
Тыдзень СМІ 

 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
15-21.06.2015 г. 
 
«Механизм внесудебного ограничения доступа к сайтам представляет серьёзную 

угрозу свободе СМИ”, – считает председатель ОО “БАЖ” Андрей Бастунец. 

Обоснованность таких опасений доказывает случай с блокировкой сайта kyky.org.  

 
15 июня Министерство информации ограничило доступ к сайту kyky.org, ссылаясь на 
ст. 38 закона "О СМИ" - за размещение информации, распространение которой может 
нанести вред национальным интересам Республики Беларусь. 
"В ряде публикаций, размещенных на этом информационном ресурсе, содержатся 
уничижительные высказывания в отношении государственного праздника Республики 
Беларусь – Дня Победы, граждан страны, в нем участвующих, оспаривается значимость 
данного события в истории государства, тем самым искажается историческая правда о 
Великой Отечественной войне. Также в материалах на сайте kyky.org присутствует 
табуированная лексика, пренебрежительные, а порой и оскорбительные 
высказывания в адрес представителей определенных социальных групп, 
национальностей и религиозных конфессий", - сообщило министерство. 
Напомним, что право блокировать интернет-сайты Мининформ получил 1 января 2015 
г. после вступления в силу поправок в Закон "О СМИ", торопливо принятых в декабре 
2014 г. 
Председатель ОО "БАЖ" Андрей Бастунец считать, что механизм внесудебного 
ограничения доступа к сайтам представляет серьезную угрозу свободе СМИ. 
"Основания для блокирования сайта, на которые ссылается Мининформации, 
противоречат и Конституции Беларуси, и Международному пакту о гражданских и 
политических правах. Такие меры не только чрезмерные, но и просто недопустимые в 
цивилизованном обществе", - подчеркивает А. Бастунец. 
 
16 июня стало известно, что правозащитник Павел Левинов направил иск в суд против 
Белтелерадиокомпании. Он требует опровержения сведений, распространенных в 
телепрограмме "Клуб редакторов", которые, по мнению Левинова, не соответствуют 
действительности и оскорбляют его честь, достоинство и деловую репутацию. 
В выпуске "Клуба редакторов" от 7 февраля обсуждалась встреча белорусских 
правозащитников со спецдокладчиком ООН по правам человека в Беларуси Миклошем 
Харашти в Вильнюсе. Во время обсуждения давались негативные оценки действиям 
правозащитников. Председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько 
оскорбительно высказывался в адрес правозащитников, называя их "так называемыми 
правозащитниками", которые что-то вкладывали "ему [Миклошу Харашти] там в уши". 



А гость телепрограммы, депутат Минского горсовета Георгий Атаманов, употребил 
выражение "правозащитная шпана".  
Павел Левинов, который был одним из участников встречи с Харашти, посчитал, что 
высказывания в эфире государственного телевидения унизили его лично. Перед тем, 
как обратиться в суд, Левинов попытался решить вопрос через обращение в 
Белтелерадиокомпанию, но получил отказ.  
 
18 июня брестскому журналисту, члену ОО "БАЖ" Александру Левчуку телефонным 
звонком из милиции сообщили, что против него начат очередной административный 
процесс на основании ст. 22.9 КоАП за сотрудничество с зарубежным СМИ без 
аккредитации. Согласно Ленинскому РОВД г. Бреста, поводом стал репортаж на 
телеканале "Белсат" об известном футболисте клуба "Динамо-Брест" Романе Василюке. 
Сам футболист ради этого был опрошен милицией. 
На основании упомянутой статьи А. Левчука судили уже дважды: в конце 2014 г. 
журналист-фрилансер был оштрафован на 40 базовых величин, а в марте 2015 г. - на 21 
базовую величину, причем второй суд прошел без участия журналиста. 
 
18 июня гродненский журналист, член ОО "БАЖ" Виктор Парфёненко сообщил, что 
получил ответ Верховного суда на свое заявление, в котором обжаловал отказы 
Министерства иностранных дел Беларуси аккредитовать его в качестве 
корреспондента "Беларускага Радыё Рацыя" (Польша). В письме за подписью 
заместителя председателя ВС Андрея Забары сообщается, что МИД вправе в течение 6 
месяцев отказывать журналисту, если замечаются факты, свидетельствующие о его 
работе в пользу какого-либо неаккредитованного иностранного СМИ. 
Напомним, В. Парфёненко 7 раз – в течение 7 последних лет - получал отказ в 
аккредитации белорусского МИД. Чтобы отстоять право на работу журналиста, он 
прошел через все судебные инстанции в Беларуси. Но пока нерезультативно. Теперь 
Парфёненко собирается подавать жалобу в Комитет ООН по правам человека. 
 
18 июня член ОО "БАЖ" Инна Хомич получила постановление из отдела 
принудительного исполнения Московского района Бреста с требованием выплатить 
вынесенный ей штраф не позднее 16 июня. То есть, когда срок для его взыскания 
формально истёк. Напомним, что 1 апреля суд Московского района Бреста (судья Раиса 
Лобачевская) покорял Инну Хоміч штрафам в размеры 30 базовых величин (5 млн 400 
тыс. рублей) на основании ст. 22.9 КоАП "за незаконное изготовление и 
распространение продукции СМИ". Фактически журналистку наказали за 
сотрудничество с "Беларускім Радыё Рацыя".  
Согласно Инне Хомич, штраф она не выплатила, поскольку в постановлении суда 
отсутствовали реквизиты для перечисления денег. В ожидании письма от судебных 
исполнителей, журналистка направила электронный запрос в суд и на сайт 
горисполкома, чтобы ей прислали реквизиты. И уже через несколько дней в отношении 
Хомич было начато исполнительное производство, а после пришло и постановление с 



необходимыми реквизитами. Штраф журналистка оплатила в тот же день (18 июня), но 
что означает требование передать судебному исполнителю квитанцию об оплате до 16 
июня, остается для нее загадкой. 
 
 


