
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
25.04.-10.05.2015 г. 
 
Министр информации Лилия Ананич сообщила, что подготовлен проект указа о 
приведении законодательных актов в соответствие с законом "О СМИ". В 
частности, там будет закреплена ответственность владельцев интернет-
ресурсов за комментарии пользователей на форумах.  
Напомним, новый закон "О СМИ", вступивший в силу 1 января 2015 г., 
предусматривает ответственность всех владельцев интернет-ресурсов, 
доступных на территории страны, в том числе и зарубежных – Мининформ 
обещает жестко их контролировать.  
 
25 апреля суд Борисовского района удовлетворил иск участковой медсестры 
Пантелей Е.С. к негосударственной газете "Борисовские новости" и автору письма в 
редакцию Козловской Л. о защите деловой репутации и взыскании компенсации 
морального вреда за статью "Кто виноват в смерти пациента 2-ой поликлиники?", 
опубликованной 24 декабря 2014 г. в выпуска "БН" №52. 
Судья Инна Войтко постановила взыскать 4 млн рублей солидарно: 3 млн руб. - с 
"Борисовских новостей", 1 млн руб. - с Козловской. Кроме этого, ответчикам надлежит 
компенсировать судебные расходы истицы: 7 млн 935 тыс. руб. должна выплатить 
редакция газеты, 2 млн 645 тыс. - соответчик. Суд также обязал газету опубликовать 
в течение месяца резолютивную часть решения суда. Ответчики собираются 
обжаловать решение суда в Минский областной суд. 
 
27 апреля суд Ленинского района Бреста (судья Святослав Калина) повторно вынес 
решение оштрафовать журналистку Тамару Щепёткину за работу без аккредитации на 
зарубежное СМИ - "Беларускае Радыё Рацыя". Сумма штрафа за нарушение ст. 22.9 
КоАП - 40 базовых величин (7,2 млн рублей, или около 450 евро). Это было уже второе 
рассмотрение дела по обвинению журналистки в "незаконном изготовлении и 
распространении продукции СМИ". Решение первого суда Щепёткина обжаловала в 
Брестский облсуд, который отправил дело на пересмотр. Основанием для 
составления на Т. Щепёткину административного протокола появилось то, что в 
январе она якобы сделала интервью с сотрудником ГАИ Сергеем Нелиповичем, 
которое позже появилось на сайте "Радыё Рацыя". Журналистка оспаривает как сам 
факт того, что делала в тот день интервью, так и дальнейшее появление его в 
Интернете.  
Буквально через несколько дней после суда поступила информация, что милиция 
опять ищет свидетелей против Т. Щепёткиной. Согласно ей, 30 апреля сотрудники 
Микашевичского ГОВД приходили к активисту компании "Говори правду" Леониду 
Дубоносову. Міліцыянты выясняли, не она ли беседовала с ним о проблеме отсутствия 
телефонной линии в 10-м микрорайоне Микашевич.  
 
28 апреля Верховный суд (судья Екатерина Короткевич) отклонила иск ООО 
"Издательский дом "Интекс-пресс" к Министерству информации и признала законным 
письменное предупреждение газете "Intex-press" за сокращение "РБ" в исходящих 



данных. Во время судебных слушаний представители "Интекс-пресс" пытались 
довести суду, что сокращение "РБ" вместо слов "Республика Беларусь" широко 
употребляется органами государственной власти и даже присутствует в 
президентских указах.  
Напомним, вместе с "Intex-press" в феврале-марте 2015 г. предупреждения от 
Мининформации получили еще ряд белорусских изданий.  
 
29 апреля в Минске сотрудники специального батальона милиции задержали 
независимых тележурналистов Сергея Кравчука и Наталью Волокида, когда те 
снимали участников перформанса около Российского посольства - "возвращения 
России косметички" с эмблемой байкерского клуба "Ночные волки". Милиционеры 
переписали паспортные данные журналистов и заставили удалить видеозапись 
перформанса. 
 
29 апреля стало известно, что Брестский областной суд отклонил кассационную 
жалобу члена ОО "БАЖ" Инны Хомич. Независимая журналистка оспаривала 
постановление суда Московского района Бреста, согласно которому она была 
оштрафована на 30 базовых величин за сотрудничество с зарубежным СМИ без 
аккредитации (ст. 22.9 КоАП). 
В постановлении, подписанном судьей Брестского облсуда Михаилом Мохаром, 
отмечается, что суд первой инстанции "всесторонне, полно и объективно" изучил 
материалы дела в отношении независимой журналистки и ее вина в "незаконном 
изготовлении продукции средств массовой информации" доказана. При этом в 
судебном постановлении есть ссылка на сообщения из УКГБ по Брестской области, 
согласно которому Инна Хомич якобы подготовила интервью и разместила его на 
сайте СМИ. 
 
