
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
15-28.04.2013 г. 
 
Скандальное рашение суда в Ошмянах о признании фотоальбома “Пресс-фото 
Беларусі 2011” экстремистским; очередной отказ Мининформации 
перерегистрировать журнал “Arche”; задержания коллег в Минске и в 
Ошмянах; аресты двух радиожурналистов; хакерские атаки на некоторые 
правозащитные и оппозиционные интернет-ресурсы – вось неполный 
перечень событий в жизни белорусского журналистского сообщества за этот 
период.  
 
 
17 апреля Министерство информации в четвертый раз отказало журналу "ARCHE. 
Пачатак" в перерегистрации, что ставит под вопрос сохранение журнала. 
В решении за подписью заместителя министра информации Владимира Матусевича 
отмечается, что редакция якобы не указала информацию о переназначении главным 
редактором Валерия Булгакова.  
Редакция журнала называет решение Мининформа репрессивным, направленным на 
уничтожение издания. Авторы "ARCHE" сообщили, что намерены направлять 
документы на перерегистрацию снова.  
Последний номер "ARCHE. Пачатак" вышел 28 июня 2012 года. Если до 28 июня 
текущего года журнал не сможет выпустить из печати очередной номер, то у 
Мининформации, согласно законодательству, будет основание ликвидировать 
издание.  
Напомним, что проблемы у журнала начались 14 сентября 2012 г. с задержания 
бывшего главного редактора "ARCHE" Валерия Булгакова. Сотрудники милиции и 
налоговой инспекции задержали его в Гродно на презентации книги "Советизация 
Западной Беларуси" и обвинили в незаконной предпринимательской деятельности. 
21 сентября сотрудники Управления Департамента финансовых расследований  
(УДФР) КГК по Минской области и г. Минску пришли в типографию, где печатался 
журнал, с проверкой. 24-28 сентября из типографии были изъяты все документы за 
последние два года деятельности журнала.  
УДФР начал проверку деятельности учреждения "Редакция журнала "Архэ-пачатак"  
и истребовал финансовые документы за последние два года. 
2 октября было арестовано более 5 тысяч экземпляров книг из личной коллекции 
Булгакова. 
4 октября в УДФР был вызван учредитель журнала "ARCHE" Андрей Дынько. После 
этого было принято решение освободить Булгакова от должности главного редактора 
"ARCHE", чтобы спасти издание. 
4 октября в рамках проверки деятельности редакции Управление ДФР по Минской 
области и г. Минску вынесло предписание приостановить операции по счету "ARCHE. 
Пачатак". 
21 марта 2013 г. УДФР по Минской области и г. Минску по результатам проверки 
отозвал предписание о прекращении операций по расчетному счету учреждения 
"Редакция журнала "Архэ-пачатак". УДФР также отказал в возбуждении уголовного 
дела по ст. 243 УК в отношении Валерия Булгакова. (Об этом сообщается в 
официальном письме датированном 9 апреля.) 



 
18 апреля Ошмянский районный суд (судья Александр Давыдов) огласил решение 
по делу об экстремизме и признал 41 экземпляр фотоальбомов "Пресс-фото 
Беларуси-2011" экстремистскими материалами. В постановлении суда ничего не 
сообщается о дальнейшей судьбе "осуждённых" фотоальбомов. В качестве 
заинтересованных лиц в суд были вызваны члены БАЖ, фотографы Юлия 
Дорошкевич, Александр Васюкович и Вадим Замировский. Согласно суду, они 
должны выплатить по 217,5 тыс. руб. за судебные издержки. Фотожурналисты не 
согласны с результатом суда и обжаловали его в Гродненский областной суд. До того 
времени, пока кассация не будет рассмотрена, решение районного суда считается не 
вступившим в силу. 
Дело "о признании информационной продукции экстремистскими материалами", 
инициированное Управлением КГБ по Гродненской области, слушалось 17 апреля и 
прошло за один день.  
Решение о закрытом режиме слушаний было принято заранее. С утра в зале суда 
смогли присутствовать только "заинтересованные лица", 2 их адвоката, 
представители УКГБ по Гродненской области, а также юристы Андрей Бастунец и 
Гарри Погоняйло. Журналистам, приехавшим освещать процесс, разрешили сделать 
съемки перед началом заседания, а потом попросили покинуть помещение. Позже, 
после перерыва, представителям СМИ разрешили присутствовать в суде, но 
запретили делать фото и видеосъемки.    
Судья отклонил ходатайства адвоката о допущении к участию в процессе в качестве 
представителей общественности Андрея Бастунца (от ОО "БАЖ") и Гарри Погоняйло 
(от РПОО "БХК"), а также о назначении дополнительной экспертизы фотоальбома.  
Напомним, 41 экземпляр альбома был изъят у белорусских фотографов 12 ноября 
2012 г. на литовско-белорусской границе.  
 
