
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
 
3 ‐ 16.12.2012 г. 
 
11  декабря  ОО  "БАЖ"  получило  ответ  на  официальное  обращение  к  руководителю 
Следственного  комитета  РБ  Валентина  Шаева.  Журналистская  организация  просила 
возобновить  расследование  уголовных  дел  по  фактам  убийства  Дмитрия  Завадского  и 
Вероники  Черкасовой,  а  также  провести  дополнительное  прозрачное  расследование 
обстоятельств смерти Олега Бебенина и Василия Гродникова. В своем ответе СК заявляет, 
что  возобновление  этих  дел  ‐  вне  компетенции  Следственного  комитета,  поскольку 
решения  по  ним  принимались  до  1  января  2012  г.  "...  Правом  отмены  незаконных  и 
необоснованных  решений  по  уголовным  делам  и  материалам  проверки,  принятым  до 
01.01.2012,  наделены  исключительно  органы  прокуратуры...",  ‐  говорилось  в  письме  за 
подписью  начальника  главного  управления  процессуального  контроля  А.  Шендеровича. 
Заместитель председателя ОО "БАЖ" Андрей Бастунец считает, что Следственный комитет 
уклонился  от  ответа:  "Мы  не  ставили  вопроса  об  отмене  каких‐либо  незаконных  или 
необоснованных решений. Мы просили возобновить расследование дел, переданных под 
контроль Следственного комитета. На мой взгляд, это полностью в его компетенции".  
 
 
3  декабря  в  Витебске  сотрудники милиции  задержали  редактора  сайта  "Народныя Навіны 
Віцебска"  Сергея  Серебро,  когда  тот  фотографировал  укладку  асфальта  неподалеку  от 
деревообрабатывающего  комбината.  Милиционеров  вызвала  охрана  предприятия.  Позже 
стало известно, что комбинат готовится к визиту Александра Лукашенко. 
 
3 декабря стало известно, что документальный фильм "Наивысшая мера" ‐ о смертной казни 
в Беларуси, который снял для телеканала "Белсат" режиссер‐документалист Сергей Исаков в 
сотрудничестве с Юлией Хлащенковой, наградили в конкурсе "Репортеры для репортеров" – 
для журналистов из  стран  "Восточного партнерства".  Конкурс  второй  год  подряд проводил 
польский Фонд репортеров и Министерство иностранных дел Польши. 
На  участие  в  нынешнем  конкурсе  прислали  325  работ,  подготовленных  142  авторами  из 
Беларуси, Украины, Молдовы, Грузии, Армении и Азербайджана. 
 
5  декабря  стало  известно,  что  в  Минске  задержали  журналистов  за  фотографирование  в 
неформальной  обстановке  бывшего  министра  культуры,  теперешнего  посла  Беларуси  во 
Франции Павла Латушко.  
Инцидент  произошел  1  декабря  в  клубе  "Центр",  где  в  тот  момент  проходил  концерт. 
Корреспондент  интернет‐газеты  "Салідарнасць"  Елена Якжик  попросила фотографа  сделать 
снимок  чиновника,  присутствовавшего  в  числе  зрителей.  Сразу  после  этого  фотографа  и 
Е.Якжик  задержали охранники  клуба.  Как  выяснилось,  высокопоставленный  гость не  хотел, 
чтобы  его  фотографии  попали  в  СМИ.  Представитель  администрации  клуба  затребовал, 
чтобы фотограф удалил кадры из камеры и пообещал их не публиковать, а также переписал 
его контактные данные. Елену Якжик отпустили только после беседы с Латушко. Журналисты 
находились на мероприятии по аккредитации. 



 
6  декабря  ОО  "БАЖ"  адресовало  начальнику  Ошмянской  таможни  Ивану  Ниверкевичу 
письменный  запрос  о  судьбе  альбомов  "Пресс‐фото  Беларуси",  которые  12  ноября  были 
изъяты на границе у белорусских фотографов, а позже, согласно экспертизе, "приговорены" к 
уничтожению.  
На  каком  основании  и  кем  проводилась  таможенная  экспертиза?  Какие  нарушения  были 
выявлены во время нее? Кто принял решение об уничтожении вышеназванной продукции? 
На основании каких правовых актов было принято такое решение? Каким образом, где и кем 
данная печатная продукция была уничтожена? ‐ спрашивает журналистская организация.  
Накануне  ответить  на  эти  вопросы по  телефону  сотрудники  таможенного  поста  "Каменный 
лог" отказались.  
 
7  декабря  в  Минске  видеоинженеры  государственного  телеканала  СТВ  (ЗАО  "Столичное 
телевидение")  объявили  забастовку  и  не  вышли  на  работу,  требуя,  таким  образом, 
повышения зарплаты. По этой причине на телеканале не вышли блоки новостей спорта.  
Как  выяснилось,  бастовали  видеоинженеры,  работающие  не  на  постоянной  основе,  а  по 
договору  найма.  Руководство  телеканала  на  тот  момент  было  не  доступно  для 
комментариев.  
Напомним, 6 лет назад подобный случай произошел на профсоюзном "Новом радио". 
 
