
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
2-22.12.2013 г. 
 
В 2013 году ОО «БАЖ» получило информацию о 9 предупреждениях 
журналистам от органов прокуратуры. Большая часть этих санкций касалась 
сотрудничества с иностранными СМИ без аккредитации. Причем не все 
коллеги сообщают о предупреждениях, опасаясь ухудшения своего 
положения. Также, по подсчетам ОО «БАЖ», в течение года произошло 45 
случаев задержания журналистов и членов организации в связи с 
выполнением ими служебных обязанностей. 4 случая закончились 
административными арестами. 
 
2 декабря президентским указом № 531 "О некоторых вопросах информатизации" 
(опубликован на Национальном правовом интернет-портале pravo.by) на 
помощника президента – начальника главного идеологического управления 
президентской администрации (на сегодня – Всеволода Янчевского) возложена 
функция по обеспечению проведения государственными органами и 
организациями единой государственной политики в сферах информатизации, 
информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и высоких 
технологий. 
В частности, согласно указу, начальник главного идеологического управления 
координирует в рамках компетенции деятельность СМИ, которые 
распространяются при помощи телевизионного вещания и интернета; 
согласовывает проекты нормативных правовых актов в сферах информатизации, 
информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и высоких 
технологий, а также инвестиционные проекты в указанных и других сферах, 
отнесенных к его компетенции, которые реализуются государственными органами 
и организациями. 
 
3 декабря Гродненская областная прокуратура вынесла официальное 
предупреждение независимому журналисту Александру Денисову о 
недопустимости работы на зарубежное СМИ без аккредитации (п. 4 ст. 35 закона 
"О средствах массовой информации" Республики Беларусь). 
В прокуратуре, куда журналиста вызвали повесткой, в качестве доказательства 
вины показали фотографию, где он стоит с видеокамерой во время торжества в 
честь повстанцев 1863 года в поселке Свислочь. Следом показали стоп-кадр из 
сюжета на эту тему в новостях независимого спутникового телеканала "Белсат". 
Письменное предупреждение журналисту вручил заместитель начальника отдела 
прокуратуры Гродненской области Валерий Поведайко. Согласно 
законодательству, в случае повторного предупреждения в течение года 
журналисту грозит штраф от 20 до 50 базовых величин. 
 
4 декабря Гродненская областная прокуратура вынесла официальное 
предупреждение члену ОО "БАЖ" Александру Киркевичу. Заместитель 
начальника отдела прокуратуры Гродненской области Валерий Поведайко 
сообщил ему, что тот нарушил ч. 2 ст. 22.9 КоАП, а именно: "незаконное 
изготовление и распространение продукции СМИ". Александр Киркевич отказался 
давать прокурору объяснения, а также подписывать какие-либо бумаги. 



 
4 декабря Могилевский областной суд, рассмотрев кассационную жалобу 
издателя независимой малотиражной газеты "Вольны горад" Владимира 
Кудрявцева на решение Кричевского районного суда, стал на сторону издания. 
Судебная коллегия по гражданским делам отменила решение райсуда по иску 
государственного строительного предприятия "Чериковская передвижная 
механизированная колонна №280" против газеты и постановила прекратить дело 
в связи с неподведомственностью. Как оказалось, дела о защите деловой 
репутации юридических лиц рассматриваются исключительно хозяйственными 
судами, а не основными. 
Напомним, поводом для судебного процесса стала публикация "С опровержением 
подождем…", где сообщалось, что с двумя работниками предприятия не были 
заключены трудовые контракты. Администрация ПМК утверждала, что это не 
соответствует действительности, и обвиняла газету в дискредитации руководства 
предприятия и подрыве деловой репутации. 
 
5 декабря в Бресте журналистов удалили с концерта украинской группы "Океан 
Эльзы", несмотря на наличие у тех аккредитации. Журналистов заранее 
аккредитовывала Брестская областная филармония – местный соорганизатор 
концерта. Но минская фирма (пресса называет концертное агентство "Биг Шоу 
Прамоушн") настояла на том, чтобы представители СМИ покинули концерт – 
сначала зал, а потом и вообще здание Ледового дворца. Журналистов вывели на 
улицу при помощи охраны. 
Журналисты свидетельствуют, что поводом для такого отношения стало активное 
освещение местными СМИ проблемы с билетами накануне концерта. Из-за 
несогласованности в действиях организаторов было продано слишком много 
билетов, и люди, которые приобрели их через интернет, рисковали не попасть на 
выступление. В итоге всех пропустили, но организаторы "обиделись" на прессу.  
 
