
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
 
14 ‐20.05.2012 г. 
 

18  мая  в  Минске  прошел  VIII  съезд  общественного  объединения  "Белорусская 
ассоциация журналистов". По его итогам Жанна Литвина переизбрана на должность 
председателя организации,  такое решение единогласно приняли делегаты съезда. 
Заместителями председателя стали Андрей Бастунец, Александр Старикевич, Алина 
Суровец и Светлана Калинкина. 
Съезд выбрал Правление БАЖ в составе 15‐и человек. Кроме председателя БАЖ и 
его заместителей (которые входят в Правление БАЖ автоматически), членами этого 
управленческого  органа  стали  также  Александр  Коктыш,  Сергей  Возняк,  Янина 
Мельникова,  Юрий  Карманов,  Татьяна  Мельничук,  Вячеслав  Ходосовский,  Ольга 
Хвоин, Геннадий Судник, Ирина Виданова, Михаил Янчук. 
Делегаты выбрали также новую Раду БАЖ в составе 42‐х человек. Участники съезда 
согласились  с  принципом  формирования  этого  органа,  предложенным  делегатом 
Возняком:  выбрать  по  1  представителю  от 5‐и  зарегистрированных  региональных 
филиалов, по одному представителю ‐ от 10‐и сообществ членов БАЖ в регионах, а 
также  по 1  представителю от  редакционных  коллективов,  активно  участвующих  в 
жизни организации. 
Съезд  выбрал  Контрольно‐ревизионную  комиссию  из  трех  человек  ‐  это  Николай 
Толстик, Александр Жук и Ирина Карамышева.  
В Комиссию по этике вошли семь человек: Анатолий Гуляев, Александр Антипенко, 
Марина  Загорская,  Анжела  Белуш,  Любовь  Лунёва,  Дмитрий  Подберезский, 
Валерий Карбалевич. 
 
 
14 мая Минский городской суд (судья Татьяна Высоцкая) рассмотрел жалобу жителя 
Гомеля,  активиста  Движения  "За  свободу!"  Александра  Процко,  и  отказался  ее 
удовлетворять.  А.Процко  пытался  обжаловать  решение  суда  Первомайского  района 
столицы.  Через  суд  он  добивался  компенсации морального  вреда,  нанесенного  его 
дочери  Галине  Процко,  о  которой  Белтелерадиокомпания  показала  по  Первому 
национальному телеканалу оскорбительный сюжет в передаче "Зона Х".  
В феврале 2012  г. суд Первомайского района, рассматривая данное дело, также стал 
на  сторону  государственного  телеканала.  Дочь  активиста,  Галина  Процко,  была 
задержана  милицией  в  2010  г.  по  подозрению  в  осуществлении  преступления  по 
статье  Криминального  кодекса  ‐  торговля  людьми.  Хотя  на  то  время  женщина  не 
имела  статуса  обвиненной  и  даже  подозреваемой  по  криминальному  делу,  ее 
показали по телевидению, утверждая, что она занималась криминальным бизнесом. 



Таким  образом,  напрямую  была  нарушена  презумпция  невиновности  и  права  Г. 
Процко.  Позже  первоначальная  статья,  по  которой  обвинили  молодую  женщину  ‐ 
"торговля людьми", не нашла подтверждения в суде. 
 
16  мая  Новополоцкий  городской  суд  (судья  Светлана  Волкова),  рассмотрев  иск  19‐
летнего  Дмитрия  Рыжиченко  к  местному  телеканалу  "Вектор  ТV"  о  защите  чести  и 
достоинства, стал на сторону телеканала. В суд Рыжиченко обратился после выхода 24 
февраля  в  эфир  программы,  где  его  назвали  "экстремистом"  и  "участником 
профашистской  организации".  Молодой  человек  требовал  опровержения  этой 
информации и материальной компенсации морального ущерба. 
По  мнению  Рыжиченко,  обвинения    прозвучали  безосновательно:  его  объявили 
экстремистом без суда и следствия, просто на основании лживых утверждений. В суде 
он  объяснил,  что  организация  "Совесть‐18"  действительно  определенное  время 
существовала,  причем  была  официально  зарегистрирована  в  горисполкоме  и 
занималась социальной работой в детских приютах. Также стремился довести, что не 
имеет экстремистских взглядов. В свою очередь, руководитель "Вектор ТV" Александр 
Асенко сослался на сайт novopolock.ru,  где якобы печаталось интервью с парнем. Но 
никакого  похожего  материала  на  сайте  теперь  найти  невозможно.  Решение 
Новополоцкого  горсуда  Рыжиченко  собирается  обжаловать  в  Витебском  областном 
суде. 
 
