
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ГА "Беларуская ассоциация журналистов" 
27.07.-16.08.2015 г. 
 
 
27 июля редакция негосударственной региональной газеты "Intex-Рress" сообщила, 
что руководство местного предприятия "Барановичское городского ЖКХ" не ответило 
в установленный законодательством срок на письменный журналистский запрос, а 
востребованную информацию отправило для публикации в конкурирующее издание - 
государственную районную газету "Наш край". 16 июля в "IP" поступило письмо за 
подписью и. о. генерального директора Михаила Менчи о том, что высылают номер 
"Нашага краю" от 15 июля, где "вы найдете ответы на все поставленные перед нами 
вопросы". 
Информация была эксклюзивной, журналист "Intex-Рress" нашел сведения о выборе 
подрядчика для строительства нового могильника для животных на сайте госзакупок и 
подготовил подробный запрос из 16 вопросов. 
"Это абсолютно возмутительно. Информация для нас - это бизнес. Остается один шаг 
к тому, чтобы деньги за продажу нашей газеты отдавали "Нашаму краю". Мы будем 
жаловаться в другие организации", - прокомментировали ситуацию в редакции. 
http://baj.by/be/node/29262 
 
27 июля судья Ленинского района г. Могилева Елена Волкова прекратила 
производство по административному делу журналистки Алины Скрабуновой, 
поскольку истек срок привлечения ее к ответственности. Журналистку обвиняли в 
нарушении ч. 2 ст. 22.9 КоАП (незаконное изготовление и распространение продукции 
СМИ). 
Первые судебные заседания прошли 23 и 24 июля, и оба раза судья удовлетворяла 
ходатайства журналистки о переносе слушаний. Могилевский правозащитник Борис 
Бухель говорит о многочисленных нарушениях, допущенных в оформлении 
документов милиционерами Ленинского РОВД. Он не исключает, что по этой причине 
суд и решил "спустить дело на тормозах", дождавшись окончания срока давности.     
Напомним, дело против Скрабуновой завели на основании сюжета о могилевском 
заводе "Строммашина", который вышел на телеканале "Белсат" 26 мая. 
http://baj.by/be/node/29261 30 июля Алина Скрабунова направила прокурору города 
жалобу на действия должностных лиц Ленинского РОВД Могилева и УВД Могилевской 
области. http://baj.by/be/node/29285 
 
27 июля стало известно, что департамент ценовой политики Министерства экономики 
не нашел нарушений антимонопольного законодательства в действиях РУП 
"Белпочта", которое отказывается заключать договор с независимым изданием "Intex-
press". 
ООО "Издательский дом "Інтекс-пресс" обратилось в департамент с заявлением о 
нарушении "Белпочтай" антимонопольного законодательства в части 
злоупотребления доминирующим положениям. В ответе директор департамента 
Игорь Фомин подтвердил, что РУП "Белпочта" внесена в государственный реестр 
хозяйственных субъектов, которые занимают доминирующее положение на товарных 



рынках по позиции "специальная почтовая связь; услуги по приему подписки, доставке 
и переадресации печатных средств массовой информации". Однако "включение в 
подписной каталог не относиться к услугам специальной почтовой связи, приема 
подписки, доставке и переадресования печатных средств массовой информации". 
"Логика ответа из департамента совсем нам непонятная и выглядит издевательской, - 
комментируют в редакции "Intex-press". - Да, по подписке, приеме подписки и доставке 
"Белпочта" - монополист. А вот включение в подписной каталог не относиться, по 
мнению специалистов департамента, к услугам по приему подписки, доставке и т.д. То 
есть, "Белпочта" обязана на нас подписывать и доставлять газету читателям, 
поскольку предприятие - монополист, но включать нас в каталог, чтобы это сделать - 
нет. Это просто какой-то абсурд". 
Подобный ответ из Минэкономики получила недавно редакция негосударственной 
"Газеты Слонімскай". 
http://baj.by/be/node/29264 
  