18 апреля ОО "Белорусская ассоциация журналистов" высказала несогласие с 
решением суда Ошмянского района о признании фотоальбомов "Пресс-фото 
Беларуси 2011" экстремистскими материалами.  
"Надеемся, что данное судебное решение в законную силу не вступит, и Республика 
Беларусь не окажется в "черном списке" государств, где запрещают и уничтожают 
художественные книги", – говорится в заявлении журналистской организации. 
 
19 апреля в Минске сотрудники милиции задержали видеооператора 
информационной компании БелаПАН Сергея Сацюка и корреспондента Радио 
"Свабода" Олега Груздиловича во время выполнения ими профессиональных 
обязанностей. Инцидент произошел утром около 10.15 в Михайловском сквере 
(рядом с Домом правительства), когда журналисты освещали пикет представителей 
гражданской инициативы против беззакония в судах и прокуратуре. 
Журналистов доставили в УВД Московского района. По словам Сергея Сацюка, 
милиционеры удалили с карты памяти его видеокамеры все материалы и 
потребовали написать объяснительную. Отпустили примерно через 3 часа после 
задержания. 
Олега Груздиловича в милиции сфотографировали, сняли на видео, заставили 
пройти процедуру дактилоскопии (несмотря на то, что его отпечатки пальцев уже 
были в базе данных) и взяли объяснения. Протокол в отношении журналиста не 
составляли, но также забрали камеру и удали с нее все видеозаписи. Отпустили 
примерно через 4 часа после задержания.  
 



23 апреля произошла атака на информационный сайт "Хартия'97". Злоумышленники 
на какое-то время смогли заблокировать работу интернет-ресурса. 
 
24 апреля в Витебске Леонида Автухова, председателя областной организации 
Партии БНФ, вызвали в Октябрьский РОВД, где ознакомили с административным 
протоколом о нарушении "Закона о СМИ". Автухова, обвиняли в том, что было 
превышено количество экземпляров (более 299-ти) партийного бюллетеня 
"Магістрат", который партийцы раздавали 22 марта.  
Л. Автухов, в свою очередь, обращает внимание, что после задержания его во время 
распространения бюллетеня никто количество экземпляров при нем не считал, и 
откуда взялась итоговая цифра в протоколе, ему неизвестно: "Кипу бюллетеней 
забрали, а потом пришел милиционер и сказал тому, кто составлял бумаги: "Пиши -
1080 экземпляров"", - отмечает общественный активист. 
Тогда на задержанных активистов Леонида Автухова и Константина Смоликова уже 
были составлены протоколы за нарушение законодательства о массовых акциях - в 
бюллетене "Магістрат" было приглашение на праздничный митинг 25 марта. Судья 
Октябрьского райсуда Витебска Инна Грабовская присудила им по 5 суток ареста. 
Согласно решению суда, все вещевые доказательства должны были быть 
уничтожены. Но экземпляры "Магістрату" сохранились и фигурируют в новом 
административном деле. 
 
24 апреля приблизительно в 11.50 временно перестал работать сайт "Европейского 
радио для Беларуси" - вместо главной страницы пользователи видели только 
сообщение о технических работах на сайте. 
"Буквально 15 минут назад на сайте появилось чрезвычайное количество коннектов, 
- сказал тогда главный редактор "Еврорадио" Виталий Зыблюк. – Возможно, это была 
техническая накладка, а, возможно, спланированная DDOS-атака". После 12-и часов 
сайт работал в нормальном режиме. 
 
25 апреля журналиста «Беларускага Радыё Рацыя» Владимира Хильмановича по 
телефону вызвали в управление КГБ по Гродненской области. На вопрос, по какому 
поводу, сотрудник КГБ, представившийся фамилией Долгих сообщил, что "в рамках 
компетенции деятельности управления КГБ". В результате телефонной беседы 
повестка журналисту была выписана на 26 апреля. В. Хильманович связывает 
интерес к нему со стороны спецслужбы со своей публицистической и правозащитной 
деятельностью. 
 
25 апреля Могилевский областной суд (судья Павел Климов) оставил в силе 
приговор распространителю и автору независимой малотиражной газеты "Магілёўскі 
выбар" Валерию Вусику. 66-летний В. Вусик обжаловал постановление Белыничского 
райсуда (судья Владимир Гуз), признавшего его виновным в клевете и незаконном 
распространении "Магілёўскага выбару" и оштрафовал на 5 млн. рублей. 
Г-н Вусик сообщил во время рассмотрения кассации, что его не ознакомили 
надлежащим образом с материалами дела, а судья Гуз отказал ему в праве иметь 
адвоката и отклонил ходатайство заслушать свидетелей со стороны ответчика. А в 
суд его вызвали не повесткой, а телефонным звонком за неполные сутки до 
рассмотрения дела. Но областной суд не принял к сведению эти доводы. 
Напомним, поводом для административного преследования Валерия Вусика стала 
его публикация о ситуации в сельхозпредприятии "Лебедянка" Белыничского района. 
В ней Вусик утверждал, что в хозяйстве господствуют бесхозяйственность, приписки 



и кражи. Белыничский суд усмотрел в публикации распространение недостоверных 
сведений, оскорбляющих тогдашнего председателя хозяйства Петра Белова. 
Теперь Валерий Вусик намерен обратиться в Верховный суд. 
 
