
 
 
 

ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: 

МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ 

 

№5 (ноябрь – декабрь 2007 г.) 
 
 

 
 

В суде по иску Николая Чергинца 
 
 

 
 
 
 
 

 
 

ОО «Белорусская ассоциация журналистов» 
www.baj.by 



 

 

 

Будут аресты тиражей газет, будут препятствия в деятельности журналистов. 

К этому я отношусь уже спокойно, как к издержкам профессии, как к издержкам 

производства. Даже милиционеры, которые приходят изымать тиражи «Товарища», 

смеются и воспринимают это как пародию. Изменений здесь ожидать не приходится. 

 

 
Сергей Возняк, 

редактор газеты «Товарищ» (о своих ожиданиях от 2008 г.) 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото на обложке: В суде по иску Николая Чергинца. 

 

 

 

Содержание этого электронного издания защищено нормами Авторского права. Ссылка 
на ОО «Белорусская ассоциация журналистов» при использовании материалов 
ЭЛЕКТРОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ «МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ» является обязательной.  
 

 

Издатель:  ОО «Белорусская ассоциация журналистов» (ОО «БАЖ») 
Пл. Свободы 17-304, 220030 Минск, БЕЛАРУСЬ 
Телефоны: +375 17 203-63-66, 226-70-98  
Факс: +375 17 203-63-66, 226-70-98  
E-mail: baj@baj.by Web: www.baj.by  
 
Контакт:  Бастунец Андрей Леонидович, заместитель председателя ОО «БАЖ» 



Содержание: 

1. Итоги 2007 г.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 4 

2. Статистические сведения  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  7 

3. Развитие ситуации в сфере СМИ в ноябре-декабре 2007 г.  .  .  .  .  . 9 

  

 

 



МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 5 (ноябрь - декабрь 2007 г.) 

 4 

1. Итоги 2007 г. 

Определяющим образом на ситуацию в 

сфере СМИ в 2007 г. продолжал влиять отказ 

государственных предприятий-монополистов 

«Белпочта» и «Союзпечать» распространять 

многие независимые газеты. Ситуация остается 

неизменной с конца 2005 г., когда накануне президентских выборов 

большинство независимых газет были исключены из подписных каталогов 

«Белпочты» и их перестали продавать через сеть киосков «Союзпечати». 

В конце 2007 г. к пострадавшим белорусским изданиям 

присоединились и некоторые российские («Коммерсант», «Московский 

Комсомолец», «Новая газета», «Независимая газета»), также не 

включенные в подписной каталог на 2008 г. Как и в случае с белорусскими 

изданиями, «Белпочта» объяснила это «экономической 

нецелесообразностью». Иски редакций исключенных из подписки газет и 

их читателей к «Белпочте» суды рассматривать отказались. При этом 

подписка на газеты объявлена лицензируемым видом деятельности, а 

лицензии выдает Министерство связи и информатизации, в систему 

которого и входит «Белпочта». 

Еще одной характеристикой 2007 г. стало 

усиление активности со стороны силовых 

структур: милиции, прокуратуры, Комитета 

государственной безопасности (КГБ). На 

протяжении года сотрудники милиции 

задерживали журналистов и распространителей независимой прессы во 

всех регионах страны. Особенный резонанс вызвали инциденты в 

Барановичах (Брестская обл.), когда были задержаны аккредитованные 

корреспонденты зарубежных СМИ, и на белорусско-украинской границе, 

где были задержаны журналисты, возвращавшиеся с рок-фестиваля 

«Право быть свободным». Сотрудники КГБ «отличились» 

многочисленными вызовами журналистов в органы госбезопасности, 

давлением на них и преследованием корреспондентов и авторов, 

сотрудничающих с зарубежными СМИ. Особенно активными были 

Управления КГБ в Гомельской и Гродненской области.  



МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 5 (ноябрь - декабрь 2007 г.) 