28 июля суд Глубокского района оштрафовал независимую журналистку Татьяну 
Смоткину на 4,5 млн рублей за сотрудничество с зарубежным СМИ без аккредитации. 
Судья Людмила Ващенко признала журналистку виновной в нарушении ст. 22.9 КоАП 
- незаконное изготовление и распространение продукции СМИ. Как следует из 
материалов дела, его инициировала Глубокская райпрокуратура. Дело против 
Смоткиной завели после появления на сайте "Беларускага Радыё Рацыя" (Польша) 
статьи "Дороги в Глубоком станут позитивными".  
Журналистка ходатайствовала, чтобы судебный процесс проходил на белорусском 
языке, но это ходатайство отклонили. Свидетель-сотрудница райисполкома, слова 
которой цитировались в публикации, в суд не пришла. Судебное решение Татьяна 
Смоткина намерена обжаловать в Витебском областном суде. 
http://baj.by/be/node/29272 
 
29 июля Министерство внутренних дел ответило на обращение ОО "БАЖ" касательно 
административного преследования журналистов-фрилансеров. Ответ МВД можно 
назвать отпиской. На все пункты обращения ведомства ответила отрицательно - 
советует обращаться в Мининформации, а свое участие в обсуждении этого вопроса 
считает нецелесообразным. Об этом сообщается в письме за подписью и. о. 
начальника управления профилактики милиции общественной безопасности С. 
Красуцкого. 
"Именно сотрудники милиции составляют на журналистов протоколы за якобы 
нарушение закона о СМИ. Не Мининформ, который является республиканским 
органом управления в этой области, а милиционеры, которые часто не особо и 
разбираются в законодательстве о СМИ. Поэтому, на мой взгляд, это просто попытка 
уйти от обсуждения очень важной проблемы, с которой в этом году столкнулись уже 
десятки журналистов в Беларуси, - говорит председатель ОО "БАЖ" Андрей Бастунец. 
http://baj.by/be/node/29291 
4 августа ответ на обращение пришел также из Верховного суда Беларуси. 
Заместитель председателя ВС Руслан Аникевич сообщает, что поднятые в обращении 
журналистского объединения вопросы "не могут быть решены" в соответствии с 
законом "Об обращениях граждан". Раньше подобным образом ответила 
Генпрокуратура, которая также не пожелала обсуждать массовое преследование 
журналистов-фрилансеров. 



Напомним, что 9 июля ОО "БАЖ" направило обращение в Верховный суд, МВД, 
Генпрокуратуру и КГБ Беларуси. В письмах обращалось внимание на волну 
необоснованного преследования белорусских журналистов согласно ст.22.9 КоАП 
(незаконное изготовление и распространение продукции СМИ). Журналистская 
организация добивалась публичного обсуждения проблемы привлечения к 
ответственности фрилансеров - с участием представителей государственных органов, 
ОО "БАЖ", а также всех заинтересованных лиц. 
http://baj.by/be/node/29323 
 
29 июля суд Октябрьского райсуда г. Могилева прекратил административный процесс 
против журналиста и общественного активиста Игоря Борисова. Его обвиняли в 
нарушении закона "О СМИ" (ч. 2 ст. 22.9 КоАП), а также в нарушении порядка 
получения денежной помощи из зарубежа (ч. 2 ст. 23.24 КоАП).  
Судья Денис Кисигин удовлетворил ходатайство Игоря Борисова прекратить дело в 
связи с истечением срока давности. В адрес сотрудников Октябрьского РОВД суд 
вынес частное определение - в том числе за ряд неточностей в оформлении 
документов и передачу дела в суд после истечения срока привлечения к 
административной ответственности.   
Напомним, 12 марта 2015 г. в квартире Борисова провели обыск якобы в рвмках 
проверки факта клеветы (ст. 188 ч. 2 УК РБ) на директора предприятия "Лента" Сергея 
Петрова в статье на сайте "Наш Могилев". В тот же день обыск провели в помещении 
Могилевского офиса Правозащитного центра "Весна". На экспертизу огульно забрали 
шесть компьютеров, два модема и блокнот. 13 июля милиция сообщила И. Борисову, 
что технику возвращают,а уголовное дела против него не возбуждали. Зато начали 
два административных, которые также теперь закрыли. 
http://baj.by/be/node/29275 
 