25 апреля ночью был взломан информационный сайт "Белорусский партизан". 
Хакеры разместили на главной странице информацию, в которой звучала угроза 
некоторым независимым сайтам: "Мы могли бы завалить и вас, и "Хартию", и 
"Весну", и многих других еще давно, но мы даем вам возможность существовать под 
нашим контролем. Почему мы это не делали? Просто интересно, кто, откуда и ЧТО 
говорит. А теперь у нас есть список говорунов, которых предупреждаем в последний 
раз: говорите, пишите, но не зарывайтесь, не надо лить грязь и оскорблять 
ЛИЧНОСТЬ". 
Дальше авторы обращения угрожали: "Особо одержимых предателей белорусского 
народа мы опубликуем на сайтах WikiLeaks, размажем и разденем в прямом и 
переносном смысле, а также выложим все логины, пароли, IР-шники и почтовики 
наиболее отвязанных комментаторов, которые вышли за рамки приличия". 
 
25 апреля примерно около 22.00 путём несанкционированного доступа на сайте 
правозащитного центра "Весна" был полярно изменен смысл некоторых публикаций. 
Причем это было совершено сразу на трех страницах сайта: белорусскоязычной, 
русскоязычной и англоязычной. 
В частности, была заменена информация о подписании кинорежиссёром Андреем 
Курейчиком петиции против смертной казни - написано, что он поддержал смертную 
казнь. Были заменены коды на видео, размещенное на youtube: вместо 
видеообращения Курейчика был вставлен видеоролик за сохранение смертельного 
наказания. Также заменена информация о позиции Международной федерации за 
права человека (FIDH) - написано, что она выступает в поддержку государственной 
политики Беларуси. Изменения были сделаны и в некоторых других материалах. 
В течение 30 минут сотрудникам информационной службы "Весны" удалось 
предотвратить следующие атаки и исправить фальшивую информацию. 
Стоит отметить, что сайты "Белорусский партизан", "Хартия'97" и "Весна" внесены в 
"черные" списки и закрыты для просмотра в госучреждениях.  
 
26 апреля руководитель пресс-службы МВД Константин Шалькевич сообщил, что 
милиция не будет искать взломщиков "Белпартизана" и "Весны" без заявления. 
Согласно его словам, информация о преступлении, размещенная на потерпевших от 
хакеров сайтах, не является основанием для начала расследования. Потерпевшие 
должны обратиться с соответствующим заявлением. При этом отметил, что 
обращаться к белорусским правоохранителям они могут только в двух случаях: либо 
если являются гражданами Беларуси, либо если их ресурс размещен в доменной 
зоне "by". 
 
26 апреля в Островце (Гродненская область) милиционеры задержали независимых 
журналистов Анастасию Евмен и Александра Борозенко. В день годовщины 
катастрофы на Чернобыльской АЭС журналисты освещали поездку оппозиции на 
место, где планируется строительство новой АЭС. Но на строительную площадку 
путь преградили сотрудники КГБ и милиции, причем как столичные, так и местные. 
Журналистам не разрешили снимать, отвезли в Островецкий РОВД, где взяли 
объяснения и удалили запись с видеокамеры. 



БАЖ направил в РОВД подтверждение, что задержанные журналисты являются 
членами организации. После этого Анастасия Евмен и Александр Борозенко были 
освобождены. 
 
26 апреля в Минске были задержаны корреспонденты "Нашай Нівы" Оксана Рудович 
и Ирина Ореховская. Задержание произошло после санкционированной уличной 
акции "Чарнобыльскі шлях". Как журналистки сообщили позже на сайте "НН", они 
сняли на видео силовое задержание одного из участников акции, и это стало 
основанием для задержания. 
По их словам, на остановке возле завода "Горизонт" в троллейбус вошли сотрудники 
правоохранительных органов. Один из них указал рукой на журналисток: "Эта и эта", 
после чего их вывели и посадили в автомобиль, стоявший рядом. Силовики не 
представились и не сообщили, куда везут, забрали мобильные телефоны. В машине 
у журналисток просмотрели кассеты с акции, а также фотоаппарат и флэшки с 
мобильных телефонов, проверили документы. Доставили в Советское РУВД, откуда 
отпустили примерно через час без составления протоколов. 
 
26 апреля в Минске после окончания шествия "Чарнобыльскі шлях" (около 22.30 
вечером) были также задержаны журналисты, члены БАЖ Геннадий Барбарич и 
Александр Ярошевич. Их отвезли в Советское РУВД, где составили протоколы о 
неподчинении сотрудникам милиции (23.4 КоАП). До суда журналистов более 2 суток 
удерживали в Центре изоляции правонарушителей на ул. Окрестино. При этом 
сотрудники изолятора отказывались принимать передачи задержанным 
журналистам.  
29 апреля суд Советского района Минска (судья Кирилл Полулех) признал 
Ярошевича и Барбарича виновными и присудил им по 3 суток ареста.  
 

 

 