 5 

В центре внимания в 2007 г. в Беларуси 

оставался Интернет. В феврале правительство 

издало постановление о регулировании 

интернет-кафе и клубов. Весной были 

блокированы сайты, ведшие он-лайн репортажи 

с акций оппозиции. Летом глава государства заявил, что анархию в 

Интернете нужно остановить: «нельзя допускать, чтобы это техническое 

достижение превратилось в информационную помойку», а Министерство 

информации сообщило о создании межведомственной рабочей группы по 

изучению международного опыта в этой сфере, причем сразу же 

упомянуло о китайском опыте регулирования Интернета. В августе к 2 

годам лишения свободы был осужден за публикацию на одном из 

интернет-ресурсов политик и публицист Андрей Климов, находившийся 

под стражей с 3 апреля 2007 г.. В декабре нижняя палата белорусского 

парламента приняла в первом чтении закон «Об информации, 

информатизации и защите информации», направленный, по мнению 

экспертов, на ограничение распространения информации (в том числе и в 

Глобальной сети). 

Одновременно властями были предприняты 

попытки взять под контроль установку 

гражданами спутниковых телевизионных антенн. 

Попытки демонтировать «самовольно» 

установленные «тарелки» предпринимались в 

Пинске, Минске, других белорусских городах. Это связывают с началом 

вещания независимого спутникового телеканала «TV Беларусь» (торговая 

марка – «БелСат»). Тестовое вещание этого телеканала, созданного на 

территории Польши с участием белорусских журналистов, началось 

10 декабря 2007 г. На сайте «TV Беларусь» отмечается, что миссией 

телеканала является предоставление «точной и независимой информации 

о событиях в Беларуси, Европе и мире». Язык канала — белорусский. 

Наиболее резонансным событием 2007 года (судя по обсуждению в 

прессе и Интернете) оказалась встреча «запрещенных» рок-музыкантов с 

начальником Главного идеологического управления Администрации 

президента Олегом Пролесковским. С середины 2004 г., когда известные 



МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 5 (ноябрь - декабрь 2007 г.) 

 6 

белорусские рок-музыканты выступили на акции оппозиции, они попали в 

так называемые «черные списки». Большинство белорусских теле- и 

радиостанций отказались прокручивать их треки в эфире, ссылаясь на 

негласные указания. Запрещались и концерты музыкантов. На встрече с 

лидерами «запрещенных» рок-групп О. Пролесковский дал понять, что 

запреты эти будут сняты, если музыканты не будут выступать на 

оппозиционных акциях. 

Накануне встречи рок-музыкантов с О. Пролесковским вступило в 

силу судебное решение, по которому в его пользу с независимой газеты 

«Народная воля» и журналистки Марины Коктыш было взыскано 27 

миллионов рублей (более 13 тыс. долларов США). Таким образом был 

удовлетворен его иск о защите чести и достоинства и компенсации 

морального вреда. Еще большую сумму суд взыскал по иску другого 

политика, генерала и сенатора Николая Чергинца: 51 млн. руб. (около 

24 тыс. долларов) с газеты «Новы Час» и Александра Томковича. 

Причем первоначально Н. Чергинец оценил свои моральные страдания в 

600 миллионов рублей, но впоследствии снизил требуемую сумму. Иск 

Чергинца вызвал большой резонанс как в Беларуси, так и за ее пределами 

(что, возможно, и привело к снижению суммы иска). Так, пресс-секретарь 

верховного комиссара ЕС Хавьера Соланы Кристина Галлах заявила, что 

Совет Евросоюза «внимательно следит за развитием этого дела». По ее 

мнению, претензии истца завышены и свидетельствуют о том, что иск 

«политически мотивирован и направлен на закрытие «Новага часу». 

В конце 2007 г. был утвержден бюджет Республики Беларусь на 

2008 г. На финансирование государственных и дотируемых властью СМИ 

запланировано около 74 млн. долларов. В 2007 г. на эти цели выделялось 

около 64 млн. долларов, в 2006 г. – более 60 млн. долларов, в 2005 г. – 

около 40 млн., в 2004 г. – менее 30 млн. долларов США по курсу 

Национального банка Республики Беларусь. 

Мониторинг ситуации в сфере СМИ, который осуществляет 

ОО «Белорусская ассоциация журналистов», свидетельствует, что 

в 2007 г.: 



МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 5 (ноябрь - декабрь 2007 г.) 

