
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
20.10.-02.11.2014 г. 
 
Очередные попытки обжаловать решения судов первой инстанции, которые 
оштрафовали журналистов-фрилансеров за сотрудничество с 
иностранными СМИ без аккредитации, не дали результата. А комиссия 
Палаты представителей Национального собрания по правам человека, 
национальным отношениям и СМИ написала ОО "БАЖ", что сегодня 
внесение корректировок в акты законодательства в сфере свободы 
выражения не требуется. 
 
20 октября в Минске были задержаны журналисты Александр Любенчук и Мария 
Арцыбашева, которые на улице брали интервью у политика Владимира Некляева. 
Подозрение у проходивших мимо милиционеров вызвал белорусский язык героя 
сюжета. Журналистов и политика доставили в Советское РУВД столицы. Там по 
милицейской компьютерной базе сверили личности задержанных. Милиционеры 
также намеревались просмотреть отснятый видеоматериал. Примерно через час 
после задержания журналистов и политика освободили без составления проколов 
и без изъятия вещей. Согласно подсчетам ОО "БАЖ", в этом году в Беларуси 
были задержаны уже 26 журналистов.  
 
21 октября Витебский областной суд покинул в силе решение райсуда о 
вынесении штрафа за нарушение законодательства о СМИ общественной 
активистке из Орши Татьяне Сечко за распространение листовок по почтовым 
ящикам.  
11 сентября судья Оршанского районного суда Александра Дранькова 
оштрафовала Татьяну Сечко на 40 базовых величин. Судья решила, что 
активистка нарушила таким образом ст. 22.9 КоАП (незаконное изготовление и 
распространение продукции СМИ). Протокол на основании этой статьи составил 
заместитель начальника отдела охраны и профилактики правопорядка 
Оршанского РОВД Сергей Безлюдов.  
Не согласная с решением Оршанского райсуда Т. Сечко обратилась в 
Миниформации за разъяснением, являются ли листовки СМИ. В ответе 
заместитель министра Владимир Матусевич сообщил, что согласно ГОСТу 
подобная печатная продукция "не является средством массовой информации". 
Официальное письмо из Мининформа Татьяна Сечко взяла с собой на 
рассмотрение кассационной жалобы. По её ходатайству судья Светлана Иванова 
присоединила это письмо к судебному делу. Но, несмотря на разъяснение 
заместителя министра информации, решение суда первой инстанции судья 
облсуда не отменила. 
 
21 октября стало известно, что главный редактор независимого ежедневника 
"Борисовские новости" Анатолий Букас через прокуратуру требует надлежащего 
ответа на журналистский запрос. Перед этим журналист письменно обратился к 
директору Борисовского городского унитарного предприятия "Жильё" Анатолию 
Урбановичу с просьбой дать комментарий по поводу наличия в Борисове 
несанкционированных свалок, а также ответить на ряд других вопросов о 
благоустройстве города. В ответ директор коммунального предприятия сообщил, 



что такая информация печаталась в государственной районной газете "Адзінства", 
и предложил обращаться туда.  
А. Букас пожаловался на действия директора УП "Жильё" в Борисовскую 
районную прокуратуру. Оттуда сообщили, что нет оснований для привлечения к 
ответственности А. Урбановича. Ответ из районной прокуратуры обжалован 
Анатолием Букасом в прокуратуру Минской области. В жалобе главный редактор 
отмечает, что предложение А. Урбановича обратиться за затребованной 
информацией к другому должностному лицу не является способом 
предоставления информации, поскольку никакой информации не содержит 
вообще. Букас считает, что отказ руководителя УП "Жильё" в информации 
нарушил его право как журналиста СМИ, и просит дать правовую оценку 
действиям чиновника и принять необходимые меры прокурорского реагирования. 
 
22 октября в Барановичах заместитель командира по идеологической работе 61-
ой авиабазы Сергей Чугунков отказал в информации журналисту независимой 
региональной газеты "Intex-press". 
В редакцию газеты позвонили обеспокоенные читатели, которые слышали взрывы 
и видели дым. Они попросили узнать, что взрывается на барановичском 
аэродроме. С этим вопросом редактор сайта "Intex-press" Руслан Ревяко и 
обратился к идеологу авиабазы. Но Сергей Чугунков отказался ответить на 
тревожащий жителей Барановичей вопрос. Военный чиновник только сообщил, 
что все объяснения уже были в СМИ. 
 