17  мая  студенты  Института  журналистики  Белгосуниверситета  сообщили,  что  им 
заблокировали доступ к информационному сайту сharter97.org. При попытке зайти на 
сайт, пользователи перенаправляются на страницу с логотипом сети НАН Беларуси и 
информацией о том, что адрес затребованного интернет‐ресурса заблокирован. 
 
17  мая  интернет‐журнал  34mag.net  получил  премию  Международного  института 
прессы    Free  Media  Pioneer  Award.  Эта  премия  вручается  с  1996  г.  в  качестве 
признания работы СМИ в продвижении свободы слова и поддержке независимости 
медиа  в  своем  регионе.  34mag.net  является  мультимедийной  версией  журнала 
"Студэнцкая думка", закрытого белорусскими властями в 2005  г. Изменив формат на 
электронный, издатели смогли обойти запрет. Сегодня 34mag.net выходить на  CD и в 
интернете.  
 
17  мая  журналистов  независимых  СМИ  вызвали  в  следственный  комитет  по  делу 
"молчаливых" акций. Журналист телеканала "Белсат" Александр Борозенко отметил, 
что это касается избиения члена Белорусского Хельсинского комитета Ильи Петровца 
во время «молчаливых» акций летом 2011 года. Тогда после задержания И. Петровцу 
в автозаке "люди в черном" сломали нос. Борозенко был свидетелем избиения, и его 
вызывают  для  дачи  объяснений,  поскольку  следственный  комитет  проводить 
проверку  этого  факта.  Также  вызывали    журналистов  Сергея  Балая  и  Александра 
Пилецкого. 



 
18 мая  независимую журналистку из  Гомеля Ларису Щирякову повесткой вызвали в 
Гомельскую  областную  прокуратуру  к  прокурору  отдела  по  наблюдению  за 
выполнением  законодательства  Олесе  Рябцевой.  В  повестке  не  указано,  по  какому 
поводу  вызывается  журналистка,  сама  Лариса  считает,  что  вызов  связан  с  ее 
профессиональной деятельностью Прокурор Рябцева ‐ известный среди независимых 
журналистов "специалист по СМИ". Она выносила предупреждения за сотрудничество 
с зарубежными СМИ ряду местных журналистов: Татьяне Бубликовой, Олегу Рожкову 
(с  формулировкой  "за  осуществление  журналистской  деятельности  в  пользу 
польского спутникового телеканала "Белсат"), Александру Корниенко, которого в 2008 
г. прокуратура обвинила в незаконном сотрудничестве с "Радыё Рацыя". 
Напомним,  год  назад  Л.  Щирякову  уже  вызывали  в  прокуратуру.  Тогда  О.  Рябцева 
интересовалась ‐ не сотрудничает ли журналистка с телеканалом "Белсат". Но на тот 
момент  обошлось  без  официального  предупреждения.  Л.  Щирякова  неоднократно 
подвергалась прессингу со стороны властей: ее задерживала милиция почти на всех 
акциях «молчаливого» протеста летом 2011 г. А после президентских выборов 2011 г. 
у  журналистки  прошел  обыск,  в  итоге  которого  она  лишилась  профессиональной 
техники. 
 