 7 

− продолжалась экономическая и правовая дискриминация 

независимых СМИ; 

− нарушения свободы средств массовой информации допускались, 

в первую очередь, государственными органами и их 

должностными лицами; 

− эти нарушения преследовали целью ограничить циркулирование 

в обществе нецензурируемой информации; 

− достигалась эта цель, в первую очередь, экономическими 

средствами, призванными на фоне откровенной финансовой и 

административной поддержки подконтрольных властям СМИ 

лишить независимую прессу источников прибыли и возможности 

доходить до читателя; 

− в свою очередь, это стимулировало независимую журналистику 

искать другие пути к своей аудитории (создание альтернативных 

путей распространения газетной продукции, интернет-версий 

газет, развитие он-лайн изданий, не имеющих бумажной версии, 

зарубежное вещание, малотиражная незарегистрированная 

пресса, мультимедиа-проекты и др.). 

 

2. Статистические сведения 

На 1 декабря 2007 г. в Республике 

Беларусь зарегистрировано 1264 периодических 

печатных СМИ (из них 710 газет, 515 журналов, 

35 бюллетеней, 1 альманах) и 9 

информационных агентств. В ноябре было 

зарегистрировано 13 периодических печатных изданий, а с начала года их 

количество выросло на 40. При этом количество зарегистрированных газет 

уменьшилось на 8. 

393 изданий – государственные (в том числе 219 газет и 160 

журналов). Негосударственных периодических печатных СМИ – 871 (в том 



МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 5 (ноябрь - декабрь 2007 г.) 

 8 

числе 491 газета и 355 журналов). Однако подавляющее большинство 

негосударственных СМИ являются сугубо развлекательными или 

рекламными изданиями либо выходят нерегулярно. Негосударственных 

СМИ общественно-политической направленности, по подсчетам 

ОО «Белорусская ассоциация журналистов», в стране около 30. 

Половина из них исключена их государственных систем распространения 

по подписке и через киоски. 

Только 79 из зарегистрированных печатных изданий выходит на 

белорусском языке. Еще 280 используют как белорусский, так и русский 

язык. Большинство изданий – 525 – выходит на русском языке. Количество 

белорусских СМИ на других языках (польском, украинском, английском) 

остается крайне незначительным – 9. 

Наибольшим тиражом в Беларуси выходит газета «Советская 

Белоруссия», издаваемая Администрацией Президента. Тираж этого 

издания остается стабильным и на начало IV квартала 2007 г. составил 

500,7 тыс. экземпляров. Тиражи других национальных государственных 

газет значительно ниже – около 30 тыс. экземпляров («Рэспублiка» – 

около 50 тыс. экземпляров). Общий разовый тираж государственной 

местной печати (136 областных, городских, районных и объединенных 

газет) в последнем квартале 2007 г. составил 844,4 тыс. экземпляров, что 

на 24 тыс. меньше, чем на начало года. Наибольший тираж имеет 

государственная пресса в Витебской области (173,5 тыс. экземпляров), 

наименьший – в Гродненской (108,1 тыс.). Независимых общественно-

политических изданий в Витебской и Гродненской обл. осталось лишь по 1 

(после приостановления выхода весной 2007 г. газеты «Витебский 

курьер»). 

Совокупный тираж всей негосударственной общественно-

политической прессы Беларуси меньше, чем тираж одной «Советской 

Белоруссии» (при том, что большинство независимых газет – 

еженедельники, а «Советская Белоруссия» выходит 5 раз в неделю). 

На 1 декабря 2007 г. в Беларуси зарегистрированы 216 программ 

телерадиовещания, из которых 156 – радиовещательных, а 60 – 

телевизионных. Большинство из зарегистрированных 



МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 5 (ноябрь - декабрь 2007 г.) 

 9 

телерадиовещательных СМИ (183) – государственной формы 

собственности, и лишь 53 – негосударственной. С начала года 

зарегистрированы 6 телепрограмм и 1 радиопрограмма (все – 

государственные). Все телерадиокомпании действуют на основе лицензии, 

которая выдается Министерством информации Республики Беларусь, и 

подконтрольны этому государственному органу. 

На 1 ноября 2007 г. в Беларуси 

действовало 129 операторов кабельного 

телевидения (с государственной формой 

собственности – 23, с негосударственной – 106), 

имеющих соответствующие лицензии 

Министерства связи и информатизации Республики Беларусь. 

