
 1 

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
 
23.03.-06.04.2015 г. 
 
Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дуня Миятович отреагировала на волну 
штрафов за “незаконное изготовление и распространение продукции СМИ”, а 
фактически – за сотрудничество с зарубежными СМИ без аккредитации. 

"Власти должны прекратить применение ограничительных мер в отношении 
фриланс-журналистов и перестать мешать им спокойно и свободно выполнять 
свою работу", – заявила Миятович 3-го апреля. – Конструктивное решение 
этого вопроса должно быть достигнуто. "Мой Офис выражает готовность 
помочь властям любыми способами, чтобы изменить эту разрушительную 
тенденцию и чтобы сделать возможным диалог и совместную деятельность 
правительственных учреждений и медиаорганизаций по этому вопросу». 
 
 
23 марта частное издательство "Логвинов" получило сообщение от Миниформации о 
том, что ЧИУП "Логвинов" от 16.03.2015 зарегистрировано в Государственном 
реестре издателей, производителей и распространителей печатных изданий. 
Напомним, что именно отсутствие такой регистрации и стало основанием для 
наказания почти в миллиард белорусских рублей, которое Экономический суд 
Минска (судья Сергей Кулаковский) постановил взыскать с частного издательского 
предприятия 9 января 2015 г. До этого в прошлом году издательство 8 раз 
обращалось в Мининформации с документами на регистрацию в госреестре, но всё 
время получало отказы.  
 
24 марта ОО "БАЖ" получило от Мининформации ответ на свой запрос о 
результатах работы Республиканской экспертной комиссии по оценке 
информационной продукции на предмет экстремизма. Заместитель министра 
Владимир Матусевич пишет, что "среди материалов, в которых выявлены признаки 
проявления экстремизма, - книги А. Гитлера, Д. Рокуэла, А. аль-Бадра, пособия по 
военному делу и другие". 
Поводом для обращения ОО "БАЖ" стало выступление Лилии Ананич 5 февраля на 
коллегии Мининформа. Согласно министру, на тот момент республиканская 
экспертная комиссия по оценке информпродукции на экстремизм рассмотрела более 
100 материалов и нашла в 25-и из них "признаки, подпадающие под позиции 
"экстремизм, пропаганда идей нацизма, расовой, религиозной нетерпимости" или 
"литература, которая могла бы использоваться в террористических целях". 
 
25 марта министр информации Беларуси Лилия Ананич сообщила, что подготовлены 
изменения в президентский указ №60 "О мерах по совершенствованию 
использования национального сегмента сети Интернет". Согласно министру, 
планируется закрыть имеющиеся лазейки для владельцев сайтов в плане их 
ответственности за "комментаторов" на своих ресурсах.  

http://www.osce.org/fom/150011


 2 

Напомним: согласно п.12 указа №60 от 1.02.2010 г., ответственность за содержание 
размещенной в интернете информации должны нести лица, которые ее разместили. 
Между тем, в соответствии с внесенными в закон "О СМИ" изменениями (декабрь 
2014 г). за содержание оставленных пользователями комментариев теперь несет 
ответственность владелец интернет-ресурса.  
 
25 марта стало известно, что Министерство иностранных дел Беларуси отказало в 
аккредитации в качестве журналиста "Белорусского Радыё Рацыя" гродненскому 
члену ОО "БАЖ" Андрею Мелешко. Запрос на аккредитацию в качестве журналиста 
зарубежного СМИ журналист направил в ноябре 2014 г., официальный ответ он 
получил только сейчас. В ответе начальник управления информации МИД Д. 
Мирончик ссылается на пункты 10 и 15.4 Положения о порядке аккредитации 
журналистов зарубежных СМИ. То есть, МИД считает, что журналист направил не 
все необходимые документы и раньше работал на зарубежное СМИ без 
аккредитации.  
 
