
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
 
24.09 – 14.10.2012 г. 
 

Фото корреспондента “Associated Press”  Сергея  Грица  с окровавленным глазом обошло в 
конце  сентября  практически  все  независимые  информационные  интернет‐ресурсы  и 
печатные  СМИ.  Журналиста  ударили  в  лицо  неизвестные  люди  в  штатском,  когда 
задерживали на предвыборном пикете в Минске вместе с участниками акции и другими 
журналистами. Задержанные пробыли во Фрунзенском РУВД несколько часов, а потом их 
осаободили  с  пожеланием  больше  на  таких  акциях  не  появляться,  т.к.  “милиция  может 
неадекватно себя вести”. Журналист снял побои и на следующий день написал заявление в 
милицию. 7 октября из Фрунзенского РУВД пришёл ответ: “Никто из сотрудников милиции 
в  отношении  С.  Грица  физической  силы  и  насилия,  а  также  специальных  средств  не 
применял”. 

Также  в  конце  сентября  ОО  “БАЖ”  получило  ответ  на  своё  обращениеи  к  начальнику 
милиции  общественной  безопасности  ГУВД  Мингорисполкома  Александру  Иоскину, 
которому предлагало провести встречу и обсудить вопросы обеспечения прав журналистов 
на  уличных  массовых  мероприятиях.  Иоскин  сообщил,  что  считает  уровень 
взаимоотношений  сотрудников  милиции  с  журналистами  "достаточным”,  и  от  встречи 
отказался.  
 
25  сентября  ‐  в  день  50‐летнего  юбилея  ‐  заключенный  белорусский  правозащитник 
Александр  Беляцкий  был  награжден  премией  Госдепартамента  США.  На  торжественной 
церемонии  в  резиденции  посла  США  в  Варшаве  руководитель  дипмиссии  Ли  Фейнстейн 
передал  награду  его  жене  Наталье  Пинчук.  Дипломат  зачитал  послание  госсекретаря 
Хиллари Клинтон, в котором отмечалось, что Александр Беляцкий удостоен награды за свои 
достижения, целеустремленность и мужество. 
Напомним,  председатель  правозащитного  центра  "Весна"  Александр  Беляцкий  осужден  на 
4,5  года  лишения  свободы  в  колонии  усиленного  режима  с  конфискацией  имущества. 
Поводом  для  уголовного  преследования  стало  наличие  у  него  зарубежных  счетов.  Суд  не 
принял  к  сведению  тот  факт,  что  деньги,  поступавшие  на  эти  счета,  использовались  для 
правозащитной  деятельности.  Открыть  банковский  счет  в  Беларуси  не  представлялась 
возможным,  поскольку  "Весна"  была  закрыта  властями,  а  зарегистрировать  новую 
правозащитную  организацию  не  удалось.  Суд  не  принял  к  сведению  и  того,  что  ущерб, 
который  согласно  версии  обвинения  нанес  Беляцкий,  был  полностью  возмещен  за  счет 
добровольных пожертвований белорусских граждан. 
Арест Беляцкого имел широкий международный резонанс. Он назван узником совести,  его 
освобождения  требует  международная  демократичная  общественность,  руководство 
Евросоюза и США. 
 
25  сентября  редактор  сайта  "Хартия‐97"  сообщила,  что  ее мобильные  телефоны постоянно 
атакуют  звонками,  и  из‐за  этого  пользоваться  ими  невозможно.  Звонят  якобы  с  номера 



главного  редактора  российской  "Новой  газеты"  Дмитрия Муратова.  Сам Муратов,  который 
хорошо  знаком  с  журналисткой,  оказался  не  в  курсе.  Н.  Радина  уверена,  что  ее  телефоны 
блокируют  белорусские  спецслужбы.  Она  не  исключает,  что  будет  обращаться  в  польскую 
прокуратуру с просьбой провести расследование. 
Напомним,  что  11  сентября  на  "телефонный  терроризм"  пожаловалась  журналистка 
российской  "Новой  газеты"  в  Беларуси  Ирина  Халип,  жена  экс‐кандидата  в  президенты 
Андрея  Санникова.  Причем,  на  номера  журналистки  звонили  по  поводу  продажи 
автомобилей, аренды квартиры и т.д. Ирина также убеждена, что это дело рук белорусских 
спецслужб. 
 