5 декабря Могилевский областной суд покинул в силе решение суда Бобруйского 
района и г. Бобруйска по административному делу Олега Желнова – бобруйского 
блогера, обвиненного в неподчинении требованиям сотрудников милиции. 
По словам Олега Желнова, рассмотрение его кассационной жалобы длилось 
меньше 10 минут. Судья Григорий Качалов оставил без рассмотрения все 
поданные блогером ходатайства. Блогер намерен обжаловать результат суда в 
вышестоящие инстанции. 
Напомним, "правонарушителем" Олег Желнов стал после того, как 4 сентября 
2013 г. вместе со своим сыном стал свидетелем нарушения правил дорожного 
движения сотрудниками милиции - неправильной парковки на тротуаре. Он 
зафиксировал этот факт на видеокамеру и обратился с заявлением к сотруднику 
ГАИ, который в тот момент находился рядом. В итоге сотрудники ГАИ составили 
на него протокол за неподчинение законному требованию – якобы Желнов мешал 
проезду их служебного автомобиля по "прилегающей территории". Дело было 
направлено в суд. Судья Наталья Черепуха, рассмотрев его, оштрафовала 
блогера на 20 базовых величин. 
 
5 декабря Верховный суд Беларуси не удовлетворил жалобу независимой 
брестской журналистки, члена ОО "БАЖ" Миланы Харитоновой, которая пытается 
оспорить решение суда Московского района г. Бреста по делу о защите чести, 
достоинства и деловой репутации. 
В ответе за подписью заместителя председателя ВС Андрея Забары, говорится, 
что жалоба Харитоновой на решение райсуда не подлежит удовлетворению, так 



как оспариваемые фразы "не могут быть проверены на предмет соответствия их 
действительности, поскольку высказывают только личную оценку ответчиком 
конкретных событий", а доказательства оскорблений в адрес автора иска со 
стороны Владимира Миневича в материалах дела отсутствуют. 
Напомним, что суд первой инстанции в марте 2013 г. отклонил иск М. 
Харитоновой, согласно которому в качестве ответчика был привлечен 
корреспондент государственной газеты "Брестский вестник" (учредителем издания 
является местный горисполком) Владимир Миневич. Позже это решение оставил 
без изменений и Брестский областной суд. Основанием для иска были 
комментарии Миневича в отношении независимой журналистки на одном из 
брестских интернет-сайтов. Миневич называл Милану Харитонову и ее "дружков" 
"бездарными, глупыми молодыми людьми", а ее саму – "хрюшкой". 
 
8 декабря примерно с 12 до 18 часов работа сайта белорусской службы Радио 
"Свобода" была нарушена из-за DDoS-атаки. Атака не остановила доступ к 
страницам в интернете, однако замедлила работу и обновление сайта. Вечером 8 
декабря работа сайта была восстановлена в нормальном режиме. Периодические 
кибератаки начались с 14 ноября и вызвали сбои в работе мультимедийной и 
информационной службы радиостанции.  
 
9 декабря в Верховном суде Беларуси состоялась вторая встреча по иску частной 
компании "Белсат плюс" к акционерному обществу "Польское телевидение" (SA 
"TVP") – учредителю телеканала "Белсат ТВ". 
Адвокат со стороны ответчика, представитель минской коллегии адвокатов Игорь 
Дьячков попросил время для ознакомления с материалами дела, поскольку 
получил доверенность на представление интересов ответчика накануне 
слушаний. Cудьи посоветовались и удовлетворили ходатайство, назначив 
следующую встречу на 20 января. 
Напомним, что слушания по иску начались 11 ноября. Директор компании-истца 
Андрей Беляков утверждает, что "Белсат ТВ" незаконно использует товарный 
знак. Бизнесмен хочет, чтобы телеканал прекратил использование товарного 
знака, а также просит суд обязать владельцев спутника Astra остановить 
трансляцию "Белсат ТВ". 
 
10 декабря в выпуске новостей областного государственного телеканала "Гродно 
плюс" показали сюжет о задержании милицией подозреваемого в изнасиловании. 
После демонстрации момента задержания в кадре крупным планом появился 
плакат с фотографией члена БАЖ Алексея Салея, которого неоднократно 
преследовали за профессиональную деятельность, и против которого было 
возбуждено уголовное дело якобы за изготовление и распространение 
порнографических материалов. Фото было с подписью его имени и фамилии, и у 
зрителя складывалось впечатление, что задержанный - это Алексей Салей. 
На сегодняшний день Салей находится за рубежом и на родину не приезжает. 
Официально он считается в розыске. Как выяснилось, фото в сюжет попало в 
качестве визуальной "перебивки". Портрет Салея висел на доске объявлений - за 
спиной начальника Ленинского РОВД, который давал интервью телеканалу. Над 
сюжетом работали журналистка Галина Давыдик и оператор Сергей Печерица. 
Ирина Салей, мать Алексея, расценивает использование портрета ее сына в 
сюжете о насильнике как "гнусную провокацию". 
 
11 декабря ОО "Белорусская ассоциация журналистов" обратилось в 
Министерство информации Беларуси с просьбой сообщить, на какой стадии 



находится работа над проектом изменений в законодательство о СМИ и, если он 
подготовлен, передать его журналистскому сообществу для ознакомления. 
Помимо этого, журналистская организация просит включить в состав рабочей 
группы по созданию упомянутого правового акта экспертов ОО "БАЖ" и 
представителей интернет-сообщества, а также провести широкое общественное 
обсуждение планируемых изменений в законодательство. 
Также журналистская организация обратилась к начальнику Главного 
идеологического управления президентской администрации Всеволоду 
Янчевскому с просьбой содействовать обеспечению гласности в работе над 
правовым актом. ОО "БАЖ" призывает Янчевского обратиться за экспертной 
помощью к Представителю ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой 
информации и в другие структуры, которые обладают высоким экспертным 
потенциалом. 
 