26 марта в суде Московского района Бреста в отсутствии ответчика состоялось 
рассмотрение административного дела члена ОО "БАЖ" Алеся Левчука. Его 
результаты стали известны только 27 марта - журналисту сообщили по телефону, 
что его оштрафовали на 21 базовую величину (3 млн 780 тыс. рублей). Журналиста 
признали виновным в незаконном изготовлении и распространении продукции СМИ 
(ст. 22.9 КоАП). 
Напомним, основанием для административного преследования стал материал на 
сайте телеканала "Белсат" за подписью "АЛ". 18 марта капитан милиции Московского 
РОВД Бреста Роман Троимук составил на журналиста протокол за нарушение 
законодательства о СМИ.  
 
26 марта заместитель министра внутренних дел Николай Мельченко отказался 
встречаться в своё приемноё время с председателем ОО "БАЖ" Жанной Литвиной и 
ее заместителем Андреем Бастунцом. Руководство журналистского общественного 
объединения хотело побеседовать с милицейским чиновником косательно его 
запрета фотографирования административных зданий. В МВД сообщили, что 
"ведомство уже дало официальный ответ на обращение организации и больше 
данный вопрос обсуждать не видит необходимости". 
  
28 марта со списка ограниченного доступа для государственных структур, 
учреждений образования и культуры удалили сайты, внесенные до 1 января 2015 г. А 
их блокировка должна быть прекращена в течение суток, - сообщил портал 
electroname.com со ссылкой на "источники в телекоммуникационной области 
Беларуси". "Под амнистию" якобы попали сайты "Хартии'97" belaruspartisan.org, 
правозащитного центра "Весна", prokopovi.ch, europeanbelarus.org, блог Евгения 
Липковича и ряд других сайтов, которые находились в списке ограниченного доступа 
согласно решению Генеральной прокуратуры Беларуси. Как сообщает tut.by, по-
прежнему блокирует эти сайты только провайдер Life:). 
Напомним, сообщения о блокировке сайтов с политическими новостями "Хартия'97", 
"Белорусский партизан" и "Весна" появились вечером 26 марта. О причине 
блокирования официальные источники не сообщали. 
В пресс-службе Life:) сообщили, что блокировать "Хартию'97" и "Белорусский 
партизан" для всех пользователей оператор начал потому, что на сайте предприятия 



 3 

по надзору за электросвязью "БелГИЭ" обновилась информация об ограничении 
доступа к интернет-ресурсам. При этом первый заместитель министра информации 
Игорь Луцкий заявил, что никаких мер по ограничению доступа к названным 
ресурсам министерство не применяет.  
 
30 марта в Борисовском райсуде состоялось очередное заседание по иску 
участковой медсестры к газете "Борисовские новости" и автору письма в редакцию.  
Истица подтвердила свою позицию, расширила требования и заявила 
дополнительные ходатайства - присоединить к материалам дела публикации в 
прессе о подобных случаях, а также свою характеристику с места работы. Заключить 
мировое соглашение она отказалась. Ответчик (представитель газеты "БН") 
подтвердил, что не признает прежних требований, и ходатайствовал об отклонении 
дополнительных. Продолжение рассмотрения дела назначено на 10.00 16 апреля. 
Напомним: с иском к газете "Борисовские новости" о защите деловой репутации и 
компенсации морального вреда в суд обратилась участковая медсестра городской 
поликлиники. Основанием стала статья "Кто виноват в смерти пациента 2-ой 
поликлиники?", напечатанная 24 декабря 2014 г.  
 