26  сентября  БАЖ  получил  первый  ответ  на  обращения  о  прекращении  уголовного  дела 
против  журналиста  Антона  Суряпина,  переданные  в  КГБ  и  Генпрокуратуру.  Генеральная 
прокуратура  за  подписью  заместителя  начальника  отдела Д.С.  Черкаса  сообщила,  что  свой 
экземпляр  подписей  она  также  передает  в  КГБ.  Таким  образом,  решение  о  прекращении 
уголовного  преследования  журналиста  теперь  полностью  находится  в  руках  учреждения, 
которое это преследование начало. 
Напомним,  подписную  компанию  в  защиту  заключенного  А.  Суряпина  БАЖ  проводил  с  14 
августа по 13 сентября. За первые три дни в поддержку журналиста и создателя сайта bnp.by 
откликнулись  десятки  главных  редакторов  белорусских  и  зарубежных  изданий,  известные 
медиаперсоны,  члены  БАЖ,  а  также  просто  неравнодушные  люди.  17  августа  следователи 
КГБ приняли решение освободить фотографа из СИЗО КГБ под подписку о невыезде. Тем не 
менее,  сбор  подписей  был  продолжен  ‐  теперь  уже  за  прекращение  уголовного 
преследования журналиста. 
 
28  сентября  БАЖ  получил  ответ  на  свое  обращение  к  начальнику  милиции  общественной 
безопасности  ГУВД  Мингорисполкома  Александра  Иоскина.  ОО  "Белорусская  ассоциация 
журналистов"  предлагала  милицейскому  чиновнику  провести  встречу,  чтобы  обсудить 
вопросы  обеспечения прав журналистов на уличных массовых мероприятиях. 
В официальном ответе Иоскин сообщает, что считает уровень взаимоотношений сотрудников 
милиции  с  журналистами  в  рамках  проведения  общественно‐политических  мероприятий 
"достаточным". От встречи и переговоров милиционер отказался. 
Между  тем,  очень  часто  во  время  уличных  акций  сотрудники  силовых  органов  грубо 
нарушают  права  журналистов.  Последний  такой  случай  произошел  в Минске  18  сентября, 
когда милиционеры  задержали  и  избили  группу журналистов,  освещавших  предвыборный 
пикет активистов компании "Говори правду". 
 
28  сентября  стало  известно,  что журналист  австралийского  телеканала  "SBS"  Амос  Робертс 
(Amos  Roberts),  у  которого  при  выезде  из  Беларуси  21  сентября  во  время  таможенного 
контроля в аэропорту "Минск‐2" забрали всю профессиональную технику, направил жалобу в 
Генеральную  прокуратуру  РБ.  Копии  жалобы  направлены  в  МВД,  МИД  и  Таможенный 
комитет. Журналист требует срочно провести проверку по факту незаконного изъятия у него 
профессионального  оборудования,  вернуть  отобранные  вещи  и  привлечь  виновных  к 
ответственности.  
В жалобе Амос Робертс пишет, что на изъятых носителях информации содержалось около12 
часов  отснятого  материала,  несколько  тысяч  фотоснимков  и  т.д.,  которые  являются  его 
интеллектуальной собственностью. Журналист подчеркивает,  что во время изъятия один из 
сотрудников  таможни  начал  удалять  личную  информацию  с  его  телефона,  несмотря  на 
неоднократные протесты.  



Напомним,  таможенники  забрали  2  видеокамеры,  ноутбук,  фотоаппарат,  смартфон, 
выносной  диск,  несколько  карт  памяти,  несколько  дисков,  несколько  документов  и 
плюшевого  медведика  с  парашютом.  Журналист  находился  в  Беларуси  по  служебным 
обязанностям и был аккредитован при белорусском МИД. 
 
28  сентября  редактор  негосударственных  региональных  газет  "Борисовские  новости"  и 
"Рекламный БорЖоМи" Анатолий Букас сообщил, что на издания продолжается давление со 
стороны местной власти. В частности, около 60 экземпляров газеты "Рекламный БорЖоМи" 
было  удалено  с  прилавков  одного  из  магазинов  по  требованию  работников 
санэпидемстанции.  По  сведениям  А.  Букаса,  работники  санслужбы  выполняют  устные 
распоряжения  руководства  Борисовского  исполкома,  которое  стремится  экономически 
задавить независимое издание. Также стало известно, что прокуратура Борисовского района 
не  усмотрела  нарушений  законности  по  жалобе  А.  Букаса  на  работников  УП  "Жилье", 
которые демонтировали вывеску с названием газеты "Борисовские новости" в августе этого 
года. 
 

3  октябре  жена  политзаключенного  экс‐кандидата  на  президента  Николая  Статкевича 
Марина  Адамович  сообщила,  что  в  тюрьме  сп‐ру  Статкевичу  препятствуют  получать 
независимую прессу. 

