
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
22.06-12.07.2015 г. 
  
 

Общая сумма штрафов, присуждённых журналистам-фрилансерам в Беларуси 

в 2015 году по ст. 22.9 КоАП, почти достигла 130 милионов рублей (более 7 тысяч 

евро). За сотрудничество с зарубежными СМИ без аккредитации журналистов в 

этом году судили уже 24 раза.  

 
22 июня представители редакции заблокированного сайта kyky.org встретились с 
первым заместителем министра информации Игорем Луцким и юристом ведомства. 
(Инициатива встречи исходила от Мининформации.) Редакции посоветовали 
повнимательнее следить за употребляемой на сайте лексикой.  
23 июня - на шестой день блокирования - ограничение доступа к сайту сняли. Спорные 
публикации на сайте теперь недоступны. Напомним, 15 июня Мининформ ограничил 
доступ к сайту kyky.org, ссылаясь на ст. 38 закона "О СМИ" - за размещение 
информации, распространение которой может нанести вред национальным интересам 
Республики Беларусь. 
Отличительно, что согласно законодательству процедура блокирования 
предусматривает сначала вынесение двух предупреждений, после дается время на 
исправление нарушений, и уже после этого могут заблокировать. Между тем, перед 
ограничением доступа редакция кyky.org не получила предупреждения. 
 
25 июня независимых журналистов из Глубокого (Витебская область) Татьяну 
Смоткину и Дмитрия Лупача вызвали в милицию. Старший инспектор Глубокского 
РОВД Вячеслав Борило сообщил Смоткиной, что против нее возбуждено 
административное дело за незаконное изготовление и распространение продукции 
СМИ. Основание - публикация "Дороги в Глубоком станут позитивными", размещенная 
9 июня на сайте "Беларускага Радыё Рацыя" (Польша). Текст о том, что учащиеся 
местной художественной школы раскрасили канализационные люки.  
Беседа милиционера с Дмитрием Лупачм касалась публикации "Нашлись 
родственники пограничника, который погиб на Глуботчине 17 сентября 1939 года", 
размещенной на сайте "Еврорадио". 
"Инспектор показал мне распечатку этого текста без указания авторства, а также 
ксерокопию из газеты "Вольнае Глыбокае", где под статьей стоит моя фамилия. По 
мнению милиционера, авторство статьи в газете является доказательством того, что 
я сотрудничаю с зарубежным СМИ, - рассказал Д. Лупач.  
Административные дела против журналистов направили в суд, рассмотрения их были 
назначены на 9 и 10 июля, но после суд вернул документы в милицию на доработку.  
 
25 июня могилевский журналист, корреспондент информагентства БелаПАН 
Владимир Лапцевич получил ответ из Могилевского облсовета на свое очередное 
обращение к его председателю с просьбой объяснить, какими правовыми актами 
обусловливается необходимость обращения журналиста СМИ, желающего 



присутствовать на открытом заседании сессии облсовета. Председатель совета 
Анатолий Исаченко вынужден был признать, что "нормативными правовыми актами 
форма обращений журналиста для присутствия на заседаниях сессии и порядок их 
рассмотрения не установлены". 
Напомним, уже больше года Лапцевич пытается попасть на открытые заседания 
Могилевского облсовета депутатов, однако ему отказывали в этом, ссылаясь на 
отсутствие в списке приглашенных. Раньше журналист освещал события в 
экономической, социальной и других сферах жизни Могилевской области, в том числе 
сессии Могилевского облсовета депутатов, без всяких нареканий со стороны 
чиновников или депутатов. 
 
26 июня ООО "Издательская дом "Интекс-пресс" в очередной раз получил отказ от УП 
"Брестоблсаюзпечать" на просьбу распространять через государственную систему 
продажи газету "Intex-press". В письме за подписью заместителя директора 
предприятия Николая Марейко редакции сообщили, что якобы не имеют возможности 
составить договор на распространение. 
Напомним, негосударственная общественно-политическая газета "Intex-press" 
выходить в Барановичах с 1994 года. В 2006 г. издание было исключено из 
государственных систем распространения. 
 
28 июня могилевский журналист Александр Бураков направил индивидуальную 
жалобу в Комитет по правам человека (КПЧ) ООН. Он просит КПЧ признать факт 
нарушения со стороны Республики Беларусь его прав, гарантированных ст. 19 в 
совокупности с п. 2 и п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических 
правах. Также журналист обращается в КПЧ с просьбой рекомендовать правительству 
Беларуси привести нормы Закона "О СМИ" и практику его применения в соответствие 
с международными обязанностями, а именно - со ст. 19 Международного пакта о 
гражданских и политических правах. 
Александр Бураков обратился в КПЧ после прохождения всех судебных инстанций в 
Беларуси в попытках обжаловать свой штраф. 8 октября 2014 г. судья Ленинского 
районного суда Могилева Елена Волкова оштрафовала его на 40 базовых величин. 
Суд признал журналиста виновным в нарушении ч. 2 ст. 22.9 КоАП РБ - незаконное 
изготовление и распространение продукции СМИ. Основанием для наказания 
послужила размещенная на сайте DW.de 25 августа 2014 г. статья "Тропой 
контрабандиста: работают ли российские санкции в приграничье?" за подписью 
Александра Буракова. 
 