30 марта независимый журналист из Могилева Александр Бураков направил 
надзорную жалобу на имя председателя Верховного суда Беларуси. Журналист 
обжалует постановления судов, которые признали его нарушителем ст. 22.9 ч. 2 
КоАП: постановление судьи Могилевского горсуда А. Волковой от 8 октября, 
постановление судьи Могилевского облсуда М. Мельникова от 20 ноября, а также 
письмо председателя Могилевского облсуда И. Прошко от 10 марта. 
Напомним, 8 октября 2014 г. судья Ленинского райсуда Могилева Елена Волкова 
оштрафовала А. Буракова на 40 базовых величин, признав его виновным в 
незаконном изготовлении и распространении продукции СМИ. Основанием для 
наказания послужил размещенная на сайте DW.de 25 августа 2014 г. статья "Тропой 
контрабандиста: работают ли российские санкции в приграничье?" за подписью 
Александра Буракова. Судьи высших инстанций Мельников и Прошко покинули 
наказание в силе.  
Тем временем Ленинский РОВД Могилева вернул Буракову компьютер изъятый 
после обыска на экспертизу. Журналист говорит, что техника в неисправном 
состоянии. Напомним, 16 сентября 2014 г. в квартире Буракова с санкции прокурора 
г. Могилёва милиционеры провели обыск. Основанием для его проведения стало 
появление в июле-августе 2014 г. на интернет-сайте DW.DE ("Немецкая волна") трех 
материалов за подписью Буракова. В результате изъяли 2 ноутбука и 2 флэш-карты.  
 
1 апреля суд Московского района Бреста оштрафовал журналистку Инну Хомич на 
30 базовых величин за сотрудничество с "Белорусским Радыё Рацыя" без 
аккредитации в МИД Беларуси. Судья Раиса Лобачевская признала журналистку 
виновной в нарушении ст. 22.9 ч. 2 КоАП (незаконное изготовление и 
распространение продукции СМИ). "Я апеллировала к тому, что Конституция без 
ограничений позволяет гражданам Беларуси собирать и распространять 
информацию. Но закон о СМИ у нас, оказывается, больше ценится, чем 
Конституция", – говорит Инна Хомич.  
 
2 апреля судья Железнодорожного района Гомеля Николай Бакунов постановил 
оштрафовать на 30 базовых величин (5,4 миллиона рублей) фрилансера, члена ОО 



 4 

"БАЖ" Константина Жуковского за "незаконное изготовление и распространение 
продукции СМИ" (ч. 2 ст. 22.9 КоАП), а фактически за сотрудничество с зарубежным 
СМИ без аккредитации. 
Основанием для возбуждения дела стала заметка "За убитого ребенка наказали 
педагогов и медиков", размещенная 6 февраля на сайте телеканала "Белсат" за 
подписью Александра Ященко. Как следует из административного дела, сюжет на 
телеканале "Белсат" отследило региональное УВД, которое ведет мониторинг 
публикаций. Железнодорожному РОВД Гомеля было поручено провести 
разбирательство. Капитан милиции Виктор Степаненко ездил в СШ №12, опросил 
сотрудников учебного учреждения, которые фигурировали в видеосюжете, показывал 
фотографию Жуковского и спрашивал, он ли вел съёмку. 
Перед началом слушания судья отклонил ходатайство Жуковского о том, чтобы его 
интересы как члена ОО "БАЖ" представлял юрист, также член организации, Леонид 
Судаленко. Также судья отказался вести рассмотрение дела на белорусском языке и 
отказал Жуковскому в праве пригласить переводчика.  
 
4 апреля стало известно, что Брестский областной суд отправил дело против 
Тамары Щепёткиной на новое рассмотрение. Судья Наталья Сурма признала, что 
независимую журналистку судили с нарушениями законодательства. В частности, 
судебную повестку на процесс Щепёткина не получила, а вместо этого ей было 
отослано смс-сообщение о необходимости явиться в суд. Приехав в Брест, на 
рассмотрение дела она так и не попала, поскольку судья Александр Семенчук решил 
провести процесс без самой ответчицы и ее адвоката. Также журналистка не могла 
сразу узнать о решении, принятом судьей в отношении её. 
Напомним, 6 марта Ленинский райсуд Бреста без присутствия самой журналистки 
наказал Т. Щепёткину штрафом в 40 базовых величин (7,2 млн рублей) за якобы 
работу на зарубежное СМИ без аккредитации.  
 