 
11  декабря  редактор  "Бобруйского  курьера"  Анатолий  Санотенко  получил  ответ  на  свою 
жалобу,  которую  более  месяца  назад  он  направлял  в  прокуратуру.  Но  ответ  пришел  в 
очередной  раз  из  милиции.  Журналист  жаловался  на  действия  главного  идеолога  города, 
заместителя председателя Бобруйского горисполкома Александра Маркачева. Напомним, 14 
сентября во время освещения А. Санатенко разрешенного властями предвыборного пикета, 
чиновник  сначала  озвучил  угрозу,  а  потом  оскорбил  журналиста.  Руководитель  "БК" 
зафиксировал это на видео, которое было приложено к жалобе. 
Между тем, в ответе УВД Бобруйского горисполкома (датированном 4 декабря) за подписью 
начальника  отдела  милиции  №2  Э.  Бородавко  сообщается,  что  "в  действиях  заместителя 
председателя  Бобруйского  городского  исполнительного  комитета  Маркачева  А.В. 
отсутствуют признаки состава какого‐либо правонарушения". 
 
12 декабря Министерство информации отказало в перерегистрации независимому журналу 
"ARCHE‐Пачатак".  Причина  отказа  ‐  несоответствие  заявленного  главного  редактора 
(теперешнего  и.о.  главного  редактора  Аrche  Алеся  Пашкевича)  квалификационным 
требованиям.  Имеется  в  виду  5‐летний  стаж  работы  на  управленческих  должностях 
соответствующего  профиля  (требования  Дополнения  к  постановлению  Минтруда  РБ  от 
31.08.2000 №120). Документы на перерегистрацию журналисты, работающие над изданием 
журнала, направили в ноябре.  
"Мы  подали  документы  на  перерегистрацию  в  связи  с  грустно  известными  событиями, 
которые  привели  к  блокированию  счета  редакции.  После  этого  выход  журнала  был 
парализован.  По  факту  деятельности  "старой"  редакции  ведется  проверка  Департамента 
финансовых расследований, и чем все закончится ‐ пока неизвестно. Поэтому мы и решили 
обновить  редакцию  ‐  в  надежде  восстановить  нормальный  выход журнала",  ‐  сообщил  г‐н 
Пашкевич.  "Мы  не  исключаем  и  варианта  издания  журнала  за  пределами  Беларуси",  ‐ 
говорит г‐н Пашкевич. 



 
12  декабря  участники  Национальной  платформы  Форума  гражданского  сообщества 
Восточного  партнерства  выступили  с  заявлением  в  защиту  независимых  журналистов.  "В 
течение 2012  г.  в  стране  продолжается  неприемлемая  практика  уголовного преследования 
журналистов, независимых изданий и творческих молодежных сообществ. Мы считаем, что 
такие  действия  наносят  неисправимый  ущерб  белорусской  культуре  и  интеллектуальному 
сообществу, и требуем окончательного прекращения уголовного преследования журналиста 
Андрея  Почобута,  выказываем  обеспокоенность  по  поводу  давления  на  интеллектуальный 
журнал ARCHE и преследование его главного редактора Валерия Булгакова...",  ‐  говорится в 
заявлении, распространенном в СМИ.    
Авторы упоминают также отказ в белорусской визе председателю Правления "Радыё Рацыя" 
и главному редактору еженедельника белорусов в Польше " Ніва" Евгению Вапа ‐ как один из 
примеров  искусственного  создания  преград  зарубежным  партнерам  белорусских 
организаций гражданского сообщества. 
 
 
16 декабря могилевский филиал ОО "БАЖ" получил ответ на обращение в Администрацию 
президента.  В  письме  могилевские  журналисты  призывали  прекратить  преследование 
Андрея Почобута и Валерия Булгакова, а также журнала "ARCHE‐Пачатак".  
Обращение  направили  в  администрацию  руководителя  страны,  обосновывая  тем,  что  она 
«является  той  настоящей  инстанцией  принятия  важнейших  решений,  которые  становятся 
обязательными  для  других  инстанций  и  ведомств».  С  такой  постановкой  вопроса 
Администрация не согласилась, ответив, что вопросы, поднятые в обращении, не входят в ее 
компетенцию,  и  что  в  стране  "чётко  регламентированы  функции  и  задачи  органов 
государственного управления…" 
 
 
16 декабря телеканал "СТВ" в программе "Неделя" посвятил целый сюжет проблеме доступа 
журналистов к информации с официальных источников. Акцент был сделан на оплошности в 
работе пресс‐секретарей государственных органов. 
На  систематические  проблемы  с  доступом  к  официальной  информации  пожаловался 
коллегам  журналист  ЗАО  "Второй  национальный  телеканал"  (ОНТ)  Дмитрий  Семченко.  В 
частности,  недавно он  столкнулся  с отказом при попытке взять  комментарий у  чиновников 
Министерства образования.  
Журналистка  "СТВ"  Ольга  Петрашевская  позвонила  также  в  Министерство  жилищно‐
коммунального хозяйства и попробовала договориться насчет оперативного комментария на 
этот  же  день,  но  безуспешно  ‐  ей  посоветовали  писать  официальный  запрос  на  имя 
заместителя  министра.  Попасть  к  чиновнику  удалось,  только  записавшись  на  прием 
(видеозапись на приеме велась скрытой камерой). 
Напомним,  что  негосударственные  СМИ  регулярно  сталкиваются  с  отказами  в 
предоставлении  информации  из  официальных  источников,  о  чем  неоднократно  сообщала 
служба мониторинга ОО "БАЖ". 
 


