
 1

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
 
15 - 28.10.2012 г. 
 

20 октября исполнилось 8 лет с дня убийства журналистки негосударственной 
газеты "Салідарнасць" Вероники Черкасовой. 19 октября представитель 
Следственного комитета Егор Ливай сообщил, что расследование дела по-
прежнему приостановлено, однако оперативно-разыскные мероприятия 
проводятся. «С момента создания Следственного комитета Беларуси (начало 2012 г. 
– прим. БАЖ) это уголовное дело было передано нам и принято к производству, — 
сказал он. — На данный момент дело приостановлено в связи с невыяснением 
личности, которая совершила преступление». 

16 октября Правление ОО "БАЖ" рекомендовало на премию имени Герда Буцериуса 
"Свободная пресса Восточной Европы" (премия фонда Zeit) гродненского журналиста 
Андрея Пачобута в номинации "отдельный журналист". Этим шагом организация хочет 
поддержать коллегу, которому грозит тюремное заключение, и отметить яркого 
публициста, продолжающего заниматься профессией вопреки давлению. Напомним, что 
против Почобута врозбуждено уголовное дело за клевету на президента страны (ч. 2 ст. 
367) на основании его публикаций в интернете. 
 
17 октября прекращено уголовное дело против витебского журналиста Николая 
Петрушенко. "В связи с отсутствием в действиях состава преступления", - сообщили 
журналисту в Управлении Следственного комитета Витебской области. 
Напомним, 17 августа Оршанский городской отдел Следственного комитета возбудил 
против Петрушенко дело по ст. 369 УК - за "оскорбление представителя власти". 
Основанием уголовного преследования стала статья, размещенная 8 августа на сайте 
nash-dom.info под заголовком "Педофил получал премии за лучшие детские площадки". 
Следователь С.Щербянко посчитал, что автор в статье "публично унизил" заместителя 
председателя Оршанского горисполкома "как представителя власти в связи с 
исполнением им служебных обязанностей". В начале сентября стала известно, что дело 
передано в Управление СК Витебской области. Лингвистическая экспертиза была 
поручена Витебскому педагогическому университету им. П. Машерова, специалисты 
которого не нашли в спорном тексте ничего криминального. 
 
17 октября редактор негосударственных газет "Борисовские новости" и "Рекламный 
БорЖоМи" сообщил, что местные власти продолжают экономическое давление на 
издания. По словам Анатолия Букаса, Борисовский горисполком дает указания 
коммерческим структурам снимать рекламу со страниц газет. И они вынуждены 
подчиняться, чтобы избежать давления в виде налоговых и других проверок. Например, 
два директора торговых предприятий, которые отказались выполнять распоряжения 
исполкома, были  оштрафованы на несколько миллионов рублей каждый. Согласно А. 
Букаса, за короткий предвыборный период от распространения газеты "Борисовские 
новости" отказались 15 торговых точек, что стало итогам усилий местной вертикали 
власти. 



 2

18 октября Хозяйственный суд Гродненской области оштрафовал бывшего редактора 
культурнического научно-популярного журнала "ARCHE-Пачатак" Валерия Булгакова на 5 
базовых величин. Также конфискована вся прибыль от продажи журнала на общую сумму 
875 тысяч рублей. В суде представитель Октябрьской налоговой инспекции Гродно 
пояснил, что Булгаков продавал книги, но не имел регистрации предпринимателя и не 
выдавал чеки или талоны. 
Напомним, В. Булгаков был задержан 14 сентября, после презентации в Гродно новой 
книги из серии журнала «Arche» "Советизация Западной Беларуси" авторства историка 
Яна Шумского. На встречу пришли сотрудники налоговой инспекции и сделали 
"контрольную закупку". После этого они забрали 194 экземпляра журнала и книг.  
Как сообщил Булгаков, с 21 сентября сотрудники Департамента финансовых 
расследований (ДФР) проверяют типографию в Минске, где печатается «ARCHE». 
Произошло изъятие документов. 2 октября также были изъяты более 5000 экземпляров 
книг с личной коллекции Булгакова. 4 октября в ДФР вызвали учредителя «ARCHE» 
Андрея Дынько. После визита он принял решение уволить с должности главного 
редактора Валерия Булгакова и временно назначить и. о. главного редактора его 
прежнего заместителя Александра Пашкевича. В этот же день ДФР заблокировал счет 
«ARCHE», в итоге журнал лишился возможности оплачивать печать новых номеров. 
Бухгалтер журнала отмечает, что никакого запроса перед этим к ним не приходило, а 
после, по требованию ДФР, они предоставили всю документацию за весь период 
существования журнала. 
Официальное обвинение издателям «ARCHE» пока не выдвинуто. Валерий Булгаков не 
исключает, что против него может быть возбуждено уже не административное, а 
уголовное дело по обвинению в "незаконной предпринимательской деятельности". 
  
