
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
23.09-6.10.2013 г. 
 
Центральным событием данного периода стал новый скандал, который 
продолжил историю с "экстремистским" альбомом "Пресс-фото-2011". Одно 
из ведущих белорусских издательств "Логвинов" лишили лицензии. В 
качестве основания для этого Мининформации назвала выпуск упомянутого 
фотоальбома. 
 
 
23 сентября суд Ленинского района г. Гродно пересмотрел дело и освободил от 
наказания журналиста Андрея Пачобута, осужденного за "клевету на президента".  
Напомним, 5 июля 2011 г. Ленинский райсуд Гродно (судья Виталий Лецко) 
признал Пачобута виновным в нарушении ч. 1 ст. 367 Уголовного кодекса и 
наказал 3 годами лишения свободы с отсрочкой на 2 года. 20 сентября 
закончился период отсрочки наказания. 
Согласно обвинению, в течение 2010-2011 г.г. Андрей Пачобут "клеветал" на 
А.Лукашенко на страницах "Gazety Wyborczеj", сайта "Белорусский партизан" и 
своего блога poczobut.livejournal.com. Анализировали "уголовные" тексты 
Пачобута филолог Гродненского госуниверситета Алексей Никитенко и двое 
сотрудников отдела идеологии Гродненского облисполкома - Павел Скребко 
(заведующий) и Виктор Железникович (ответственный за работу со СМИ). 
А. Пачобута освободили в зале суда 5 июля, но под подписку о невыезде (с 6 
апреля 2011 г. журналиста удерживали в СИЗО Гродненской тюрьмы №1). 
Пачобут не признал себя виновным и попытался обжаловать решение суда. 20 
сентября 2011 г. Гродненский областной суд отклонил кассационную жалобу 
журналиста, и решение приобрело законную силу.   
Еще одно уголовное дело (повторная клевета на руководителя государства, ч. 2 
ст. 367 УК РБ) завели на Пачобута летом 2012 г. В марте 2013 г. дело прекратили 
в связи с отсутствием в действиях журналиста состава преступления. 
 
23 сентября индивидуальный предприниматель Игорь Логвинов получил 
сообщение о прекращении лицензии на издательскую деятельность частного 
издательства "Логвінаў". Документ подписала первый заместитель министра 
информации Лилия Ананич. Лицензия отзывается "в связи с допущенными 
грубыми нарушениями законодательства о лицензировании". Речь идет о выпуске 
альбома "Пресс-фото Беларуси 2011", который суд Ошмянского района признал 
экстремистским 18 апреля 2013 года. "Логвінаў" выступало издателем альбома". 
Руководство издательства считает, что "лишение лицензии произошло незаконно 
и с многочисленными нарушениями", и поэтому направило соответствующее 
письмо министру информации Олегу Пролесковскому. 
По мнению заместителя председателя БАЖ, юриста Андрея Бастунца, 
законодательство не давало министерству права лишать издательство "Логвінаў" 
лицензии. "При рассмотрении дела о признании экстремистскими материалами 
альбома "Пресс-фото-2011" издательство вообще не было привлечено к 
процессу. А сейчас решение того суда называют основанием для лишения его 
лицензии. В случае, если министерство не пересмотрит своего решения, я вижу 
судебный путь решения этого спора", - подчеркивает юрист.  
Справка: независимое издательство "Логвінаў" существует с 2000 г. Занимается 
изданием современной белорусской литературы, научной литературы по 
гуманитарным дисциплинам, переводами на русский и белорусский языки. 



 
25 сентября стали известны очередные свидетельства принудительной подписки 
на государственную прессу. В частности, несколько жалоб от учителей школ 
Ганцевичского района поступило в региональную газету "Ганцавіцкі час".  
Директоры ряда школ подтвердили журналисту издания, что практика 
обязательной подписки на государственные республиканские и местные газеты 
действительно существует. Директор СШ №3 Наталья Снытко не опровергла и то, 
что учителя в обязательном порядке сдают квитанции о подписке для отчета в 
отдел образования. Каким документом руководится администрация школы, 
рекомендуя учителям выписывать определенный список газет, Наталья Снытко 
ответить не смогла.  
 
30 сентября заключенного правозащитника, руководителя правозащитного 
центра "Весна", члена БАЖ Алеся Беляцкого наградили премией имени Вацлава 
Гавела. Об этом сообщил президент Парламентской ассамблеи Совета Европы 
на осенней сессии в Страсбурге. Цель премии Вацлава Гавела - поощрение 
выдающихся деятелей гражданского сообщества в защите прав человека в 
Европе и за ее пределами. 
 
1 октября стало известно, что из государственного информационного агентства 
"Минск-Новости" уволили журналистку, которая якобы передала коллегам из 
независимых СМИ пресс-релиз распространенный Мингорисполкомом.  
Вероятно, пресс-релиз рассылался исключительно в издания, учрежденные 
горисполкомом, но попав в независимую прессу, он вызвал много улыбок и шуток. 
В неграмотно подготовленном сообщении от 16 сентября говорилось о детях, 
которые родились в День города с участием заместителя председателя 
Мингорисполкома.  
В редакции "Минск-Новости" после происшествия проводилась проверка, для 
участия в которой администрация информагентства хотела пригласить даже 
сотрудников Управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий 
МВД Беларуси. Согласно результатам служебного разбирательства было решено 
наказать не авторов релиза, а сотрудницу, которая якобы передала его 
независимым журналистам. Приказ об увольнении журналистки подписала 
генеральный директор УП "Агентство "Минск-Новости" Екатерина Дубинская. 
Официальное основание увольнения - неисполнение журналисткой условий 
испытательного срока. 
Отличительно, что в самом Мингорисполкоме собственную ошибку признали, но 
защищать журналистку от увольнения категорически отказались, ссылаясь на 
самостоятельность УП "Агентство "Минск-Новости". 
 
2 октября сотрудник посольства Российской Федерации в Минске отказался 
принять от общественного объединения "Белорусская ассоциация журналистов" 
открытое обращение известных белорусских журналистов и главных редакторов 
за освобождение фотографа Дениса Синякова. Представитель посольства 
заявил, что российские власти не считают Синякова журналистом, и предложил 
передать обращение почтой. 
Обращение с требованием освободить российского фотографа Дениса Синякова, 
арестованного Ленинским судом Мурманска за якобы участие в акции "Гринпис" 
на платформе Приразломная среди прочих подписали Жанна Литвина, Светлана 
Калинкина, Андрей Бастунец, Вячеслав Ходосовский, Александр Старикевич, 
Ирина Левшина, Юлия Дорошкевич и еще 70 журналистов.  