29 июля в Гомеле на крыльце Центрального РУВД, перед которым должен был 
состояться пикет местных жителей, милиция задержала независимых журналистов 
Константина Жуковского и Наталью Кривошей. Милиционеры составили протоколы 
опроса обоих журналистов по поводу того, что Константин Жуковский якобы угрожал 
им. Примерно через три часа журналистов освободили, технику у них не забирали. 
Жуковский и Кривошей категорически опровергли такие обвинения и заявили, что 
требовали выполнения законодательства. Они отметили это и в протоколах опроса. 
Свое задержание они называют провокацией. Журналисты намереваются направить 
в прокуратуру жалобы на незаконные действия сотрудников милиции. 
 http://baj.by/be/node/29283 
 
5 августа главного редактора негосударственного издания "Газета Слонімская" 
Виктора Володащука вызвали в Слонимское РОВД, где сообщили, что в отношении 
юридического лица, на которое возложены функции редакции "Газеты Слонімской", 
завели административное дело согласно ст. 23.33 КоАП - "распространение заведомо 
ложных сведений, унижающих честь и достоинство Президента Республики 
Беларусь".  
Основанием стала статья "Голос из деревни. Главное, что говорить президент хорошо 
умеет" ("ГС" от 29 июля, рубрика "Выборы-2015"). Публикация представляла собой 
опрос деревенских жителей на тему выборов. Какой фрагмент статьи стал поводом 
для административного преследования, Виктору Володащуку не сообщили. Если дело 



дойдет до суда и редакцию признают виновной, ей может угрожать штраф до 500 
базовых величин (90 миллионов рублей). 
http://baj.by/be/node/29333 
 
8 августа ночью сотрудники таможенной службы задержали в пункте пропуска 
"Гродно-2" журналиста Алексея Трубкина, который возвращался в Беларусь и имел 
при себе несколько печатных изданий. Таможенникам не понравились книга Андрея 
Пачобута "System Białoruś" с фотографией президента Беларуси на обложке и 
"Осмотр-хроника нарушений прав человека в Беларуси за 2010 год", изданная 
правозащитным центром "Весна". Журналист был задержан на три часа для 
составления протоколов и дачи объяснений на гродненском терминале 
железнодорожного вокзала. В результате книги забрали для проведения экспертизы. 
http://baj.by/be/node/29343 
 
11 августа гродненский журналист Андрей Мелешко направил заявление в 
Октябрьский РОВД Гродно с просьбой установить и притянуть к ответственности лиц, 
которые пишут клеветнические анонимные статьи о гродненских журналистах и 
общественных деятелях на одном из сайтов. Журналист увидел в материалах сайта 
клевету на себя и членов своей семьи. В течение последних лет там также появлялись 
публикации о членах ОО "БАЖ" А. Денисове, А. Киркевиче, В. Парфёненке, В. 
Хильмановиче и В. Сазонове. 
http://baj.by/be/node/29413 
 
12 августа в Витебском областном суде не состоялось назначенное на этот день 
рассмотрение кассационной жалобы глубокского журналиста Дмитрия Лупача, 
оштрафованного на 4,5 млн рублей за сотрудничество без аккредитации с 
зарубежным СМИ. Судья Светлана Иванова заявила, что ей необходимо 
дополнительное время на изучение дела. Ради слушаний Дмитрий Лупач приехал в 
Витебский облсуд из Глубокого за 220 километров, его адвокат ехал из Минска. 
http://baj.by/be/node/29419 
 


