
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
 
16.02-01.03.2015 г. 
 
Правоохранительные органы Беларуси продолжают отслеживать 

деятельность журналистов-фрилансеров, которые сотрудничают с 

зарубежными СМИ. Кроме того, появилась новая тенденция – официальные 

письменные предупреждения негосударственным региональным газетам за 

мелкие недостатки в выходных данных. Редакторы считают, что это делается 

специально с целью поставить их издания в “подвешенное” положение 

накануне президентских выборов.   

 
18 февраля стало известно, что после долгосрочного свидания Евгения 
Васьковича с матерью в могилевской колонии №15 (5-6 февраля) 
политзаключенному запретили взять с собой правовую литературу. В том числе - 
Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Почему эта литература оказалась 
под запретом, сотрудники колонии не объяснили.  
 
19 февраля коллегия по гражданским делам Минского городского суда отказала в 
удовлетворении кассационной жалобы правозащитницы Елены Тонкачёвой на 
решение о ее высылке из Беларуси. Это был последний этап обжалования, который 
позволял Тонкачёвой оставаться в стране. До 21 февраля она должна была 
покинуть территорию Беларуси с невозможностью возвращаться в течение трех 
лет.  
 
20 февраля в Минске люди в штатском задержали фотографа газеты "Наша Ніва" 
Сергея Гудилина. Инцидент произошел, когда журналист освещал, как 
общественные активисты расклеивали в центре города плакаты ко Дню родного 
языка. Журналиста вместе с задержанными активистами посадили в милицейскую 
машину и доставили в РУВД Советского района. Через три часа Гудилина 
отпустили без составления протокола.  
 
20 февраля в суде Борисовского района состоялась первая встреча по иску о 
защите деловой репутации против негосударственной региональной газеты 
"Борисовские новости". С заявлением в суд обратилась участковая медсестра 
городской поликлиники. 
Основанием для судебного разбирательства стала статья "Кто виноват в смерти 
пациента 2-ой поликлиники?" в номере от 24 декабря 2014 г. В ней цитировалось 
письмо читательницы, которая рассказывала о смерти мужа, наступившей после 
визита медсестры для оказания помощи. Читательница посчитала это 
последствиям недобросовестного выполнения обязанностей работницей 
поликлиники. В этой же статье была опубликована выдержка из письменного ответа 
главного врача Борисовской центральной районной больницы на обращение 
потерпевшей (жены умершего). Он сообщал, что служебная проверка не нашла 
подтверждения изложенных женщиной фактов. 
Несмотря на присутствие мнений обеих сторон конфликта, сотрудница 
поликлиники посчитала факт публикации статьи распространением ложных и 



порочащих ее сведений. Кроме редакции "БН", ответчицей выступает автор письма 
в редакцию. 
Истица требует опровержения информации и 50 млн рублей в качестве 
компенсации морального вреда. Следующая встреча в суде назначена на 11 
марта. 
 
23 февраля редактор кричевской малотиражной газеты "Вольны горад" Сергей 
Неровный сообщил, что инспекция Министерства по налогам и сборам по 
Кричевскому району требует у него предоставить декларацию о доходах и 
имуществе за 2011-2014 годы в срок не позднее 24.02.2015 г. 
Сергей Неровный считает, что таким образом через налоговую инспекцию власти 
хотят нажать на него как редактора "Вольнага горада" с целью изменить критически 
настроенную позицию издания по отношению к местной "вертикали" на более 
мягкую. По словам Неровного, последний раз налоговая инспекция пыталась на 
него нажать в 2011 году. 
Газета "Вольны горад" издается с 1998 года и пользуется популярностью среди 
населения восточных регионов Могилевской области. Она распространяется 
тиражом в 299 экземпляров, поскольку зарегистрировать газету, несмотря на 
неоднократные попытки, не удалось, местные власти всегда выступали против 
такой регистрации.  
 
24 февраля член ОО "БАЖ" Павел Северинец получил письмо с Гродненской 
таможни о том, что в изъятых у него на польско-белорусской границе книгах 
экстремизма не нашли. (Раньше сообщалось, что экспертиза книги "Тэрра дэй" еще 
не закончена.) Напомним, 13 октября 2014 г. на таможенном переходе Брузги у 
Северинца забрали 20 книг Зенона Позняка, в том числе «Цяжкі час—працяг», 
«Незалежнасьць Беларусі. 20 гадоў», «Дэклярацыя — першы крок да 
незалежнасьці», «Менскі гарсавет ў пэрыяд нацыянальнай рэвалюцыі (1990-1991)», 
«Тэрра Дэй», «Развагі», «Парсіваль» и др.  
 
