
ОО  «Белорусская  
ассоциация  

журналистов»

Электронный 
Бюллетень

w w w.baj.by Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

sv
ab

od
a.
or
g



Ресурсы негосударственных и государственных медиа (ес-
ли сравнивать по экономическим, правовым, политиче-
ским, технологическим параметрам) существенно отли-
чаются. В Беларуси, если вести речь об общественно-
политических СМИ, на каждые девять государственных 
изданий приходится одно негосударственное… Значит, не-
смотря на несопоставимые масштабы государственных и 
негосударственных СМИ, а также неравные условия, уро-
вень доверия к столь разным СМИ в целом вполне сопо-
ставим... В итоге государственные СМИ в нашей стране 
оказывают большее влияние на общество не за счет ка-
чества, а за счет количества и неравных условий.

Олег Манаев,  
основатель Независимого института  

социально-экономических  
и политических исследований  

(НИСЭПИ)

02

Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://zautra.by/art.php?sn_nid=14199&sn_cat=24
http://zautra.by/art.php?sn_nid=14199&sn_cat=24
http://zautra.by/art.php?sn_nid=14199&sn_cat=24
http://zautra.by/art.php?sn_nid=14199&sn_cat=24
http://zautra.by/art.php?sn_nid=14199&sn_cat=24


СОДЕРЖАНИЕ:

Основные события в сфере СМИ  
в январе–марте 2013 г.  . . . . . . . . . . . . . . . . .                  4

Рейтинги, индексы, статистика  . . . . . . . . . . . .           12

03

Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень



ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ  
В СФЕРЕ СМИ  
в январе–марте 2014 Года 

В первом квартале 2014 г. в сфере СМИ сохра-
нились основные тенденции, которые проявились во 
второй половине 2013 г. :

• �Препятствования журналистской деятельности 
путем задержания журналистов, вынесения 
предупреждений в их адрес и т.п.;

• �Использование законодательства 
о противодействии экстремизму для 
ущемления свободы выражения мнения; 

• �Ограничения свободы деятельности 
в Интернете. 

Перед выборами в местные Советы депутатов 
(23  марта 2014 г.) участились попытки дезинфор-
мировать  население и СМИ путем рассылки сфаль-
сифицированных сообщений от имени медийных 
персон либо создания фальшивых аккаунтов в со-
циальных сетях.

Среди положительных событий начала года - су-
дебное решение в пользу спутникового телеканала 
«Белсат ТВ». Наблюдатели опасались, что предъяв-
ление к нему претензий было связано с попытками 
властей прекратить вещание канала на Беларусь. 

Судебное решение в пользу телеканала 
«Белсат ТВ»

27 января судебная коллегия по делам интеллек-
туальной собственности Верховного суда Республики 
Беларусь отклонила иск белорусской частной ком-

04

Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень



пании "БЕЛСАТ плюс" к польскому акционерному 
обществу «Польское телевидение» ("SA "TVP"), кото-
рое является учредителем спутникового телеканала 
"Белсат ТВ".  Владелец "БЕЛСАТ плюс" Андрей Бе-
ляков пытался доказать, что "Белсат ТВ" незаконно 
использует принадлежащий ему товарный знак, и 
требовал, чтобы спутник "Astra" прекратил транс-
ляцию сигнала "Белсат ТВ". 

Телеканал "Белсат ТВ" с 2007 г. вещает с тер-
ритории Польши; основу его программ составля-
ют материалы, которые производятся белорус-
скими журналистами для белорусских граждан.  
Журналисты, сотрудничающие с Белсатом, по-
стоянно подвергаются преследованию со сторо-
ны белорусских властей на том основании, что 
законодательство запрещает деятельность в Бе-
ларуси журналистов иностранных СМИ (в том 
числе белорусских граждан) без аккредитации. 
Несколько попыток телеканала получить разре-
шение на открытие в Беларуси корпункта оказа-
лись безуспешными.

Препятствования  
профессиональной деятельности  
журналистов 

В январе-марте 2014 г. ОО «Белорусская ассо-
циация журналистов» зафиксировала 14 случа-
ев задержания журналистов. Задержания и пре-
пятствования журналистской деятельности про-
исходили в Миорах (Витебская обл.), Бобруйске 
(Могилевская обл.), различных районах Минска. 
Наибольшее количество журналистов – как ми-
нимум 7 – были задержаны 2 марта у россий-
ского посольства в Минске, где они собирались 
освещать акцию протеста против действий Рос-
сии в Крыму.