22 октября в суде Кричевского района началось рассмотрение иска о защите 
чести, достоинства, деловой репутации начальника отдела идеологии, культуры и 
по делам молодежи Кричевского райисполкома Марины Максимовой к газете 
"Вольны горад", её редактору Сергею Неровному и издателю газеты Владимиру 
Кудрявцеву. Рассматривает иск судья Елена Азаренко.  
Во время первой встречи в суде истец подтвердила свой иск и сообщила суду, что 
из-за размещённой на сайте газеты "Вольны горад" статьи "Не в своём кресле?" 
она не может нормально спать и похудела на 4 килограмма. Журналисты 
"Вольнага горада" своей вины не признали и утверждали, что в статье они не 
преследовали цель кого-либо оскорбить, а поднимали острую тему замалчивания 
властями Кричевского района и государственной районкой "Крычаўскае жыццё" 
информации о последствиях обвала стены здания школы в Кричеве. 
Сергей Неровный ходатайствовал в суде, чтобы к следующему заседанию в суд 
была предоставлена копия Положения об отделе идеологии, культуры и по делам 
молодежи Кричевского райисполкома, регламент его работы - чтобы можно было 
увидеть, какие задачи исполняет этот отдел и что входит в служебные 
обязанности его начальника. Судья удовлетворила ходатайство журналиста, хотя 
Марина Максимова выступала против, утверждая, что эта информация не имеет 
отношения к её иску. Следующее слушание дела назначено на 24 ноября.  
 
23 октября в Гродно была сорвана презентация романа "Мова" белорусского 
писателя и журналиста, члена ОО "БАЖ" Виктора Мартиновича. Вечером в зал 
греко-католического прихода, где начиналась встреча, пришли милиционеры, 
пожарные и чиновники горисполкома. Они заявили, что мероприятие отменяется, 
и предложили Мартиновичу пройти с ними. Его опросили в связи с проведением 
встречи и составили соответствующий протокол. После этого Мартиновичу дали 
10 минут на завершение мероприятия. 
Отличительно, что в этот день президент Лукашенко во время встречи с 
белорусскими писателями заявлял, что в Беларуси нет цензуры. 



 
23 октября Комиссия Палаты представителей Национального собрания Беларуси 
по правам человека, национальных отношениях и СМИ ответила на обращение 
ОО "Белорусская ассоциация журналистов". 
Обращение общественного объединения парламентская комиссия рассматривала 
совместно с Министерством информации, о чем сообщается в документе. По 
мнению членов комиссии, на сегодняшний день внесение корректировок в акты 
законодательства Беларуси в сфере свободы высказывания мнения не требуется. 
Напомним, что 26 сентября ОО "БАЖ" обращалось к Генпрокурору, министру 
внутренних дел, в Палату представителей, а также Верховный суд с требованием 
прекратить давление на журналистов-фрилансеров, а также привести 
законодательство Беларуси в сфере свободы высказывания в соответствие с 
Конституцией страны и международными правовыми актами. 
В ответ МВД посоветовало обращаться в суды и Мининформации, Верховный суд 
отослал к другим инстанциям, а Генпрокуратура сообщила, что обращаться с 
подобными заявлениями должны сами журналисты-фрилансеры. 
Комментируя данные ответы госорганов, заместитель председателя ОО 
"Белорусская ассоциация журналистов" Андрей Бастунец отметил, что 
журналистское сообщество и дальше будет добиваться от властей изменения 
законодательства. 
Напомним, что в течение 2014 г. против журналистов-фрилансеров, которые 
сотрудничают с зарубежными СМИ, было возбуждено 9 административных дел по 
ст. 22.9 (нарушение законодательства о СМИ). 
 
28 октября могилёвские журналисты Игорь Борисов и Александр Бураков 
направили жалобы в милицию и прокуратуру города по поводу размещения в 
интернете клеветнических материалов в их адрес.  
Все публикации находятся на сайте voskresinfo.com, на котором размещают 
клеветнические материалы об общественных и политических активистах 
Могилева и области. Характерно, что сайт активизируется накануне 
избирательных компаний. 
От правоохранительных органов Борисов и Бураков требуют найти клеветников и 
привлечь их к ответственности в соответствии с законодательством. Кроме того, 
независимые журналисты просят ограничить доступ к этому сайту с территории 
Беларуси. 
Надо отметить, что местом регистрации владельца сайта является г. Одесса 
(Украина), а принадлежит он ОАО "Технологии будущего". Это известно по 
результатам ответа общественному активисту из Хотимска Валерию Каранкевичу, 
который ранее обращался в правоохранительные органы по поводу 
клеветнических материалов, опубликованных на этом сайте. Тогда милиционеры 
сумели установить, где зарегистрирован этот сайт, но найти и привлечь к 
ответственности лиц, которые занимаются его наполнением из числа могилевчан, 
у них не получилось. 
 