25 февраля общественный активист со Слонима Павел Севастьян также получил 
от Гродненской региональной таможни сообщение о том, что завершена проверка 
изъятых у него на границе изданий. В письме за подписью заместителя начальника 
таможни Ю. Комлача сообщается, что экспертное заключение было сделана 16 
февраля, и в забранной в его литературы "отсутствуют признаки экстремизма". 
Напомним, 27 июля 2014 г. на пограничном польско-белорусском переходе 
Берестовица при таможенном досмотре его автомобиля таможенники изъяли 
журналы, газеты и книги, в том числе издание о политических заключенных в 
Беларуси "Palitviazni.info", экземпляры ежедневника белорусов в Польше "Ніва", а 
также польско-белорусский словарь, изданный белорусским государственным 
издательством. 
 
25 февраля Национальный правовой интернет-портал опубликовал 
постановление ОАЦ №6/8 "Положение о порядке ограничения доступа к 
информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной 
компьютерной сети Интернет"  
от 19 февраля 2015 г. Документ определяет порядок блокировки сайтов в Беларуси, 
а также ответственные за это госорганы. 
Как следует из документа, теперь любой госорган может инициировать блокировку 
интернет-ресурса, обратившись с жалобой в Мининформации. Юрист ОО "БАЖ" 
Андрей Бастунец, комментируя документ, обращает внимание на то, что процесс 
полностью вынесен во внесудебную сферу и отдан на откуп государственным 



органам и Мининформу. Порядок судебного обжалования таких решений не 
предусмотрен. И есть отдельное положение касательно того, что блокироваться 
могут даже анонимайзеры. Юрист подчеркивает, насколько отличаются сроки 
принятия решения об ограничении доступа к сайтам и его отмены: "Когда речь идет 
об ограничении, фигурирует трехдневный срок или даже 24-часовой (такое время 
отводиться провайдеру на блокирование доступа к сайту). А там, где идет речь о 
восстановлении доступа, Мининформ имеет целый месяц на рассмотрение 
обращения. Это очень ярко демонстрирует подход к регулированию этого вопроса". 
 
25 февраля стало известно, что белорусские власти отказали во въездной визе в 
Беларусь корреспонденту The Wall Street Journal Europe Дэвиду Кроуфорду. 
Причину отказа ему не объяснили. Планировалось, что журналист в рамках "Пресс-
клуба Беларусь" расскажет белорусским коллегам о работе организации 
журналистских расследований CORRECT!V, которая занималась, в частности, 
темой крушения малазийского авиалайнера на востоке Украины в 2014 году. 
 
25 февраля Министерство информации вынесло письменные предупреждения 
негосударственным региональным газетам: барановичской "Intex-press", 
"Ганцавіцкаму часу" и "Газеце Слонімскай". Санкции подписаны министром Лилией 
Ананич. 
Редакцию "Газеты Слонімскай" обвиняют в нарушении ст. 22 "Закона о СМИ" - в 
том, что в двух февральских номерах (от 11.02.2015 и от 18.02.2015) в издании не 
был указан тираж. Главный редактор издания Виктор Володощук говорит, что тираж 
издания был указан на первой странице упомянутых номеров. 
Редакции газет "Intex-Press" и "Ганцавіцкі час" обвиняют в нарушении 
законодательства на основании сокращения "РБ" вместо "Республика Беларусь" в 
исходящих данных издания. 
"Мы будем обжаловать предупреждение, хотя бы потому, что наше издание в тот 
день, за который вынесено предупреждение, даже не выходило. А во-вторых, 
некоторые государственные региональные издания не только не помечают 
"Республика Беларусь", а даже Министерство информации в исходящих данных не 
упоминают вообще", - заявил главный редактор "Ганцавіцкага часу" Петр 
Гузаевский. 
Напомним, что после получения двух предупреждений в течение года любое 
зарегистрированное в Беларуси СМИ может быть закрыто через суд. 
 