Во всех случаях журналистов освобождали без при-
влечения к административной ответственности. Одна-
ко против двух журналистов – Марины Молчановой 
в Бобруйске и Александра Денисова в Гродно  – со-
трудники милиции начали административные дела. В sv
ab

od
a.
or
g

05

Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://belsat.eu/en/o_nas/


отношении М.Молчановой составлен протокол опро-
са (ее обвиняют в участии в несанкционированном 
пикете), а в отношении А.Денисова  - протокол по 
обвинению журналиста в незаконном изготовлении 
и распространении продукции массовой информа-
ции (ч. 2 ст. 22.9 КоАП), каковыми милиция сочла 
подготовку сюжета для телеканала «Белсат ТВ» без 
аккредитации министерства иностранных дел.

Положения белорусского законодательства о 
СМИ, запрещающие осуществлять журналист-
скую деятельность в Беларуси корреспондентам 
иностранных СМИ без аккредитации МИД, про-
тиворечат Конституции Республики Беларусь и 
международным обязательствам государства 
(в частности, ст. 19 Международного Пакта о 
гражданских и политических правах). Тем не ме-
нее, они неоднократно использовались для пре-
следования белорусских журналистов, сотрудни-
чающих с иностранными СМИ.  

В рассматриваемый период прокуратуры Лидско-
го района (Гродненская обл.), Гомельской обл. и 
Брестской области вынесли на этих же основаниях 
предупреждения четырем журналистам-фрилансе-
рам, сотрудничающим с различными медиа. 

Ограничения свободы деятельности 
в Интернете 

7 февраляУВД Могилевского облисполкома сооб-
щил о возбуждении прокуратурой Бобруйска уго-
ловного дела по факту оскорбления представите-
лей власти в персональном блоге Олега Желнова 
(ст. 369 Уголовного кодекса Республики Бела-
русь). В сообщении говорится, что на протяжении 
2012-2013 годов на персональном сайте «Блог 
Олега Желнова» был опубликован ряд оскорби-
тельных материалов в отношении сотрудника ми-
лиции. Максимальная санкция вменяемой блогеру 
статьи – ограничение свободы на срок до трех лет.

По словам О.Желнова, размещавшего в своем 
блоге аудио- и видеоматериалы с незаконными, по 

sp
rin

g9
6.
or
g

06

Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://uvd.mogilev.by/news/prokuratura-vozbudila-ugolovnoe-delo-po-faktu-oskorbleniya
http://spring96.org/ru/news/69266


17 марта Бобруйский районный суд оштрафовал 
О.Желнова на 45 базовых величин (более 4 300 евро)  
за размещенную  на Youtube запись приема граж-
дан начальником УВД Бобруйского горисполкома 
Александром Васильевым.  Действия блогера были 
расценены судом как неподчинение законному рас-
поряжению или требованию должностного лица (ст. 
23.4. КоАП), а именно неисполнение требования 
дежурного УВД ко всем записавшимся на прием 
сдать звуко- и видеозаписывающие устройства, в 
том числе мобильные телефоны; появление запи-
си приема в Интернете милиция и суд приписали 
О.Желнову.

18 февраля суд Центрального района г. Минска 
отклонил жалобу заместителя председателя неза-
регистрированного правозащитного центра «Вясна» 
Валентина Стефановича на решение Генпрокуратуры 
внести сайт  spring96.org  в список ограниченного 
доступа для интернет-пользователей. Суд признал 
В.Стефановича ненадлежащим истцом, сославшись 
на то, что он не является собственником сайта и 
потому его личные права вследствие внесения сайта 
в «черный» список не нарушены.

13 марта один из крупнейших белорусских оппо-
зиционных информационных ресурсов  “Хартия-97”  
сообщил   о хакерской атаке на сайт. Неизвестные 
злоумышленники пытались взломать сервер сайта 
в течение нескольких часов, а затем начали DDoS-
атаку. Редакция сайта в своем сообщении связала 
это нападение с «активным освещением charter97.
org событий в Украине и российской агрессией 

его мнению, действиями сотудников милиции, за 
последний год на него было заведено 14 дел: од-
но гражданское, девять административных, четыре 
уголовных. По его же расчетам за год его более 
40 раз вызывали в милицию и конфисковали 13 
единиц видео- и иной цифровой техники. 

ph
ot
o.
by

m
ed

ia
.n
et

07

Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

https://spring96.org/be/news/69214
http://charter97.org/


25 марта в течение нескольких часов был не-
доступен сайт независимой газеты «Наша Ніва». 
В этот день в Минске проходило шествие, приуро-
ченное ко Дню Воли, который ежегодно отмеча-
ют демократические силы Беларуси. «Речь, скорее 
всего, идет об умышленном блокировании со сто-
роны «Белтелекома», – написали журналисты nn.by. – 
Сайт не работал даже через Tor… Возможно, на   
NN.BY отрабатываются новые «методы работы» перед 
2015 годом?» (год очередных президентских выборов)

На сайте «Радыё "Свабода"» также появилось со-
общение про блокирование сигнала живой виде-
отрансляции с шествия. Проблема с просмотром 
возникла только в Беларуси. 