30 июня министр информации Беларуси Лилия Ананич сообщила, что в 2015 г. 
Мининформации блокировало доступ к 26 интернет-сайтам. По словам Ананич, пять 
белорусских интернет-ресурсов использовали свои площадки для "недобросовестной 
рекламы лекарственных средств".  
 
2 июля Рогачевский райсуд (судья Александр Крайников) признал гомельских 
журналистов-фрилансеров Константина Жуковского и Наталью Кривошей виновными 
в незаконном изготовлении продукции СМИ для спутникового телеканала "Белсат". 
Они оштрафованы по ст. 22.9 КоАП - каждый на 35 базовых величин. 
Согласно протоколам, составленным начальником отдела охраны правопорядка и 
профилактики Рогачевского РОВД Юрием Астаповичем, 12 мая в Рогачеве 
журналисты, не имея аккредитации в качестве журналиста СМИ, "провели 



интервьюирование граждан, тем самым незаконно изготовили продукцию СМИ, а 
именно видеосюжет под названием "Несладкий вкус кризиса. Почему рогачевская 
сгущёнка остается на складах?" Видеосюжет был показан 14 мая на телеканале 
"Белсат" и размещен на его сайте. Этим якобы нарушено требование ч. 4 ст. 35 Закона 
"О СМИ". 
Для Натальи Кривошей в 2015 г. это был четвертый суд по подобным 
административным делам, а Константина Жуковского судили уже в седьмой раз 
(шесть судов касались ст. 22.9 КоАП, один - ст. 23.34 КоАП). Огульно Наталье надо 
выплатить в бюджет 24,3 млн рублей, а Константину - 31,5 млн рублей. 
 
2 июля суд Ленинского района Бреста (судья Олег Миронюк) признал журналиста 
Александра Левчука виновным в нарушении ч. 2 ст. 22.9 КоАП и наказал 
максимальным па этой статье штрафам - 50 базовых величин, это 9 млн рублей. 
Внештатного корреспондента информагентства БелаПАН обвинили в сотрудничестве 
со спутниковым телеканалом "Белсат" без аккредитации. Основанием для дела стало 
интервью с капитаном футбольного клуба "Брест" Романом Василюком, которое 
милиция нашла на сайте телеканала "Белсат". Административный протокол на 
Левчука составил 23 июня старший лейтенант милиции Борис Дмитрук. 
Согласно журналисту, он предоставил суду справку от БелаПАН о сотрудничестве в 
качестве внештатного корреспондента, свое удостоверение, а также распечатку 
материала, ставшего основанием для составления протокола, но уже с сайта 
БелаПАН. "Они задумались, поскольку ни одного доказательства того, что я делал 
материал для "Белсата", не было", - говорит Левчук. По его словам, судья объявил 
перерыв на полтора часа, а после озвучил решение - 9 миллионов штрафа. Журналист 
собирается обжаловать судебное постановление в высших инстанциях. 
По сведениям Левчука, 24 июня против него завели еще одно административное дело 
- теперь уже за резонансный сюжет о недавнем религиозном конфликте в агрогородке 
Беловежский.  
 
6 июля стало известно, что следственные органы прекратили уголовное 
преследование за клевету на руководителя государства брестского пенсионера 
Михаила Лукашевича ввиду отсутствия в его действиях состава преступления. Врачи 
Республиканского научно-практического центра психического здоровья ("Новинки"), 
куда направили в ходе следствия Лукашевича, признали его психическое состояние 
удовлетворительным. 
Напомним, 29 декабря 2014 г. Следственный комитет возбудил дело согласно ч. 1 ст. 
367 УК РБ в отношении 63-летнего жителя Бреста Михаила Лукашевича. Поводом 
тому стали политические надписи и лозунги, котороые мужчина более 10 лет делал на 
собственном заборе и стенах гаража. Следственный комитет тогда посчитал, что в 
действиях Лукашевича есть состав преступления - "высказывания критичного 
характера, выраженные в форме клеветы в отношении властей, силовых структур и 
Президента РБ". Какую именно надпись следователи сочли клеветой на руководителя 
страны, СК не сообщал.  
 