16 декабря Следственный комитет Беларуси сообщил, что закончил проверку по 
факту массового задержания журналистов на железнодорожном вокзале в Минске 
в день приезда после отбывания наказания оппозиционного политика Павла 
Северинца. В официальном ответе (датирован 4 декабря) на жалобу пресс-
секретаря ОО "БАЖ" Бориса Горецкого СК информирует, что в действиях 
сотрудников милиции не найдено фактов препятствования законной 
профессиональной деятельности журналистов (ст. 198 УК РБ), в возбуждении 
уголовного дела отказано. Согласно материалам проверки, милиционеры 
задерживали журналистов, "чтобы не допустить массовых беспорядков". 
Напомним, что 19 октября 2013 г. на платформе минского железнодорожного 
вокзала милиция задержала журналистов Александра Пилецкого, Виталия 
Ругайна, Александра Васюковича, Сергея Гудилина, Андрея Корсака, Захара 
Щербакова, Егора Майорчика, Дениса Носова, Надежду Гацак и Бориса 
Горецкого. 
 
16 декабря Палата представителей Национального собрания рассмотрела во 
втором чтении законопроект о республиканском бюджете на 2014 год. В 
документе 
запланированные на 2014 год расходы на финансирование государственных 
средств массовой информации составляют 676,1 млрд. рублей (около 52 
миллионов евро).  
548,3 млрд. рублей (около 42 миллионов евро) получат телевидение и радио. На 
финансирование интернет-портала президента предусмотрено 15,3 млрд. рублей 
(около 1 млн. 178 тыс. евро). Эти деньги будут использоваться для "сбора, 
подготовки и распространения государственного заказа на официальную 
информацию, функционирование новой версии официального интернет-портала 
Президента Республики Беларусь". 
На 2013 г. на госСМИ было израсходовано около 60 миллионов евро. Около 46 
миллионов пошли на радио и телевидение, а около 6 - на печатные СМИ. В 2012-
м государственные СМИ получили из бюджета около 45,5 миллионов евро, а в 
2011-м - около 54 млн. 
 
17 декабря Гродненская областная прокуратура предупредила независимого 
журналиста, члена БАЖ Андрея Мелешко за работу на зарубежные СМИ без 
аккредитации. Причиной вызова журналиста в прокуратуру стали видео и фото из 
поселка Свислочь, сделанные 27 октября 2013 г.  
Заместитель начальника отдела прокуратуры Гродненской области Валерий 
Поведайко показал журналисту снимки, где тот стоит с диктофоном во время 



акции памяти повстанцев 1863 г. Также Мелешко показали распечатку с сайта 
"Радыё Рацыя", где, согласно прокурору, Мелешко разместил репортаж с того 
события. На основании этого В. Поведайко вынес предупреждение согласно ч. 2 
ст. 22.9 КоАП: "незаконное изготовление и распространение продукции СМИ". 
 
19 декабря независимая журналистка Елена Барель сообщила, что ее не взяли 
на работу из-за звонка из КГБ. По словам А. Барель, ее пригласили работать на 
должность редактора раздела новостей будущего интерактивного портала "Вся 
Беларусь". А на третий день испытательного срока сообщили, что она внесена в 
черный список журналистов, созданный КГБ, и не может дальше работать в 
проекте. 
"Сказали, что позвонили из КГБ и посоветовали не брать меня на работу", - 
говорит Елена. 
В свою очередь редактор портала "Вся Беларусь" Екатерина Нестер говорит, что 
никакой руки КГБ в отказе журналистке не было. "Мы решили не брать Е. Барель 
на работу, поскольку она имеет выраженные политические убеждения, которые 
могут препятствовать объективной журналистской работе", - подчеркнула  Нестер. 
Никаких трудовых документов на испытательный срок с Еленой Барель не 
заключали, в связи с чем журналистка не видит перспектив обращаться в суд. 
 
20 декабря заместитель председателя Верховного суда Беларуси Валерий 
Калинкович в ходе пресс-конференции сообщил, что судьи не имеют права 
запрещать аудиозапись открытого судебного заседания. "Сегодня и в уголовном, 
и в гражданском процессе закон содержит недвусмысленные положения о том, 
что в открытом судебном заседании письменная и аудиофиксация процесса 
допускается без каких-либо ограничений", - подчеркнул Калинкович. 
На вопросы журналистов, почему сотрудники СМИ сталкиваются с тем, что до 
начала судебного заседания в помещении суда правила журналистам диктует 
милиция, запрещая работать, заместитель председателя ВС заявил: 
"Журналисты имеют полное право на доступ к залу судебных заседаний для 
освещения открытых судебных заседаний". 
Напомним, журналисты белорусских СМИ во время освещения судебных 
процессов неоднажды сталкивались с запретом на ведение аудиозаписи. Также 
частые случаи, когда журналистов не допускают в зал суда.  