18 октября стало известно, что в Рогачеве районный суд по иску государственной 
районной газеты "Вольнае слова" оштрафовал общественного активиста Дениса 
Дашкевича на 3 миллиона рублей за нарушение авторских, смежных и патентных прав (ст. 
9.21 КоАП). Решение приняла 12 октября судья Ирина Малашкевич. 
Это было третье заседание по делу, инициированному редактором официальной газеты 
Андреем Шишкиным. На предыдущих двух судья Малашкевич иск отклоняла и 
направляла административный протокол в милицию на доработку. Напомним, А. Шишкин 
пожаловался в правоохранительные органы на то, что Д. Дашкевич, являясь 
администратором независимого сайта vrogacheve.ru, без разрешения редакции "Вольнага 
слова" разместил на интернет-ресурсе 9 материалов из газеты и фотоснимок 
председателя райисполкома Виктора Банчука, чем нарушил авторские права 
корреспондентов районной газеты. После возвращения  судом протокола в милицию на 
доработку количество упомянутых перепечаток существенно сократилось.  
Денис Дашкевич намерен обжаловать решение районного суда в  высшей судебной 
инстанции. Также общественный активист обратился с заявлением в Рогачевский РОВД, в 
котором просит привлечь к ответственности за клевету главного редактора «Вольнага 
слова" за ряд оскорбительных статей. 
 
18 октября корреспонденту минской редакции "Европейского радио для Беларуси" 
Дмитрию Лукашуку отказали в аккредитации на первое заседание Палаты представителей 
Национального собрания нового созыва. Запрос на аккредитацию редакция направила 
своевременно. Однако, как сообщил начальник управления информационно-
аналитической работы Палаты представителей Николай Лис, в допуске журналиста в 
здание отказала Служба безопасности президента. 
 



 3

19 октября жена заключенного правозащитника Алеся Беляцкого Наталья Пинчук 
сообщила, что администрация Бобруйской колонии № 2 отказывается принимать 
бандероли с медикаментами, отправленные для Беляцкого. У тюремщиков возникают 
претензии то к весу бандероли - требуют не более 1 кг (согласно почтовым стандартам 
бандероль должна весить до 2 кг), то к сроку отправки. По словам, Н. Пинчук, она 
контактировала с родственниками других заключенных - они с такой проблемой не 
сталкивались. "Получается, что теперь до зимы Алесь будет в колонии без лекарств и 
витаминов", - отмечает жена политзаключенного. 
 
21 октября закончился срок расследования уголовного дела "за клевету на президента" 
(ст. 367 ч. 2 УК) против гродненского журналиста Андрея Пачобута. За время следствия 
никаких следственных действий с ним не проводилось, его никуда не вызывали. 
Следственные органы Беларуси приняли решение продлить расследование к 21 ноября. 
"Срок предварительного следствия продлен на месяц для проведения дополнительных 
следственных действий", - сообщил официальный представитель УСК по Гродненской 
области, подполковник юстиции Сергей Шершеневич. Мера пресечения в отношении 
Пачобута не менялась, он продолжает оставаться под подпиской о невыезде. 
Напомним, журналиста арестовали 21 июня, до 30 июня он просидел в гродненском 
СИЗО, после чего был отпущен под подписку. Основанием для обвинения стали статьи А. 
Пачобута на сайтах charter97.org и "Белорусский партизан". Ему угрожает лишение 
свободы на срок до 5 лет. 
 
22 октября Гомельская областная прокуратура вынесла официальное предупреждение 
за нарушение закона "О СМИ" независимой тележурналистке, члену БАЖ Ларисе 
Щиряковой. Её обвиняют в работе на зарубежное СМИ без аккредитации.  
"Прокуратурой  области проведена проверка по материалам УКГБ по Гомельской области, 
во время которой установлено, что Вы осуществляете деятельность в пользу 
продюсерской компании N.E.W.S. Informacja (г. Варшава), а также занимаетесь сбором 
информации, касающейся спортивных, культурных и общественно-политических событий 
области", -  говорится в тексте предупреждения за подписью заместителя областного 
прокурора Василия Бровко. 
Это второе предупреждение журналистке за этот год. 29 мая Гомельская областная 
прокуратура вынесла предупреждение Щиряковой "за деятельность в пользу 
продюсерской компании N.E.W.S. Informacja", после того как она в марте разместила на 
видеопортале youtube.com видеоматериалы о жителях деревни Екимова Слобода 
Светлогорского района, которые высказывались против строительства рядом с 
населенным пунктом завода беленой сульфатной целлюлозы.  
По подсчетам ОО "БАЖ", это 12-е по числу прокурорское предупреждение журналистам, 
вынесенное в течение 2012 года. 
 
