска был 
составлен протокол об административном правонарушении со стороны Журавлева - 
за незаконное, по мнению милиции, распространение газеты "Витебский курьер". 
Судья Первомайского райсуда Витебска Наталья Кораблина присудила Журавлеву 
штраф в размере 2,5 млн рублей. Обжаловать это судебное решение не получилось: 
судья Витебского облсуда Ирина Смолякова, а потом и председатель этого суда 
Николай Хомичонок, и заместитель председателя Верховного суда Валерий 
Калинкович не увидели оснований для отмены постановления.  
"Привлечение к административной ответственности за высказывание своего мнения 
путем распространения информации в печати нарушило право Михаила Журавлева, 
гарантированное ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 
ООН", - убежден Павел Левинов. 
КПЧ ООН уже рассмотрено почти 100 обращений граждан о нарушении Республикой 
Беларусь их прав и свобод. В большинстве случаев государство признано 
нарушителем. Еще около 70 обращений ждут рассмотрения. 
 
17 февраля судебная коллегия по гражданским делам Могилевского облсуда 
отклонила кассационную жалобу информагентства "БелаПАН", редакции газеты 
"Узгорак" и журналиста БелаПАН Владимира Лапцевича. Журналисты пытались 



обжаловать решение суда Горецкого района по иску председателя Горецкой районной 
организации Белорусского товарищества инвалидов Тамары Колтуновой. 
Иск Колтуновой касался публикаций Лапцевича с судебного процесса, который 
проходил в 2013 г. между членами районной организации товарищества инвалидов и 
председателем организации Тамарой Колтуновой. Колтунова посчитала, что 
опубликованные БелаПАН и "УзГоркам" высказывания ее оппонентов в суде 
оскорбляют ее честь, достоинство и деловую репутацию. Журналисты во время 
судебных слушаний доводили, что опубликованная информация достоверно 
передавала позиции сторон, высказанные на судебном процессе по делу Колтуновой. 
Юрист ОО "БАЖ" Олег Агеев считает, что СМИ фактически привлекли к 
ответственности за освещение судебного процесса - то есть, за их непосредственную 
работу. 
Напомним, что 18 декабря 2014 г. Горецкий райсуд постановил взыскать в пользу 
Колтуновой с ПТИУП "УзГорак", ЗАО "БелаПАН" и журналиста Владимира Лапцевича 
в солидарном порядке 6 млн рублей в качестве компенсации морального вреда. 
Ответчики также обязаны оплатить судебные расходы Т. Колтуновой.  
 


