
Неделя СМИ 
 

Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
 
17 ‐ 23.12.2012 г. 
 
Согласно закону "О республиканском бюджете РБ", общая сумма, выделенная в бюджете 
на  государственные  СМИ,  составляет  669  206  189,2  тыс.  руб.,  или  около  60  млн.  евро. 
Большая часть этих денег предназначена на нужды телевидения и радиовещания ‐ 514 674 
681,3  тыс.  руб.,  или  около  46  млн.  евро.  На  периодическую  печать  и  издательства 
выделено 70 128 094,4  тыс. руб. ‐ около 6 млн. евро. 84 403 413,5 тыс. руб. (около 7,5 млн. 
евро) отводится на "другие вопросы в области СМИ". 
"То,  что  финансирование  увеличилось  по  сравнению  с  прошлым  годом  (в  2012  году  на 
поддержку  государственных  СМИ  расходовали  около  45,5  млн.),  выглядит  довольно 
удивительно  на  фоне  заявлений  государственных  чиновников  о  режиме  жесткой 
экономии  и  о  необходимости  государственным  СМИ  зарабатывать  самим",  ‐  отмечает 
заместитель председателя БАЖ Андрей Бастунец.  
 
 
18 декабря члены Слонимского объединения демократичных сил начали акцию в поддержку 
негосударственной  региональной  "Газеты  Слонімскай".  Активисты  предлагают  жителям 
Слонимского  района  поставить  подписи  под  обращением  в  РУП  "Белпочта"  и  РУП 
"Белсоюзпечать".  В  письме  высказывается  просьба  срочно  вернуть  независимое  издание  в 
систему распространения. "Мы этим высказываем свой протест и неудовольствие, поскольку 
считаем,  что  все  средства  массовой  информации  должны  быть  наделены  одинаковыми 
условиями деятельности и распространения", ‐ говорится в обращении.  
Напомним,  начиная  с  2006  года  "Газета  Слонімская",  как  и  ряд  других  негосударственных 
изданий  общественно‐политической  тематики,  лишена  возможности  попадать  к  читателям 
через  подписку  "Белпочты"  и  через  продажу  в  газетных  киосках  "Белсоюзпечати".  Эти 
государственные предприятия являются монополистами в своей сфере деятельности. 
 
18  декабря  стало  известно,  что  политзаключенный  экс‐кандидат  на  должность  президента 
Николай  Статкевич  по‐прежнему  не  получает  негосударственную  газету  "Новы  Час",  на 
которую  его  еще  год  назад  подписала  редакция  издания.  Администрация  исправительных 
учреждений ссылается на отсутствие газеты в подписном каталоге "Белпочты". 
В ноябре главный редактор "НЧ" Алексей Король обращался с официальной жалобой на этот 
счет  в  Департамент  исполнения  наказаний  (ДИН)  МВД,  Управление  ДИН  по  Могилевской 
области,  прокуратуру  Могилевской  области  и  могилевскую  тюрьму  №4,  где  удерживают 
Статкевича. Редактор объяснял, что "Новы Час" ‐ официально зарегистрированное издание, и 
что  "ни  Уголовно‐исполнительный  кодекс  РБ,  ни  Правила  внутреннего  распорядка  не 
содержат  ограничений  на  получение  изданий,  оформленных  исключительно  по  каталогу 
"Белпочты"".  
По  сути  дела  отписались  редакции  только  из  могилевской  тюрьмы  и  из  Управления 
Департамента  исполнения  наказаний  (УДИН)  по  Могилевской  области.  (Могилевская 
прокуратура и МВД перенаправили жалобу в то же УДИН). 