7 июля исполнилась 15 лет с момента, когда при невыясненных обстоятельствах 
исчез телеоператор Дмитрий Завадский. Все эти годы правоохранительные органы 
Беларуси, так и не дали ответа на вопросы: кто был организатором и исполнителем 
этого преступления, что на самом деле случилось с Дмитрием, где искать его следы? 
Уголовное дело по факту исчезновения журналиста неоднократно приостанавливали 



и возобновляли, но это ничего не меняло: конкретных результатов как не было, так и 
нет. 
В день трагической годовщины ОО "БАЖ" выступила с заявлением, в котором 
настойчиво требует от компетентных правоохранительных органов провести полное 
расследование всех обстоятельств исчезновения Дмитрия Завадского.  
Напомним, 7 июля 2000 г. журналист исчез по дороге в аэропорт "Минск-2". По факту 
исчезновения Дмитрия было возбужденное уголовное дело по статье "убийство", 
однако потом обвинение было переквалифицировано на "похищение и незаконное 
лишение человека свободы". 
14 марта 2002 г. Минский облсуд признал виновными в похищении Завадского 
офицеров спецподразделения МВД "Алмаз" Валерия Игнатовича и Максима Малика 
(осуждены на пожизненное заключение), бывшего курсанта Академии МВД Алексея 
Гуза (осужден на 25 лет лишения свободы), а также гражданина Сергея Савушкина 
(уже вышел на свободу). Согласно обвинению, мотивом преступления стала месть: 
мол, Завадский публично обвинил Игнатовича в участии в войне на стороне чеченских 
боевиков. Однако никто из осужденных не признал своей вины ни по одному из 
эпизодов. 
27 ноября 2003 г. суд Фрунзенского района г. Минска признал исчезнувшего 
журналиста умершим. Между тем, тело Дмитрия Завадского до сих пор не найдено. 
 
9 июля ОО "БАЖ" обратилось http://baj.by/be/node/29145 в Верховный суд, 
Генпрокуратуру, МВД и КГБ. Журналистская организация добивается публичного 
обсуждения с участием представителей государственных органов, ОО "БАЖ", а также 
всех заинтересованных лиц проблемы привлечения к административной 
ответственности журналистов-фрилансеров.  
К каждому письму приложено заявление-протест ОО "БАЖ" http://baj.by/be/node/29132 
в связи с усилением преследования журналистов-фрилансеров, материалы которых 
появляются в зарубежных СМИ. "Милиция и суды вопреки Закону "О СМИ" 
распространяют обязанность получения аккредитации в МИД на журналистов-
фрилансеров, которые не являются штатными сотрудниками зарубежных СМИ. А 
затем необоснованно приравнивают деятельность без аккредитации к нарушению 
порядка изготовления и распространения продукции СМИ (ч.2 ст. 22.9. КоАП). В это 
время, продукцию СМИ изготавливают не журналисты, а редакции, и распространяют 
ее не журналисты, а распространители СМИ", - подчеркивается в заявлении. 
Напомним, всего в Беларуси в этом году суды уже 24 раза штрафовали журналистов-
фрилансеров согласно ст. 22.9 КоАП. Сумма штрафов превысила 129 млн рублей. 
 
9 июля журналист из Глубокого Дмитрий Лупач рассказал, что представители КГБ 
склоняют его к сотрудничеству - чтобы он сообщал подробности о местных активистах, 
о встречах с членами ОО "БАЖ" и о оппозиционной активности в регионе. 
Сначала 25 июня Лупача вызвали в финансовую милицию, где на самом деле его 
встретили местные представители КГБ и двое неизвестных людей, которые сказали, 
что приехали из Минска специально ради встречи с ним. Они интересовались 
поездками журналиста в Украину, а также о его контактах с иностранцами. Один из 
таких "контактов" состоялся в июне. Дмитрий встречался с поляками, которые 
приезжали на Глуботчину, и позже на сайте "Еврорадио" и в газете "Вольнае 
Глыбокае" вышла статья "Нашлись родственники пограничника, который погиб на 
Глуботчине 17 сентября 1939 года".  



30 июня Дмитрия Лупача по телефону вызвал на встречу сотрудник местного КГБ. Во 
время беседы он предупредил журналиста о недопустимости сотрудничества с 
зарубежными СМИ без аккредитации и дискредитации Республики Беларусь (ст. 369-
1 УК РБ) - предоставления иностранному государству неправдивых сведений о 
политическом, экономическом, социальном положении граждан и т.д. 
"Сотрудник КГБ сказал, что у них есть много доказательств моего сотрудничества с 
зарубежными СМИ без аккредитации, но они не будут их озвучивать, если я соглашусь 
"помочь". Причем сотрудник КГБ отметил, что в случае отказа будут проблемы у моей 
жены и детей", - рассказал Д. Лупач. 
Журналист полагал, что КГБ потеряет к нему интерес, если не давать никакой 
информации. Между тем, 9 июля тот самый сотрудник позвонил и опять предлагал 
встретиться. Дмитрий Лупач категорически отказался от "сотрудничества", несмотря 
на угрозы, и решил сообщить свою историю, чтобы предупредить друзей и коллег, что 
они также могут попасть в похожую ситуацию. 
 