28 октября судья Могилевского облсуда Павел Климов рассмотрел кассационную 
жалобу Марины Молчановой и покинул в силе постановление о вынесении 
штрафа журналистке.  
Напомним, 25 сентября судья суда Бобруйска и Бобруйского района Наталья 
Черепуха признала Молчанову виновной в незаконном изготовлении и 
распространении продукции СМИ (ч. 2 ст. 22.9 КоАП и ст. 35 закона о СМИ) и 
оштрафовала журналистку на 4 млн. 800 тыс. рублей. Судья посчитала, что 
публикация на сайте телеканала "Белсат" материала Молчановой о 



благотворительной организации "Клуб 5000", которая занимается помощью 
больным онкологией детям, является нарушением закона со стороны 
журналистки. 
Во время кассационного обжалования Молчанова заявила, что суд первой 
инстанции неправильно истолковал законодательство, поскольку статья об 
изготовлении и распространении продукции СМИ может касаться только 
юридические лица, т.е. редакции, в чьи функции входят данные действия. Также 
журналистка обращала внимание на то, что суд действовал под давлением. По 
словам Молчановой, в ее деле находились материалы аналогичного 
разбирательства с независимым журналистом Александром Залевским, 
присланные из Кореличского суда, которые использовались в качества шаблона, 
что, подчеркнула журналистка, является грубым нарушением. Тем не менее, 
судья Климов не учел эти замечания.  
 
30 октября стало известно, что гродненские члены ОО "БАЖ" получили ответы из 
Гродненской областной прокуратуры и Генеральная прокуратуры Беларуси, на 
коллективное обращение. Два десятка гродненских журналистов обращали 
внимание на недопустимость преследования журналистов-фрилансеров за 
профессиональную деятельность. В письме приводились факты преследования 
журналистов из Гродненщины за сотрудничество с "Беларускім Радыё Рацыя" и 
телеканалом "Белсат" и указывалось на незаконное применение статьи 
Административного кодекса, согласно которому журналисты штрафовались 
разными судами Гродненской области. 
Начальник отдела по надзору за сохранением прав и свобод граждан 
Генпрокуратуры Мария Попова в ответе предлагает тем журналистам, которые 
были оштрафованы, самостоятельно обращаться согласно законодательству в 
прокуратуру и суды высшей инстанции. При этом чиновница утверждает, что 
законодательство Беларуси не противоречит статье 19 Международного пакта о 
гражданских и политических правах. В официальном ответе Гродненской 
областной прокуратуры за подписью заместителя прокурора области Светланы 
Рахман практически дублируется ответ Генпрокуратуры. 
Гродненские члены ОО "БАЖ" расценивают такие ответы как фактическое 
уклонение прокуратур от оценки законности ограничения их права на 
профессиональную журналистскую деятельность. 
 
30 октября Гродненский областной суд покинул без изменений постановление 
Гродненского районного суда о вынесении административного штрафа 
журналисту-фрилансеру Андрею Мелешко за работу без аккредитации на 
зарубежное СМИ. Кассационную жалобу рассматривала судья Светлана 
Долгошей.  
Защита Андрея Мелешко сосредоточивалась на том, что в административном 
деле против его отсутствуют доказательства сопричастности к правонарушению. 
Но судью они не убедили. Журналист намеревается обжаловать решение в 
высших инстанциях. 
Напомним, 7 октября, судья Гродненского райсуда Анна Левусик признала 
журналиста Андрея Мелешко виновным в нарушении ст. 22.9. ч. 2 КоАП и 
постановила взыскать с него штраф в 35 базовых величин (5 млн. 250 тыс. 
рублей).  
 
30 октября стало известно, что председателя правления просветительского 
учреждения "Центр правовой трансформации" (Lawtrend), правозащитницу Елену 
Тонкачову лишили вида на жительство в Республике Беларусь. Согласно 



уведомлению из Первомайского РУВД Минска, она обязана покинуть Беларусь в 
течение месяца. 
Формальным основанием для такого решения властей могли стать 
административные правонарушения в виде превышения скорости при управлении 
автомобилем. Последние 30 лет гражданка России Елена Тонкачова жила в 
Беларуси. 
"Центр правовой трансформации" работает на повышение правовой культуры 
населения, а также проводит просветительскую, аналитическую и 
исследовательскую деятельность в области права. В частности, недавно 
"Lawtrend" провел исследование по вопросам доступа к информации, охране 
личных данных, прозрачности деятельности органов власти в Беларуси. Также 
"Центр правовой трансформации" подготовил памятку для журналистов "Как 
получить доступ к материалам резонансных уголовных дел".  


