
 1 

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
21.07.-10.08.2014 г. 
 
Ещё на одну негосударственную общественно-политическую газету стало 
меньше. В июле приостановила выход газета “Нясвіжскі час”, которая на 
протяжении почти 12-и лет распространялась в Несвиже и Несвижском 
регионе. К такому решению присели прежде всего неблагоприятные 
экономические условия работы в регионе.  
 
22 июля стало известно, что общественный активист Александр Молочко получил 
очередное уведомление с Ошмянской таможни. Ровно через 10 месяцев после 
изъятия книги "Александр Лукашенко. Политический портрет" руководство таможни 
сообщило, что до сих пор так и не определилось с экспертной организацией, которая 
могла бы поставить точку в судьбе издания. 
Напомним, что 14 сентября 2013 г. при возвращении из Литвы на погранпереходе 
Каменный Лог у Молочко изъяли один экземпляр книги Валерия Карбалевича - якобы 
для проверки на экстремизм. Проверкой занималось Главное управление 
идеологической работы Гродненского облисполкома. Прождав ответа 4 месяца, 
активист направил Ошмянской таможне письмо с просьбой ознакомить его с 
экспертным заключением. В ответ заключение ему не прислали, но сообщили, что 
книгу он может забрать "по месту хранения". 
Но 18 февраля 2014 г. от начальника таможни Ивана Ниверкевича пришло новое 
письмо: он писал, что предыдущие письмо было "недействительным", поскольку 
экспертиза гродненских идеологов не дала ответов на поставленные вопросы. 
Поэтому книга была направлена в региональный отдел КГБ, чтобы исследовать ее 
на предмет отнесения к перечню товаров, запрещенных к ввозу на территорию 
Таможенного союза. Теперь А. Молочко собирается жаловаться в Государственный 
таможенный комитет и прокуратуру. 
 
25 августа Гродненский областной суд отклонил кассационную жалобу журналиста-
фрилансера Андрея Мелешко на решение Октябрьского райсуда Гродно, согласно 
которому его оштрафовали на 4,5 млн. рублей. 
Напомним, 16 июня А. Мелешко признали виновным в незаконном изготовлении 
продукции СМИ. Суд Октябрьского района Гродно пришел к выводу, что, 
подготавливая материал для "Беларускага Радыё Рацыя" (Польша), Андрей 
Мелешко действовал без аккредитации МИД Беларуси и нарушал ст. 22.9 КоАП. 
Основанием для возбуждения дела против журналиста стала публикация, 
размещенная 17 апреля на сайте "Радыё Рацыя" и подписанная псевдонимом Игорь 
Николаев. Сотрудники милиции на основании собранных свидетельств утверждают, 
что эта публикация была подготовлена именно Андреем Мелешко. 
 
29 июля брестского журналиста, члена ОО "БАЖ" Евгения Скребца пытались 
завербовать сотрудники КГБ. Как рассказал Евгений, это произошло, когда он 
пытался трудоустроиться в автобусный парк №1 ОАО "Брестоблавтотранс" 
руководителем сектора туризма, маркетинга и внешнеэкономической деятельности. 



 2 

Согласно журналисту, когда он пришел на встречу с директором предприятия, тот 
сказал, что его трудоустройство зависит от беседы с двумя людьми, которые ждут в 
кабинете главного инженера. Двое неизвестных дали понять, что много знают о 
жизни и деятельности Скребца за последний год. После этого они сказали, что, заняв 
должность на новой работе, Евгений должен продолжать заниматься общественной 
(не радикальной) деятельностью и поддерживать с ними контакт. Также предлагали 
подписать документ о том, что он добровольно согласился стать секретным 
сотрудником белорусского КГБ.  
Мужчины в штатском интересовались сотрудничеством Евгения с "Беларускім Радыё 
Рацыя". "Они говорили, что знают "рацыйные" расценки за материалы. 
Предупреждали, что, если сейчас начну активно браться за работу на "Рацыі", то 
чтобы не удивлялся, вскоре получив штраф в 4 млн. рублей", - сообщил журналист. 
По словам Скребца, он категорически отказался от предложенного "сотрудничества". 
 