Начальник  тюрьмы №4  А.  Дмитров  ответил  10  декабря,  что  Статкевич  "подписывается  на 
печатные СМИ, которые получает в полном объеме и в установленные сроки". А "по вопросу 
оформления  подписки  на  газету  "Новы  Час"  к  администрации  тюрьмы  не  обращался". 
Доставка  же  "может  быть  организована  в  случае  оформления  подписки  в  соответствии  с 
требованиями  ч.  1  ст.  89  УПК  РБ  и  пункту  275  Правил  внутреннего  распорядка 
исправительных  учреждений".  Начальник  УДИН  по  Могилевской  области  В.  Скоморох  в 
письме от 7 декабря ответил, что "индивидуальная подписка осужденных на периодические 
издания  организуется  через  администрацию  учреждения",  а  Статкевич  с  просьбами  насчет 
"Новага Часу" к администрации тюрьмы №4 не обращался. 
 
19  декабря  негосударственная  региональная  газета  "Борисовские  новости"  обратилась  в 
Борисовский  райисполком  с  просьбой  рассмотреть  возможность  размещения  информации 
об издании на сайте исполкома в разделе "СМИ". 
Напомним,  на  сайте районной администрации поданы сведения о ряде  государственных и 
частных  региональных  СМИ.  Вместе  с  тем,  о  печатном  издании  "Борисовские  новости", 
которое имеет полностью официальный статус и регистрацию в Министерстве информации, 
какие‐либо сведения отсутствуют.  
 
19 декабря стало известно, что Рогачевский райисполком пытается лишить независимый сайт 
vrogacheve.ru  местной  символики  ‐  геральдического  изображения  рога  в  золотом  поле. 
Заместитель  председателя  райисполкома  по  вопросам  идеологии  Василий  Корольчук 
прислал письмо общественному активисту, нынешнему редактору сайта Денису Дашкевичу с 
требованием снять изображение рога с информационного интернет‐ресурса. 
"В  соответствии  с  положением  о  гербе  города  Рогачева,  утвержденном  решением 
Рогачевского  районного  совета  4  мая  2001  года  №13/4  "Об  утверждении  флага  и  герба 
города  Рогачева  и  Рогачевского  района",  право  на  использование  символики  Рогачева  и 
Рогачевского  района  дается  Рогачевским  райисполкомом.  На  сайте  vrogacheve.ru 
используется герб Рогачева без согласования с райисполкомом", ‐ пишет чиновник. 
 
20 декабря в суде Московского района г. Бреста было назначено рассмотрение дела по иску 
члена  БАЖ  Миланы  Харитоновой  к  корреспонденту  государственной  газеты  "Брестский 
вестник"  Владимира  Миневича.  Ответчик  в  суд  не  явился,  сославшись  на  необходимость 
срочно уехать в командировку. Следующее заседание назначено на 11 января 2013 года. 
Милана Харитонова пытается защитить свои честь, достоинство и деловую репутацию, после 
того  как  на  одном  из  городских  интернет‐ресурсов  в  марте  2012  года  были  размещены 
оскорбительные  в  отношении  ее  высказывания  анонимного  автора.  Независимая 
фотожурналистка обратилась в милицию с заявлением ‐ с просьбой найти и наказать лицо, 
которое оставляло корреспонденции. Выяснилось,  что их автором был Владимир Миневич. 
Кроме  опровержения  сделанных  в  комментариях  выводов,  М.  Харитонова  требует  от 
журналиста государственной газеты 3 миллиона рублей в качестве компенсации нанесенного 
морального вреда. 
 
20  декабря  Представительство  Европейского  Союза  высказало  сожаление  по  поводу 
распространения белорусским государственным телеканалам "Беларусь 1" "некорректной и 
ложной  информации  о  целях  и  содержании  Европейского  диалога  по  модернизации". 
Согласно  пресс‐релизу  Представительства  ЕС,  такая  информация  прозвучала  16  декабря  в 
репортаже "Псевдомодерн" в программе "Журналистское расследование". 