25 февраля гомельский юрист, правозащитник и член ОО "БАЖ" Леонид 
Судаленко обратился к начальнику УВД Гомельского облисполкома с просьбой 
установить юридическое или физическое лицо на территории Беларуси, которое 
администрирует интернет-сайт gomelbest.com. Поводом обращения в милицию 
стала публикация от 20 февраля "Звездочки для правозащитника". Согласно 
Судаленко, автор оклеветал его и совершил психологическое насилие с тем, "чтобы 
поселить в нем страх и неуверенность в безопасности его несовершеннолетних 
детей". Л. Судаленко считает, что такие действия подпадают под ст. 186 УК - угроза 
убийством. Он просит провести проверку и привлечь автора к уголовной 
ответственности. 
 
26 февраля вечером в центре Минска милиционеры задержали на четыре часа 
сотрудника газеты "Комсомольская правда" в Беларуси" Дмитрия Ласько за то, что 
он собирался сфотографировать новую подсветку здания Академии наук. 
Задержанного отвезли в Первомайское РУВД, где продержали до полуночи. По 
словам Д. Ласько, милиционеры присмотрели все фотоснимки в памяти 



фотоаппарата, интересовались профессиональной деятельностью и составили 
протокол опроса.  
Правоохранители сослались на какое-то постановление министра внутренних дел 
Беларуси от 25 февраля 2015 года, согласно которому якобы запрещено 
фотографировать административные здания. Позже "Комсомольская правда" 
узнала, что речь идет о "внутреннем приказе" заместителя министра внутренних 
дел, начальника милиции общественной безопасности Николая Мельченко. Такую 
информацию дал газете заместитель начальника Первомайского РУВД Юрий 
Баранов. 
 
26 февраля независимая журналистка из Бреста, член ОО "БАЖ" Алина Литвинчук 
из письма, полученного по почте, узнала, что Ленинский райсуд Бреста (судья 
Александр Семенчук) оштрафовал ее на 40 базовых величин «за незаконное 
изготовление продукции СМИ». Из постановления суда следует, что 8 января 2015 
г. А. Литвинчук, не имея аккредитации, взяла интервью у председателя Брестского 
областного отделения Белорусского фонда мира Лидии Романюк для "Беларускага 
Радыё Рацыя", чем нарушила Закон "О СМИ". 
Согласно журналистке, судебное постановление по почте стало для нее полной 
неожиданностью, поскольку ни о составлении милицией административного 
протокола, ни о судебном процессе журналистку никто не информировал. 
Литвинчук намерена обжаловать это судебное решение. Она убеждена, что имеет 
место грубое нарушение норм белорусского законодательства - ее фактически 
лишили возможности защищать себя в суде. 
Напомним, это уже второй административный приговор журналистке в этом году. 
13 января ее также признали виновной "в незаконном изготовлении и 
распространении продукции СМИ" и оштрафовали на 30 базовых величин. 
 
27 февраля суд Ленинского района Бреста отложил рассмотрение 
административного дела против независимой журналистки из г. Береза Тамары 
Щепёткиной. Материалы дела суд вернул в милицию на доработку. 
Дело в отношении к члену ОО "БАЖ" Т. Щепёткиной завели на основании ст. 22.9 
КоАП ("незаконное изготовление и распространение продукции СМИ"). В частности, 
ее обвиняют в том, что, не имея аккредитации, 8 января 2015 г. она якобы сделала 
интервью с сотрудником ГАИ Сергеем Нелиповичем, которое позже появилось на 
интернет-сайте "Беларускага Радыё Рацыя". Журналистка утверждает, что 
никакого интервью с упомянутым в административном протоколе милиционером не 
делала. 
В декабре 2014 г. Тамару Щепёткину уже штрафовали на 30 базовых величин за 
работу без аккредитации. 
 
27 февраля вечером участковый милиционер Алексей Король наведался домой к 
члену ОО "БАЖ" Инне Хомич. Перед этим он по телефону приглашал журналистку 
на беседу, но она отказалась идти без официальной повестки.  
Милиционер интересовался целью ее поездки 5 февраля в агрогородок Мотоль 
Ивановского района. Выяснилось, что Ивановский РОВД завел какое-то дело, 
согласно которому понадобилось опросить брестскую журналистку. Участковый 
спрашивал, где Инна Хомич работает, с какой целью ездила в Мотоль, с кем 
общалась и о чем. Также его интересовало, работает ли она на польское "Радыё 
Рацыя".  


