
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
1-14.04.2013 г. 

В центре внимания не только белорусской, но и международной 
общественности в это время стала перспектива судебного рассмотрения 
заявления КГБ о признании фотоальбома “Пресс-фото Беларуси 2011” 
экстремистским. Напомним, что 41 фотоальбом со снимками-победителями  
конкурса "BELARUS PRESS PHOTO-2011" забрали 12 ноября 2012 года на 
пограничном переходе "Каменный лог" у белорусских фотографов 
Александра Васюковича, Юлии Дорошкевич и Вадима Замировского. 
Согласно экспертизе, сделанной по заказу КГБ идеологами и 
преподавателями Гродненского университета, “подборка материалов 
фотоальбома в совокупности отражает только негативные аспекты 
жизнедеятельности белорусского народа, ... что унижает национальную 
честь и достоинство граждан Республики Беларусь, уменьшает авторитет 
государственной власти, подрывает доверие к органам власти со стороны 
зарубежных государств, зарубежных либо международных организаций”. 
Все снимки, которые стали финалистами конкурса 2011 года и вошли в 
альбом, можно посмотреть ЗДЕСЬ.  

2 марта вечером неизвестные взломали сайт могилевского отделения 
правозащитного центра "Весна" и изменили пароли доступа к панели 
администратора. В результате несанкционированного доступа на сайте  
появилась публикация с угрозами от правозащитника Бориса Бухеля в адрес 
независимого журналиста Александра Буракова. Восстановить работу после 
нападения сайт смог 5 апреля. 
 
3 апреля член БАЖ из Бреста, независимая журналистка Алина Литвинчук 
получила ответ на свою жалобу Генпрокурору в связи с вынесенным ей в декабре 
2012 года официальным предупреждением о недопустимости нарушения 
законодательства - за работу от имени зарубежного СМИ без аккредитации. 
Журналистка просила отменить "необоснованную и незаконную" санкцию.  
В письме за подписью заместителя начальника отдела по наблюдению за 
выполнением прав и свобод граждан Павла Елисеева сообщается, что жалоба 
Алины Литвинчук направлена для рассмотрения в прокуратуру Брестской 
области. Журналистка удивлена таким ответом, поскольку разбираться в этой 
истории Генпрокуратура назначает учреждение, которое вынесло 
предупреждение, и на действия которого она жаловалась. 
Напомним, предупреждение А. Литвинчук было вынесено заместителем 
прокурора Брестской области Александром Точка 18 декабря 2012 года. В 
документе утверждалось, что "по итогам изучения информации, размещенной в 
глобальной компьютерной сети Интернет", прокуратура установила, что Литвинчук 
нарушила порядок осуществления профессиональной деятельности журналиста 
зарубежного СМИ, работая без аккредитации. 
 
4 апреля суд Бобруйского района и г. Бобруйска отказал в компенсации 
морального вреда журналисту "Бобруйского курьера" Виктору Кочану. Исковое 
заявление было подано против УВД Могилевского облисполкома на том 



основании, что 6 июля 2011 г. Виктор Кочан, находясь на работе и освещая 
события на центральной площади в Бобруйске, был задержан сотрудниками 
милиции и затем в течение суток содержался под стражей.  
Журналист оценил свой моральный ущерб в 10 миллионов рублей. Бобруйский 
суд признал эти требования необоснованными и отклонил заявление журналиста. 
По словам Виктора Кочана, он намерен оспаривать это решение в судах высших 
инстанций. 
Напомним: 6 июля 2011 г., во время освещения «молчаливой» акции протеста в 
Бобруйске, были задержаны два журналиста газеты "Бобруйский курьер": Виктор 
Кочан и Виктор Масалович. Сотрудники милиции, зная, что перед ними 
журналисты, составили протоколы, представив их в глазах общественности как 
нарушителей законодательства о массовых мероприятиях. Оба журналиста почти 
сутки были лишены свободы и возможности осуществлять свою законную 
профессиональную деятельность. Суд сначала определил для них 
административное наказание в виде штрафа, но позже прекратил дело в связи с 
отсутствием состава правонарушения. 
 