«Фальшивки» в Интернете

В рассматриваемый период получила широкое 
распространение практика рассылки от имени 
известных лиц и организаций сфальсифициро-
ванных сообщений или создание фальшивых ак-
каунтов. 

Так, 5 марта на редакционную почту информаци-
онной компании БелаПАН поступило заявление от 
имени оппозиционной партии левых «Справедливый 
мир», в котором осуждался «неконституционный го-
сударственный переворот в Украине». Как заявил 
БелаПАН лидер партии Сергей Калякин, никакого 
документа по ситуации в Украине партия «Спра-
ведливый мир» не принимала. Электронный адрес, 
с которого было отправлено заявление, похож на 
партийный - отличается всего одним знаком. Каля-
кин допускает, что к этому причастны спецслужбы.  

против нашего южного соседа». С 2012 года офис 
сайта charter97.org, сотрудники которого подвер-
гались репрессиям после президентских выборов 
2010 года, работает в Варшаве.

ph
ot
o.
by

m
ed

ia
.n
et

08

Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://nn.by/?c=ar&i=125397&lang=ru
http://nn.by/
http://www.svaboda.org/contentlive/dzien-voli-sakavik/25309083.html
http://naviny.by/rubrics/politic/2014/03/06/ic_articles_112_184808/
http://naviny.by/rubrics/politic/2014/03/06/ic_articles_112_184808/


В Бобруйске от имени журналистки негосудар-
ственной региональной газеты «Бобруйский курьер» 
М.Молчановой электронные письма с угрозами полу-
чили два кандидата в депутаты Бобруйского горсо-
вета от оппозиционной кампании «Говори правду». 
Журналистка утверждает, что неизвестная личность 
либо организация создала «псевдоящик», и также 
подозревает здесь участие спецслужб. 

14 марта на независимом могилевском интернет-
сайте «Свободный формат» появились две статьи, 
автором которых значился Алесь Леневский – владе-
лец домена. Выставленные на сайт материалы дис-
кредитировали и унижали оппозиционных активистов 
Могилевской области. Также с сайта formats.by ис-
чезли все записи начиная с 9 сентября 2013 года.

Редакция «Свободного формата» утверждает, 
что материалы клеветнического содержания бы-
ли помещены на сайте путем взлома.

В эти же дни могилевский независимый журна-
лист Александр Бураков сообщил о рассылке про-
вокационных писем от его имени с электронного 
адреса, который ему не принадлежит. А.Бураков 
потребовал от милиции установить личность авто-
ра этих писем и привлечь его к ответственности, а 
также заблокировать этот электронный адрес.

В марте о создании в социальной сети twitter 
фальшивого аккаунта «Нашай Нівы» заявила ре-
дакция этого издания. По утверждению редакции, с 
помощью этого аккаунта и с использованием имени, 
элементов оформления и контента «Нашай Нівы» 
неизвестные лица распространяют информацию, 
не имеющую отношения к изданию. 

09

Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://mediafreedomwatch.org/ru/ru-chem-blizhe-vybory-tem-shire-diapazon-narushenij/


Использование законодательства 
о противодействии экстремизму 
для ущемления свободы  
выражения мнения.

11 февраля судья Ошмянского районного суда 
Татьяна Емельянович приняла решение о запрете 
на ввоз в страну книги правозащитника Алеся Бе-
ляцкого «Асвечаныя Беларушчынай». Тем самым суд 
отклонил жалобу на действия Ошмянской таможни 
правозащитницы Татьяны Ревяко, у которой были 
изъяты 40 экземпляров издания на границе. Суд 
признал незаконность назначения и проведения на-
значенных таможней экспертиз на предмет наличия 
в книге призывов к экстремизму, но «согласно соб-
ственному убеждению» принял решение запретить 
ввоз издания «Асвечаныя Беларушчынай» в страну и 
обязать Татьяну Ревяко вывезти ее тираж за рубеж.

40 экземпляров книги, которая представляет со-
бой собрание литературных статей и очерков по бе-
лорусскому литературоведению, а также содержит 
четыре произведения, написанные А.Беляцким  
в заключении, были изъяты у Т. Ревяко 3 июля 
2013 года на контрольно-пропускном пункте бело-
русско-литовской границе "Каменный Лог", когда 
правозащитница пыталась ввести их в страну.

13 февраля на литовско-белорусской границе в 
автомобиле руководителя  правозащитной организа-
ции «Платформа» Андрея Бондаренко таможенники 
обнаружили несколько экземпляров годового отчета 
о деятельности организации. Несмотря на то, что 
этот отчет размещен на сайте организации и ранее 
не вызывал никаких претензий, Ошмянская таможня 
приняла решение о направлении его на экспертизу 
на предмет наличия экстремистских и клеветниче-
ских материалов.