"Что  стоит  за  новым  проектом  евробюрократии?  Почему  диалог  начинается  с  санкций,  а 
заканчивается приватизацией? Приватизация Беларуси без белорусов ‐ какие рецепты готов 
оплачивать  Старый  свет  и  кто  стоит  за  попыткой  продать  страну?  Конституционный 
переворот,  массовая  люстрация  и  упразднение  института  президентства  ‐  какие  еще 
реформы для Беларуси готовят в Варшаве и Брюсселе? Диалог о модернизации: технология 
грабежа или очередная евроутопия?" ‐ такую тональность  имеет материал, подготовленный 
отделом спецпроектов Агентства телевизионных новостей (АТН).   
"Европейский диалог по модернизации ‐ это прозрачный и открытый процесс, ‐ заявляют, со 
своей  стороны,  в  Представительстве  ЕС.  ‐  Эта  серия  дискуссий,  задачей  которых  есть 
способствование  развитию  рыночной  экономики,  плюралистического  общества  и 
верховенство  права  в  Беларуси.  Это  также  касается  поддержки,  которую  ЕС  может 
предоставить  Беларуси  при  проведении  ею  реформ  в  этих  сферах.  Власти,  которые  сами 
выступают  за  реформы  и  модернизацию,  приглашены  к  участию  и  присоединению  к 
инициативе с самого ее начала". 
 
20  декабря  жена  и  сестра  Александра  Беляцкого  навестили  политзаключенного 
правозащитника  в  Бобруйской  колонии  №2.  Краткосрочное  свидание  длилось  около  2‐х 
часов. Во время беседы, которая велась через телефон и стекло, присутствовали сотрудники 
администрации  колонии.  Как  рассказала  потом  жена  А.  Беляцкого  Наталья  Пинчук,  на 
политические  и  правозащитные  темы  они  старались  не  разговаривать,  поскольку  встречу 
могли прервать. По словам Натальи, Александр на здоровье не жаловался, настроение у него 
нормальное. Правозащитник поздравил с наступающими праздниками, сказал, что ему также 
приходит много поздравлений.  
Напомним,  предыдущее  краткосрочное  свидание,  назначенное  на  август,  было  отменено 
администрацией колонии.  
Александр  Беляцкий  осужден  на  4  года  и  6  месяцев  за  утаивание  доходов  от 
налогообложения.  Но  своей  вины  он  не  признал,  поскольку  средства  направлялись  на 
правозащитную  деятельность,  поддержку  потерпевших  от  репрессий  и  не  принадлежали 
лично правозащитнику. 
 
22  декабря  стало  известно,  что  рабочая  группа  ООН  по  задержаниям  (WGAD)  пришла    к 
выводу,  что  арест  руководителя  правозащитного  центра  "Весна"  и  вице‐президента 
Международной Федерации за права человека Александра Беляцкого был произвольным.  
Заключение  правозащитника  "противоречит  статье  20,  параграф  1,  Всеобщей  декларации 
прав человека и статье 22 Международного пакта о  гражданских и политических правах",  ‐ 
сообщается  в  докладе  рабочей  группы.  WGAD  подчеркнула,  что  "выходом  из  ситуации 
является  освобождение  г‐на  Беляцкого  и  предоставление  ему  законного  права  на 
компенсацию". 
Решение рабочей группы ООН принято па итогам сообщения, отправленного Обсерваторией 
по  защите  прав  правозащитников  WGAD  2  апреля  2012  г.  и  оспаривает  законность 
заключения  Беляцкого.  Обсерватория  по  защите  прав  правозащитников  ‐  совместная 
программа Международной Федерации за права человека (FIDH) и Всемирной Организации 
против пыток (OMCT). 
 
22  декабря  стало  известно,  что  действие  президентского  указа  об  освобождении 
Национальной государственной телерадиокомпании (НГТРК) и входящих в нее организаций 
от уплаты налогов на прибыль и на добавленную стоимость продлено и на 2013 год.  



Указ  об  освобождении  НГТРК  от  налогов  действует  с  1  октября  2009  года.  Новый  указ  о 
продлении  срока  действия  предыдущего  размещен  на  Национальном  правовом  интернет‐
портале (www.pravo.by). 
Раньше Александр Лукашенко заявлял, что бюджетная поддержка белорусских телеканалов 
в 2013 году "значительно сократится". 
 