5 апреля стало известно, что Борисовский райисполком удалил со своего сайта 
информацию о негосударственных СМИ региона. Теперь там в разделе "СМИ 
Борисова" фигурируют только государственные медиа.  
Перед этим негосударственная газета "Борисовские новости", получив отказ от 
райисполкома на просьбу добавить сведения об издании в раздел 
"Негосударственные СМИ", пожаловалась в ряд госучреждений. 
Из Министерства информации в редакцию пришел ответ за подписью 
заместителя министра Владимира Матусевича. Он пояснил, что министерство не 
вправе обязать борисовские власти размещать на своем сайте информацию, 
которая не является обязательной для размещения. (Согласно Положению о 
порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и 
организаций, решение о размещении информации на сайте Борисовского 
райисполкома принадлежит председателю этого госучреждения. Положение 
утверждено постановлением №645 от 29.04.2010 г.). 
Напомним, раньше на сайте Борисовского райисполкома существовал раздел 
«Негосударственные СМИ».  
 

10 апреля Правление ОО "Белорусская ассоциация журналистов" приняло 
открытое обращение к начальнику Управления КГБ по Гродненской области Ивану 
Коржу, который инициировал суд о признании фотоальбома "Пресс-фото 
Беларуси 2011" «экстремистскими материалами». Журналистская организация 
убеждала генерала КГБ отозвать заявление в суд. Слушание дела был назначено 
в Ошмянском районном суде на 17 апреля. 
"Мы считаем, что сам факт судебного рассмотрения вопроса об "экстремизме" в 
фотоснимках является абсурдным. Снимки этого альбома не содержат призывов к 
экстремистской деятельности и не пропагандируют ее. Фотографии не создают, а 
только отображают действительность. Они по определению не могут "содержать 
сознательно искаженных, не соответствующих действительности домыслов о 
жизнедеятельности Республики Беларусь" (цитата из документа, подписанного 
Вами. (…) Именно суд по такому абсурдному делу, а не содержание альбома, 
способен "подорвать доверие к органам власти со стороны зарубежных 
государств, зарубежных или международных организаций" (цитата из документа, 
подписанного Вами)", - сообщалось в заявлении. 
 



11 апреля в Минске милиционеры на какое-то время задержали сотрудника 
Радио "Свабода", политолога Валерия Карбалевича, который направлялся на 
встречу в  посольство Германии. У журналиста не оказалось документов, поэтому 
милиционеры-охранники вызвали наряд милиции. После переговоров с 
правоохранителями немецким дипломатам всё-таки удалось добиться, чтобы 
приглашенного гостя пропустили в здание посольства.  
 
11 апреля экс-редактору культурнического журнала "ARCHE-Пачатак" пришел 
официальный ответ на его запрос в Управление Департамента финансовых 
расследований (УДФР). Заместитель руководителя УДФР Бацевичус пишет, что 
"по итогам проверки, проведенной УДФР КГК РБ по Минской области и г. Минску, в 
возбуждении уголовного дела по ст. 243 УК РБ в отношении Вас... отказано". В 
письме Валерию Булгакову также предлагают явиться в УДФР "для решения 
судьбы изданий", принадлежащих ему. 
Аналогичное письмо г-н Бацевичус адресовал ООО "Инбелкульт" (бывший 
издатель журнала, от имени которого также был сделан запрос). Оба документа 
датированы 9 апреля. 
Запросы были направлены после появления информации об отказе в 
возбуждении уголовного дела по итогам проверки учреждения "Редакция журнала 
"ARCHE-Пачатак", представители редакции хотели получить официальные 
документы, подтверждающие это.  
 
14 апреля Управлением Следственного комитета по Минску в отношении  
видеоинженера развлекательного телеканала "БелМузТВ" (ОДО "Редакция 
программы телевещания "БелМузТВ") возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 343 
УК - публичная демонстрация материалов порнографического содержания с 
использованием сетей электросвязи общего пользования.  
Накануне 13 апреля около 16 часов дня подозреваемый, находясь на рабочем 
месте, устроил публичную демонстрацию видеоматериалов порнографического 
содержания посредством телевизионного вещания, после чего скрылся. 
Порноролик был в эфире около 10 минут. 
По поводу инцидента Мининформации вынесла телеканалу официальное 
предупреждение. 
 