30 апреля Брестский облсуд (судья Андрей Василюк) отклонил кассационную жалобу 
журналиста-фрилансера Алеся Левчука. Журналист добивался отмены 
постановления Московского райсуда Бреста, который 26 марта признал его виновным 
в нарушении законодательства о СМИ (ч. 2 ст. 22.9 КоАП) и оштрафовал на 3 млн 780 
тыс. рублей. 
Тогда судебное заседание состоялось без участия Левчука, поскольку повестку он не 
получил. Основанием для возбуждения дела стал материал на сайте телеканала 
"Белсат" за подписью "АЛ". Авторство Алеся Левчука якобы подтвердила милиции 
собеседница журналиста.  
 
30 апреля независимый журналист и правозащитник Леонид Светик сообщил, что ему 
отказали в возможности посетить исправительные учреждения, ЛТП и СИЗО 
Витебской области. Он направил более десятка заявлений с просьбой дать ему 
возможность посетить эти учреждения, чтобы подготовить статьи об условиях жизни 
и быта людей, которые там удерживаются. Все ответы, полученные Светиком, 
практически одинаковые с похожим содержанием: "Освещением деятельности 
исправительных учреждений в уголовно-исполнительной системе занимаются 
ведомственные периодические издания - газеты "На страже" и "Трудовой путь", 
которые в полной мере отображают состояние быта и условий удержания".  
 
5 мая редактор газеты "Наш Магілёў" Игорь Борисов направил жалобу в прокуратуру 
Могилёвской области. Он просит незамедлительно вернуть ему два компьютера, 



модем и блокнот, а также привлечь должностных лиц к ответственности за нарушение 
его прав и за нарушение процессуальных сроков при проведении проверки. Пока 
милиция вернула журналисту только один компьютер из трёх изъятых.  
Напомним, утром 12 марта сотрудники милиции провели обыск в квартире Борисова 
и забрали для экспертизы три компьютера, модем и блокнот. Тогда милиционеры 
сообщили, что И. Борисов подозревается в клевете на директора предприятия "Лента" 
Сергея Петрова в статье на сайте "Наш Магілёў". В тот же день "осмотр" был проведен 
в могилёвском офисе Правозащитного центра "Весна". Там забрали три компьютера и 
модем.  
 
7 мая редакция негосударственной “Газеты Слонімскай” сообщила, что "Белпочта" и 
"Белсоюзпечать" опять отказали в сотрудничестве. Оба предприятия-монополисты, 
ссылаясь на разные причины, написали, что не будут заниматься распространением 
негосударственного издания “Газета Слонімская” и его приложения "Отдушина". 
"Выбор печатных изданий для формирования каталога с целью дальнейшего их 
распространения через подписку является правом РУП "Белпочта", которое им 
реализуется в соответствии с законодательством", - говорится в ответе от 29 апреля 
за подписью первого заместителя гендиректора предприятия Елены Скрипчик.  
Напомним, “Газеты Слонімскай” нет в подписном каталоге и газетных киосках с 2006 г. 
Тогда, накануне кампании выборов президента, в подписные каталоги "Белпочты" не 
попали 16 негосударственных изданий, 19 - потеряли возможность распространения 
через киоски предприятий "Союзпечати". Попытки редакций и читателей 
опротестовывать такие действия монополистов (в том числе через суд) оказались 
безрезультатными.  
 
8 мая тележурналистка Ольга Чайчиц посетила по вызову повесткой фанипольское 
отделение милиции. Милиционеры показали журналистке распечатки с сайта 
телеканала "Белсат" с недавним сюжетом, который касался общественного 
обсуждения застройки в Фаниполе. Чайчиц обвиняют в нарушении ст. 22.9 КоАП. 
Теперь ее ждет судебный процесс. 
Напомним, в этом году белорусских журналистов уже 12 раз признавали виновными в 
нарушении ст. 22.9 КоАП (незаконное изготовление и распространение продукции 
СМИ), а общая сумма штрафов по этой статье превысила сумму в 60 миллионов 
рублей. 
 
9 мая в Бобруйске на площади Победы идеологи препятствовали снимать 
торжественные мероприятия ко Дню победы видеооператору "Бобруйского курьера" 
Виктору Масаловичу. 
Сначала начальник управления идеологической работы, культуры и по делам 
молодежи Бобруйского горисполкома Николай Балюк не разрешил Масаловичу пройти 
на площадку, на которой работали другие фотографы и видеооператоры бобруйских 
СМИ, заявив: "А у вас нет удостоверения". На предложение показать его заведующий 
сектора по работе с общественными объединениями, религиозными организациями и 
молодежью того же управления Игорь Нестерович выставил журналисту новые 
претензии – мол, "вы поздно пришли". 
 
9 мая на пограничном переходе Каменный Лог белорусско-литовской границы 
таможенники осмотрели автомобиль председателя Объединенной гражданской 
партии Анатолия Лебедько и забрали на экспертизу 38 экземпляров его книги "108 



дней и ночей в застенках КГБ". Составлен "акт отбора проб и образцов". По словам 
таможенников, изъятые книги направят на экспертизу с целью определить, нет ли в 
издании проявлений экстремизма. 
Книга "108 дней и ночей в застенках КГБ" - дневник политика, где описывается каждый 
день его нахождения во внутренней тюрьме КГБ после президентских выборов 2010 
года. 