23 октября государственный телеканал "Беларусь-1" (Белтелерадиокомпания) в 
программе о криминальных происшествиях "Зона X" посвятил сюжет "разоблачению" 
независимого культурнического журнала "ARCHE-Пачатак" и его редактора Валерия 
Булгакова. Самого Булгакова авторы сюжета называли "боссом журнала". А книги, 
которые в итоге "оперативной комбинации" задержали сотрудники Департамента 
финансовых расследований (арестованные книги из личной коллекции В. Булгакова), в 
сюжете характеризовали как "дурно пахнущую литературу", "холстами с претензией на 
экстремизм" и т.д. Из сюжета следует, что резкие эпитеты в адрес журнала и его 
редактора вызвала "сомнительная трактовка истории Беларуси в годы фашистской 
оккупации".  



 4

25 октября в офисе ОО "БАЖ" прошла пресс-конференция с участием учредителя 
«ARCHE» Андрея Дынько и и. о. главного редактора журнала Александра Пашкевича. 
Представители редакции на встрече с журналистами ответили на обвинения, 
прозвучавшие в сюжете гостелевидения.  
По словам А. Пашкевича, о войне шла речь разве что в двух изданиях: книге немецкого 
историка Марка Бартушко "Партизанская война в Беларуси в 1941-1944 гг." И "военном" 
номере ARCHE (№ 5 за 2008 г.), который содержал научные статьи авторов из Беларуси, 
Польши, Германии, Израиля, основанные на источниках. К тому же, добавляет А. 
Пашкевич, упомянутый номер издан более 4 лет тому и, согласно с требованиями для 
зарегистрированных изданий, был отослан в Мининформации, Книжную палату, 
продавался в разных белорусских книжных магазинах и никогда не вызывал ничьих 
претензий.  
Председатель БАЖ Жанна Литвина высказала мнение, что это политический заказ, 
направленный на уничтожение независимого журнала. 
26 октября в передаче "Зона Х" был продемонстрирован новый сюжет о деле вокруг 
журнала "ARCHE-Пачатак". Во многом он продублировал предыдущий выпуск. Но на этот 
раз БТ заговорило о возможной уголовной ответственности экс-редактора издания 
Валерия Булгакова. Причем возможным поводом для ее возбуждения, по словам 
журналиста госканала Александра Вербицкого, может стать "экстремистское" содержание 
конфискованной у редактора литературы – если это подтвердит повторная экспертиза. 
 
25 октября государственная "Народная газета" сообщила, что заместителю председателя 
Дятловского райисполкома Александру Лянному объявили выговор за то, что он отказался 
встречаться с журналистом газеты. Как следует из публикации, корреспондент Елена 
Семенова направилась в регион разобраться с жалобой жителей общежития, которых 
собираются выселять. Накануне поездки она получила от А. Лянного, который курирует 
жилищную сферу, предварительное согласие на встречу. Однако, когда журналистка 
приехала, он передумал и предложил ей прислать письменный запрос. После этого 
"Народная газета" пожаловалась председателю Гродненского облисполкома Семену 
Шапиро, и районному чиновнику сделали выговор. 
 
25 октября стало известно, что фотокорреспондент негосударственной газеты "Брестский 
курьер" Милана Харитонова так и не получила официального ответа на свое заявление, 
направленное руководству Брестского-Западного избирательного округа №1. Еще 20 
сентября журналистка пожаловалась на действия представителей комиссии 
избирательного участка №44, которые во время досрочного голосования помешали ей 
выполнять профессиональные обязанности.  
Напомним, М. Харитонова жаловалась, что члены комиссии Валентина Тараданова и 
Ольга Тараданова запретили ей записывать интервью с одним из избирателей. Они 
заявили, что фотограф якобы должен заниматься только съемками и ни в коем случае не 
записывать людей на диктофон. 
Теперь дать правовую оценку действиям председателя окружной комиссии журналистка 
требует у брестской прокуратуры.  
 