Наибольшее их количество – в Гродненской области (28), наименьшее – в 

Гомельской и Минске (по 11). В социальный пакет, который обязаны 

включать в пакет телепрограмм операторы кабельного телевидения, 

входят белорусские программы «Первый канал», «Лад», 

«Общенациональное телевидение», «Столичное телевидение», а 

также «НТВ-Беларусь» и «Россия-Беларусь». 

В FM-диапазоне в Беларуси вещает 31 радиостанция, из них 15 в 

г. Минске. 

 

3. Развитие ситуации в сфере СМИ в ноябре-декабре 2007 г. 

В ноябре-декабре 2007 г. в сфере СМИ в Беларуси произошло 

несколько событий, привлекших общественное внимание.  

12 ноября Витебский облисполком отменил свое же решение о 

перерегистрации ЗАО «Издательский дом «Витебский курьер», которое 

является издателем и редакцией газеты «Витебский курьер М». 

Председатель облисполкома Владимир Андрейченко сослался на то, что 

редакция не согласовала своего размещения с местными властями, а ее 

помещение не соответствует требованиям президентской Директивы №1 

«О мерах по усилению общественной безопасности и дисциплины». 

Редакция планирует обжаловать указанное решение Витебского 



МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 5 (ноябрь - декабрь 2007 г.) 

 10

облисполкома. Если его отменить не удастся, негосударственная газета 

«Витебский курьер М», которая вынуждена была приостановить свой 

выход весной, потеряет возможность возобновить свою деятельность.  

Другая региональная газета, «Бобруйский курьер» (Гомельская 

обл.) получила официальное предупреждение от Министерства 

информации. Издание обвинили в распространении недостоверной 

информации на том основании, что оно назвало «митингом» официальное 

уличное мероприятие, проводившееся горисполкомом в годовщину 

Октябрьской революции. Сразу после появления в газете публикации 

«Праздник, ушедший в прошлое», начальник отдела идеологической 

работы Бобруйского горисполкома вызвал редактора газеты 

Анатолия Санотенко и угрожал применением санкций и, в частности, 

обращением в Министерство информации. О том, что «митинг в рамках 

данного мероприятия не проводился», указывается и в предупреждении, 

подписанном 11 декабря первым заместителем министра Лилией Ананич. 

Контроль властей за содержанием СМИ явился причиной смены 

руководства государственной газеты «Минский курьер» и 

информационного «Агентства Минск-Новости». 12 декабря день 

председатель Мингорисполкома Михаил Павлов отправил в отставку 

генерального директора «Агентства Минск-Новости» Григория Новикова 

и и.о. главного редактора газеты «Минский курьер» 

Наталию Безвершенко. Это случилось после появления в газете 

интервью с олимпийским чемпионом и политиком Владимиром 

Парфеновичем в честь дня его рождения (в парламенте прошлого созыва 

В. Парфенович входил в оппозиционную фракцию «Республика»). 

Мингорисполком является учредителем информационного «Агентства 

Минск-Новости», куда входят газета «Минский курьер» и радиопрограмма 

«Радио-Минск». 

20 декабря суд Первомайского района г. Минска частично 

удовлетворил иск генерала, писателя и члена верхней палаты 

белорусского парламента Николая Чергинца к газете «Новы час» и 

журналисту Александру Томковичу. Претензии  



МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 5 (ноябрь - декабрь 2007 г.) 

 11

 Н. Чергинца были вызваны опубликованием в газете очерка 

А. Томковича, с котором тот высказывал свои оценки творчества и 

деятельности Н.Чергинца. Беспрецедентная по белорусским меркам 

сумма (600 млн.руб, что эквивалентно 280 тыс. 

долларов), которую требовал истец в качестве 

компенсации морального вреда, по мнению 

многих экспертов свидетельствовала о том, что 

целью иска является прекращение выхода 

независимой газеты. Тем более, что именно в 

«Новам Часе» публикуется литературная 

страничка независимого Союза белорусских писателей, «официальную» 

альтернативу которому возглавляет Н. Чергинец. В связи с иском 

высокопоставленного должностного лица (в 2001 г. возглавлявшего 

избирательный штаб Александра Лукашенко) выступили Рада Европы, 

Комитет защиты журналистов (Нью-Йорк), другие международные и 

белорусские организации и структуры. 