18 мая  Госдепартамент  США наградил  заключенного  руководителя Правозащитного 
центра  "Весна"  Александра  Беляцкого  за  деятельность  в  области  защиты  прав 
человека.  
"Эта  награда  отмечает  людей  и  неправительственные  организации,  которые 
демонстрируют  чрезвычайное  мужество  и  лидерские  качества  в  защите  прав 
человека и демократии в условиях репрессий со стороны правительства… Александр 
Беляцкий  мужественно  защищал  права  потерпевших  от  преследования  людей  и  их 
семьи, несмотря на угрозу со стороны руководства Беларуси. Как основатель "Весны", 
одной  из  более  крупных  правозащитных  организаций  Беларуси,  Беляцкий 
представлял  юридическую  и  практическую  помощь  жертвам  безостановочного 
преследования  и  выступал  ключевым  источником  информации  о  нарушениях  прав 
человека.  Сейчас  он  является  политическим  заключенным,  отбывая  тюремное 
наказание  в  четыре  с  половиной  года  за  защиту  прав  человека",  ‐  сообщается  в 
заявлении Госдепартамента. 
 
19  мая  министр  информации  Олег  Пролесковский  сообщил,  что  до  конца  2012  г.  в 
Беларуси  на  базе  государственных  республиканских  газет  будут  созданы  два 
издательских  дома.  По  словам  Пролесковского,  рабочая  группа,  которую  он 
возглавил,  уже  начала  подготовительную  работу.  Один  издательский  дом  будет 
создан  на  базе  четырех  республиканских  газет.  "На  первом  этапе  сами  газеты 
сохранятся.  Оптимизируется  управленческий  аппарат",  ‐  объяснил  министр.  Он  не 
исключил,  что  окончательным  результатом  объединения  станет  издание  одной 
общественно‐политической  газеты.  Говоря  о  втором  издательском  доме, 



Пролесковский  сообщил,  что  он  будет  сформирован  на  базе  газеты  "Звязда"  и 
редакционно‐издательского  учреждения  "Лiтаратура  i  мастацтва". 
Культурологическая тематика станет главным направлениям в газете и журналах этого 
издательского дома. 
 
19 мая футбольная команда БАЖ второй  год подряд выиграла  турнир памяти Юрия 
Широкого.  Всего  в  турнире  памяти  журналиста  БелаПАН  приняли  участие  7 
журналистских  команд  ‐  "Нашай  Нівы",  "Еврорадио",  Радио  "Свабода",  "Белсата", 
БелаПАН,  команда  "Друзей  Широкого"  и  команда  БАЖ.  Последняя  стала  лучшей  в 
своей  подгруппе  и  вышла  в  финальное  соревнование,  где  с  числом  3:0  победила 
команду БелаПАН. 
Справка:  заместитель  директора  информационной  компании  БелаПАН  Юрий 
Широкий  умер  13  января  2008  г.  на  37‐м  году  жизни  от  острой  сердечной 
недостаточности. Коллеги и друзья основали в его честь футбольный турнир.  
 
20  мая  в  Оршанском  районе  милиционеры  больше  чем  на  3  часа  задержали 
журналистку  негосударственной  газеты  "Витебский  курьер"  Юлию  Коноплёву.  Надо 
отметить, что Юлия находиться на восьмом месяце беременности.  
Сотрудники  ГАИ  остановили  ее  автомобиль  на  трасе  М1,  как  только  тот  въехал  на 
территорию  Оршанского  района.  Милиционеры  не  представились  и  были  без 
форменных  бэджей.  Не  пояснив  причины  задержания,  они  приказали  Коноплёвой 
ехать к местному РОВД.    
После досмотра автомобиля журналистки из него изъяли 8  сигнальных экземпляров 
нового  журнала  "Пол  политики"  (издатель:  Международный  Центр  гендерных 
инициатив  "Адлига:  женщины  за  равное  гражданство"),  а  также  200  экземпляров 
спецвыпуска комиксов "О местном самоуправлении" (издатель: "Наш Дом").  
И  хотя  изъятые  комиксы  не  являются  периодическим  изданием,  в  протоколе  об 
административном  правонарушении младший  лейтенант милиции  Владимир Ларин 
указал,  что  журналистка  нарушила  ст.  29.9  ч.  2    КоАП  РБ  ‐  "незаконное 
распространение печатных СМИ на территории РБ". 
 