25 июля в Минске неизвестные в штатском задержали на улице общественного 
активиста, журналиста независимой газеты "Новы час" Никиту Бровко. Задержание 
произошло около 12.30, и до вечера о местонахождении журналиста ничего не было 
известно. Отпустили его около 18 часов вечера. 
По словам Бровко, после задержания его доставили в УВД Советского района 
Минска, где взяли отпечатки пальцев и провели беседу. Также предлагали ответить 
на вопросы через детектор лжи, от чего он отказался. После в РУВД приехал 
военный комиссар Минского района и вручил повестку на медицинское 
обследование. 
 
31 июля в суде Октябрьского района Минска (Дом правосудия) сотрудники милиции 
переписывали личные данные журналистов, которые пришли освещать судебный 
процесс по делу обвиняемого в хулиганстве правозащитника Андрея Бондаренко. 
На вопрос корреспондента БелаПАН человеку в штатском, который записывал 
сведения, зачем это нужно, тот ничего не ответил. "Перед тем как записать данные, 
он перелистнул чистой стороной вверх другой лист бумаги, что лежал рядом, на 
котором были отсканированы фотографии журналистов с какой-то информацией", - 
отмечает журналист. 
 
1 августа редакция сайта международного консорциума "ЕвроБеларусь" сообщила о 
хакерской атаке. В течение нескольких дней неизвестные размещали на сайте 
eurobelarus.info провокационные материалы о событиях в Украине и активно 
распространяли их в социальных сетях. По словам редактора издания Андрея 
Александровича, атака на сайт началась 24 июля. 
Авторы издания связывают этот инцидент с активной позицией редакции в 
освещении российско-украинского конфликта: с первых дней противостояния на 
сайте активно наполняется специальная рубрика "События в Украине. Взгляд из 
Беларуси". 
 
1 августа Роскомнадзор заблокировал статью на белорусском сайте charter97.org. 
Как сообщила редакции сайта хостинговая компания, блокирование на территории 
РФ интернет-страницы с публикацией "Сибиряки хотят объявить "Сибирскую 
республику"" произошло на основании требования Генпрокуратуры России. По 
мнению российских прокуроров, информация содержит призывы к массовым 
беспорядкам и экстремистской деятельности. 



 3 

 
1 августа гомельский правозащитник, член ОО "БАЖ" Леонид Судаленко сообщил, 
что Железнодорожный РОВД Гомеля установил личность человека, который оставил 
на сайте tut.by оскорбительный для Судаленко комментарий. По информации 
милиционеров это жительница Минска 1975 года рождения. Теперь правозащитник 
намерен вызвать ее в суд по статье за оскорбление. 
Напомним, Судаленко обратился в милицию в марте этого года по причине 
комментария, в котором его назвали "мерзким существом". Запись появилась под 
информационной заметкой "Гомельским журналистам-фрилансерам вынесли 
предупреждения". 
Леонид Судаленко говорит, что с женщиной-"троллем" не знаком, и считает, что она 
дискредитирует гомельских активистов целенаправленно. "Я просмотрел 
комментарии "Оксаны Малининой" и заметил, что она по какой-то причине 
комментирует все новости по Гомельской области", - заметил гомельский 
правозащитник. 
 
