
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
20-26.07.2015 г. 
 
Сумма штрафов, присуждённых журналистам по ст. 22.9 ч.2 КоАП в 2015 году за 

сотрудничество с зарубежными СМИ без аккредитации, превысила сумму в 137 

миллионов рублей. Это более 8 тысяч евро.  

 
20 июля ОО "БАЖ" получило ответ из Генеральной прокуратуры на обращение 
касательно судебного преследования журналистов-фрилансеров. В ведомстве не 
стали рассматривать письмо организации по существу, заявив, что нет для этого 
оснований. Генпрокуратура ссылается на то, что председатель ОО "БАЖ" Андрей 
Бастунец не имеет полномочий официального представителя журналистов.  
"…Постановление по делу об административном правонарушении может быть 
обжаловано лицом, в отношении какого оно вынесено, потерпевшим, их 
представителями, защитником", – говорится в ответе от 17 июля за подписью 
начальника отдела надзора за соблюдением прав и свобод граждан Мариной 
Поповой. 
Руководство ОО "БАЖ" не удивлено таким ответом прокуратуры. "Мы не обращались 
в прокуратуру с жалобой по конкретным судебным постановлениям, – подчеркивает 
председатель ОО "БАЖ" Андрей Бастунец. – Мы делали это на основании закона об 
обращениях граждан и юридических лиц, что подчеркивали в самом письме. На мой 
взгляд, прокуратура в порядке надзора вправе сама рассмотреть вопрос о принесении 
протеста на то или иное судебное постановление. Мы и преследовали цель привлечь 
внимание государственных органов к ситуации, которую нельзя рассматривать как 
правовую". 
Напомним, 9 июля ОО «БАЖ» направило письменные обращения руководителям 
Верховного суда, Генпрокуратуры, МВД и КГБ. Журналистская организация 
добивается публичного обсуждения проблемы привлечения к ответственности 
фрилансеров с участием представителей государственных органов, ОО "БАЖ", а 
также всех заинтересованных лиц. 
 
 
20 июля на независимых журналистов Александра Киркевича и Александра Денисова 
завели административные дела на основании видеосюжета с выставки литовских 
кукол в Гродно. Сюжет был размещен на сайте телеканала "Белсат". Киркевича 
вызвали в Ленинский РОВД Гродно, где старший лейтенант Алексей Войтешко 
составил на него протокол за нарушение ст. 22.9 ч.2 КоАП. Согласно протоколу, 
свидетелями по делу проходят гродненский художник, который давал интервью 
журналистам, и его жена – владелец галереи, где проводили выставку.  
Для составления протокола к Александру Денисову милиционеры приезжали домой, 
поскольку он повредил ногу и не может передвигаться самостоятельно.  
Напомним, обоих журналистов привлекали в этом году к ответственности по этой же 
статье. 22 апреля судья Ленинского райсуда Гродно Елена Петрова признала их 
виновными в "незаконном изготовлении и распространении продукции СМИ" за 
видеосюжет о выставке слуцких поясов в Гродненском музее истории религии. 



20 июля стало известно об увольнении журналиста FM-радио "Unistar" Сергея 
Грудницкого. Причиной расторжения трудовых отношений стали зачитанные в эфире 
радиостанции новости негосударственного информагентства БелаПАН, – сообщил 17 
июля Грудницкий на своей странице в Фэйсбуке.  
Увольнение Грудницкого с формулировкой "по соглашению сторон" подтвердил 
программный директор радио "Unistar" Александр Наливайко. Информацию о том, что 
причиной стали новости БелаПАН, он оспорил. Согласно Наливайко, на радио просто 
происходят организационные и кадровые изменения.  
 
 
23 июля Глубокский райсуд оштрафовал журналиста Дмитрия Лупача на 4,5 млн 
рублей. Председатель суда Ирина Казак признала журналиста виновным в нарушении 
ст. 22.9 КоАП ("незаконное изготовление и распространение продукции СМИ"), а по 
сути дела – в сотрудничестве с зарубежным СМИ без аккредитации. 
Основанием для составления протокола стал материал "Нашлись родственники 
пограничника, который погиб на Глуботчине 17 сентября 1939 года", размещенный 9 
июня на сайте "Еврорадио". Сначала суд был назначен на 10 июля, но протокол, 
составленный 26 июня старшим инспекторам отдела охраны правопорядка и 
профилактики Глубокского РОВД Вячеславам Борило, вернули на доработку в 
милицию.  
Пока дело "путешествовало" между судом и милицией, Д. Лупачу пришлось несколько 
раз встретиться с сотрудниками КГБ. Согласно журналисту, ему предлагали доносить 
на друзей и коллег, сообщать о деятельности членов ОО "БАЖ" и оппозиционных 
активистов в регионе. Дмитрий Лупач решил сообщить об этом независимым СМИ. Он 
заявил, что н не будет сотрудничать со спецлужбой. 
 
24 июля домой к брестскому журналисту-фрилансеру Алесю Левчуку наведался 
участковый инспектор Каменецкого РОВД Александр Алпатов. Журналист только 
успел вернуться с отдыха, как милиционер специально приехал из Каменца в Брест, 
чтобы составить на него новый протокол об административном правонарушении 
согласно ст. 22.9 КААП, поскольку предыдущий содержал много ошибок. Милиционер 
сообщил, что сведения о возвращении Левчука в Беларусь он получил из пограничного 
комитета. 
Журналиста обвиняют в сотрудничестве без аккредитации с телеканалом "Белсат". 
Дело касается репортажа о религиозном конфликте в агрогородке Беловежский, 
который вышел в эфире "Белсата" в начале июня. 
Напомним, что за сотрудничество с телеканалом "Белсат" Левчука впервые наказали 
штрафом в размере 40 базовых величин в конце 2014 г. В марте 2015 г. он был 
оштрафован на 21 базовую величину, а в июле – еще на 50 базовых величин. 
 