В ходе судебных слушаний Н. Чергинец 

значительно снизил требуемую сумму (50 

млн. руб. с газеты и 5 млн. руб. с журналиста). 

Суд удовлетворит эти требования почти 

полностью, уменьшив размер взыскания с 

А. Томковича до 1 млн. руб. Тем не менее, и 50 

млн. руб. ставят под угрозу выход газеты «Новы час», которая, как и 

многие другие белорусские независимые издания, исключена из 

государственных систем распространения печатных изданий. Решение по 

иску Н. Чергинца в законную силу не вступило в связи с его обжалованием 

ответчиками. 

Среди положительных моментов рассматриваемого периода следует 

выделить прекращение уголовного дела в отношении издателя 

незарегистрированной малотиражной газеты «Бойкий Клецк» Сергея 

Пономарева и открытие новых медиа-проектов. 

Дело в отношении С. Пономарева по ст. 188 ч.2 УК Республики 

Беларусь (клевета, содержащаяся в публичном выступлении либо в СМИ) 

 
На фото: Н. Чергинец в зале 

суда 

 
На фото: А. Томкович 



МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 5 (ноябрь - декабрь 2007 г.) 

 12

было возбуждено еще в мае и с того времени прекращалось и 

возобновлялось 6 раз. Последний раз оно было возобновлено 

прокуратурой Клецкого района (Минская обл.) 21 ноября. Но уже 28 ноября 

прокуратура в очередной раз закрыла дело в связи с отсутствием состава 

преступления. 

В ноябре-декабре появились сообщения о начале вещания двух 

Интернет-радио. 

20 ноября началось тестовое вещание Интернет-радиостанции 

«NETRadio», которое, как утверждают его создатели, станет первым 

профессиональным Интернет-радио в Беларуси. 6 декабря начало 

вещание интернет-радио портала TUT.BY, (бренд – «Радио TUT»). 

Помимо музыкального вещания канал планирует каждые пол-часа 

передавать on-line новости. В связи с недостаточной распространенностью 

в Беларуси технологий широкополосного доступа в сеть организаторы 

«Радио TUT» называют его открытие экспериментальным. 

10 декабря на территории Польши начал 

тестовое вещание спутниковый телканал 

«TV Беларусь» (торговая марка «БелСат»). В 

период тестового вещания, которое продлится 

около двух месяцев, канал будет работать три 

часа в сутки, затем перейдет на вещание по 16 часов в сутки. Соглашение 

о создании спутникового телеканала «TV Беларусь» было подписано 23 

апреля 2007 года между Польским общественным телевидением (TVP) 

и Министерством иностранных дел Польши. В 2007 году для 

«TV Беларусь» выделено 16 млн. злотых (около 4 млн. евро). 

В бюджете Республики Беларусь на 2008 г., 

принятом 26 декабря 2007 г., на финансирование 

СМИ выделено 158 981 198 тыс. руб. (около 74 

млн. долларов), из них на финансирование 

телевидения и радио – 121 927 423 тыс. руб. 

(более 56 млн. долларов). Еще 15 899 505 тыс. руб. (более 7 млн. 

долларов) предусмотрено на поддержку периодической печати и 

издательств, а 21 154 270 тыс. руб. (около 10 млн. долларов) – на прочие 



МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 5 (ноябрь - декабрь 2007 г.) 

 13

расходы средств массовой информации. Дотируются преимущественно 

государственные СМИ, а также СМИ, избранные Министерством 

информации на непрозрачной основе. 

Среди других документов, рассмотренных Палатой представителей 

Национального Собрания Республики Беларусь, следует выделить 

законопроект «Об информации, информатизации и защите информации». 

12 декабря он был принят в первом чтении. Еще в начале работы над 

законопроектом эксперты отмечали, что он направлен на ограничение 

свободы информации и содержит большое количество отсылочных норм, 

что создает предпосылки для регулирования информационной сферы 

подзаконными актами. Многие замечания международных экспертов и 

ОО «БАЖ» разработчиками законопроекта впоследствии были учтены 

(например, закреплено, что закон не распространяется на отношения в 

сфере СМИ и исключены упоминания об Интернете). Тем не менее, проект 

закона сохранил рамочный и ограничительный характер. 