4 августа пресс-секретарь ОО "БАЖ" Борис Горецкий получил из Министерства 
информации ответ на свое обращение. Горецкий просил Мининформ рассмотреть 
сюжет российского "Первого канала" "Беженка из Славянска вспоминает, как при ней 
казнили маленького сына и жену ополченца" на предмет нарушения закона "О СМИ" 
и поднять вопрос о прекращении трансляции в Беларуси российских телеканалов, 
которые систематически нарушают данный закон. 
В официальном ответе сообщается, что министерство не имеет сведений «о случаях 
открытых оговоров и дезинформации в отношении украинских и белорусских 
событий, ежедневно имеющих место на центральных российских телеканалах". А 
Мининформации "не вправе комментировать нарушения законодательства о СМИ 
Российской Федерации редакцией "Первого канала"", - пишет заместитель министра 
информации Сергей Хильман. Мининформ, согласно ему, может отозвать лицензию 
у телеканала или радиопрограммы только в случаях грубого нарушения ими 
белорусского законодательства о лицензировании: когда лицензированная 
деятельность осуществляется в целях, "противоречащих интересам Республики 
Беларусь", и когда вещание содержит сведения, "распространение которых 
запрещено или ограничено законодательством".  
Напомним, что с требованием прекратить в Беларуси трансляцию центральных 
российских каналов раньше уже выступали активисты оргкомитета по созданию 
партии БХД, а члены общественного комитета солидарности с Украиной начали сбор 
подписей под подобным обращением к властям Беларуси. 
 
4 августа суд Брестской области отклонил кассационную жалобу истца, который 
хотел привлечь независимую "Брестскую газету" и ее журналистов к ответственности 
за оскорбление чести и достоинства. Кассационная коллегия пришла к выводу, что 
претензии истца необоснованны. Как и в суде первой инстанции, слушание 
проходило в закрытом режиме, поэтому подробности судебного процесса не 
сообщаются.  
Напомним, 6 июня суд Ленинского района Бреста отклонила иск о защите чести, 
достоинства и деловой репутации к "Брестской газете": заявитель требовал взыскать 
с издания и его журналистов Марты Мартынюк и Дмитрия Босака по 30 млн. рублей 
компенсации морального ущерба. Тогда судья Елена Карпова постановила 
отклонить иск.  



 4 

 
4 августа стало известно, что унитарное предприятие "ИнтексПресс-Регион" 
приостановила в июле выход газеты "Нясвіжскі час", которая в течение почти 
двенадцати лет распространялась в Несвиже и Несвижском районе.  
Согласно главному редактору Алексею Белому, к закрытию издания привели, прежде 
всего, неблагоприятные экономические условия работы в регионе. После 
критических публикаций "Нясвіжскі час" был выброшен из газетных киосков 
"Минскоблсоюзпечати". Вернуться туда не помогли ни обращения непосредственно в 
учреждение, ни к председателю Миноблисполкома Борису Батуро, который обещал 
"разобраться". Реализовывать газету отказалась также крупная торговая сеть в 
регионе. А большинство предприятий отказывались размещать рекламу в 
негосударственном издании. Вдобавок местный коммунхоз не продлил аренду офиса 
для редакции газеты. Теперь "Нясвіжскі час" будет выходить только два раза в год - 
чтобы сохранить регистрацию.  
 
7 августа независимого журналиста из Могилева Александра Буракова вызвали в 
Могилевский межрайонный отдел Следственного комитета. Следователь Максим 
Рубеко сообщил, что по заявлению о взломе сайта "Свободный формат" заведено 
уголовное дело, и предпринимается поиск причастных к этому лиц. Согласно 
следователю, для хакерской атаки использовались прокси-серверы и IР-адреса, 
зарегистрированные в Швеции и Голландии. И в эти страны сотрудники милиции уже 
направили свои запросы. 
По словам Александра Буракова, следователь опросил его и признал потерпевшим 
па делу. Также он сообщил, что в рамках расследования дела будут вызваны и 
другие журналисты, которые сотрудничали с сайтом "Свободный формат". 
Напомним, что 14 марта неизвестные взломали интернет-ресурс "Свободный 
формат". С сайта были полностью удалены все архивные записи и размещены две 
статьи клеветнического содержания, которые оскорбляли демократичных активистов 
Могилевской области. 19 марта владелец доменного имени formats.by А. Бураков 
направил заявление в отдел по борьбе с преступлениями в сфере высоких 
технологий УВД Могилёвского облисполкома с просьбой найти и наказать 
взломщиков сайта.  