18 февраля активист Объединенной гражданской 
партии Александр Молочко, у которого в сентябре 
2013 г. на границе был изъят один экземпляр кни-

nn
.b
y

10

Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://spring96.org/ru/news/70421
http://spring96.org/ru/news/70421


ги Валерия Карбалевича 
«Александр Лукашенко. 
Политический портрет», 
узнал, что Ошмянская 
таможня направила изда-
ние в региональный от-
дел Управления КГБ по 
Гродненской области г. 
Ошмяны, чтобы исследо-
вать на предмет отнесе-
ния к Перечню запрещен-

ных к ввозу или вывозу с территории Таможенного 
союза товаров. Начальник таможни Иван Ниверке-
вич сообщил А.Молочко, что  предыдущий ответ о 
том, что эксперты не обнаружили в книге признаков 
экстремизма и активист может ее забрать, следует 
считать недействительным.

11

Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень



РЕЙТИНГИ,  
ИНДЕКСЫ, ДОКЛАДЫ 

Согласно результатам декабрьского (2013) обще-
национального опроса Независимого института соци-
ально-экономических и политических исследований 
(НИСЭПИ), опубликованным 3 января 2014 г., него-
сударственным СМИ доверяют 41%, а не доверяют 
46,1% респондентов. У государственных СМИ это 
соотношение существенно хуже: 31,6% к 55,3%. 

6 февраля в Минске презентован аналитический 
доклад Index On Censorship «За реформы СМИ в 
Беларуси» (Belarus: Time for media reform»), приуро-
ченный к 5-летию вступления в силу белорусского 
закона «О СМИ». По мнению авторов, в  Беларуси 
по-прежнему один из наиболее репрессивных медиа-
ландшафтов в Европе. Кроме констатации и обоб-
щения фактов, доклад содержит ряд рекомендаций, 
среди которых – демонополизация электронных ме-
диа, создание общественных СМИ, прекращение 
практики произвольных задержаний журналистов, 
устранение всех форм экономической дискримина-
ции негосударственной прессы, отмена ряда ста-
тей Уголовного кодекса, предусматривающих ответ-
ственность за диффамацию и т.д.

В начале февраля правозащитная организация 
«Репортеры без границ»  опубликовала очередной 
ежегодный Всемирный Индекс свободы прессы. В 
составленном организацией рейтинге-2014 Бела-
русь, как и в прошлом году, занимает 157-е место 
из 180-ти.  

«Репортеры без границ» отмечают, что «в Бела-
руси независимые журналисты продолжают сра-
жаться в неравной борьбе с пропагандой «послед-
ней диктатуры Европы». Тех, кто освещает соци-
альные движения, систематически арестовывают. 
Судебная система и КГБ регулярно ссылаются на 

12

Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://iiseps.org/reliz/26
http://baj.by/sites/default/files/monitoring_pdf/belarus_media_freedom_ru_web.pdf
http://baj.by/sites/default/files/monitoring_pdf/belarus_media_freedom_ru_web.pdf
http://baj.by/sites/default/files/monitoring_pdf/belarus_media_freedom_ru_web.pdf
http://rsf.org/index2014/ru-index2014.php
http://rsf.org/index2014/ru-index2014.php


«борьбу с экстремизмом», для того чтобы заста-
вить молчать тех, кто отказывается следовать 
официальному курсу. В 2013 году был запрещен 
фотоальбом «Пресс-Фото Беларуси 2011», а один 
из основных независимых домов издательства ли-
шился лицензии. Журнал «Arche» и независимые 
базирующиеся за границей СМИ, такие как Бел-
сат ТВ, сталкиваются с целым рядом проявлений 
административной волокиты».

13

Январь–март 2014

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://en.rsf.org/belarus-belarus-press-photo-2011-copies-18-04-2013,44397.html


Содержание этого электронного издания защищено нормами авторского права. 

Ссылка на ОО «Белорусская ассоциация журналистов» при использовании материалов 

ЭЛЕКТРОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ «СМИ В БЕЛАРУСИ» является обязательной. 

Издатель: ОО «Белорусская ассоциация журналистов» (ОО «БАЖ»).

Ул. Комсомольская 7-32, 220030, Минск, БЕЛАРУСЬ.

Телефоны: +375 17 203-63-66, 226-70-98. Факс: +375 17 203-63-66, 226-70-98.  

E-mail: press@baj.by  Web: www.baj.by

Контакт: Бастунец Андрей Леонидович, заместитель председателя ОО «БАЖ»

ОО  «Белорусская  
ассоциация  

журналистов»

w w w.baj.by