Напомним, в маи 2011 г. Николай Статкевич был осужден по делу “Площадь‐2010” согласно 
ч. 1  арт. 293 УК  (организация массовых беспорядков) на 6 лет лишения свободы в колонии 
усиленного режима. Решением суда от 12 января 2012 г. условия отбывания наказания были 
изменены на более жесткие, и Статкевич был переведен из колонии №17 в Шклове в тюрьму 
№4 г. Могилева. 

5 октябре стала известно, что в проекте республиканского бюджета на 2013 год предлагается 
увеличить  финансирование  Белгостелерадиокомпании  примерно  на  10  миллионов 
долларов.  Это  почти  на  20%  больше,  чем  получило  БТ  из  госбюджета  в  2012  году. 
По  сегодняшнему  курсу,  государственному  телевидению  и  радио  предлагается  выделить 
финансирование  в  размере  около  53  миллионов  411  тысяч  долларов.  В  прошлом  году  на 
деятельность БТ из республиканского бюджета выделили 360 миллиардов рублей. Или чуть 
более 43 миллионов долларов по курсу на декабрь 2011 года. 

7  октября фотокорреспондент Associated Press  Сергей  Грыц получил официальный ответ из 
УВД Фрунзенского района Минска на жалобу о нанесении ему травмы во время выполнения 
профессиональных  обязанностей  и  об  удаления  снимков  из  фотокамеры  сотрудниками 
милиции. Журналист требовал привлечь виновных к уголовной ответственности (п. 2 ч. 1 ст. 
174 Уголовно‐процессуального кодекса РБ и ст. 198 УК РБ).  

В ответ РУВД сообщило, что не нашло в действиях своих сотрудников состава преступления. 
Постановление  об  отказе  в  возбуждении  уголовного  дела  (датированное  28  сентября) 
подписали заместитель начальника отдела охраны правопорядка и профилактики милиции 
общественной  безопасности  Фрунзенского  РУВД  А.  Чумик  и  заместитель  начальника  УВД 
администрации Фрунзенского района  г. Минска Р. Воскресенский. Милицейские чиновники 
также  заявили,  что  им  “не  удалось  выяснить  обстоятельства  удаления  материалов”  из 
камеры журналиста.  



Напомним,  Сергея  Грица  задержали  18  сентября,  когда  он  собирался  освещать 
предвыборный  пикет  кампании  “Говори  правду”.  (Всего  под  задержание  тогда  попали  7 
журналистов.)  Еще  к  началу  акции  на  место  её  проведения  подъехала  машина,  и 
неизвестные начали грубо хватать журналистов вместе с участниками. При задержании Грицу 
разбили очки и повредили глаз. Журналистов отвезли в Фрунзенское РУВД, где продержали 
около 3‐х часов. После возвращения профессиональной техники С. Гриц выяснил, что из его 
фотоаппарата  удалены  все  съёмки  с  акции.  Журналист  снял  побои  и  на  следующий  день 
написал заявление в милицию. 

9 октября в Минске была задержана видеооператор газеты “Наша Нива” Татьяна Гаврильчик. 
Сотрудники  милицейского  спецназа  схватили  журналистку,  когда  она  производила  съемки 
художественной  акции  на  Октябрьской  площади.  Отпустили  примерно  через  3  часа  после 
задержания.  Никакого  протокола  применительно  к  журналистке  сотрудники  милиции  не 
складывали, однако удалили из аппаратуры все сделанные ею снимки.  

10  октября  могилевского  независимого  журналиста  Александра  Буракова  по  телефону 
вызывали в Ленинское РУВД Могилева для прохождения дактилоскопии. Человек,  который 
назвался  участковым  милиционером  Виктором  Царевым,  пригласил  журналиста  “сегодня 
же”  посетить  милицию.  В  противном  случае  милиционер  пообещал  проблемы  при 
пересечении  государственной  границы.  Алесь  Бураков  предложил  прислать  ему 
официальную повестку. 

11  октября стало известно об окончании лингвистической экспертизы текста по уголовному 
делу за “оскорбление представителя власти” витебским журналистом Николаем Петрушенко. 
В  ближайшее  время  следователь  должен  вынести  постановление  об  окончании 
предварительного  расследования  дела.  Хотя  журналист  ходатайствовал,  чтобы  экспертизу 
проводили  общественные  объединения  «БАЖ»  и  «БСЖ»,  следователь  доверил  это  дело 
Витебскому педагогическому университету имени П.Машерова. 

Напомним,  уголовное  дело  в  конце  августа  возбудил  Оршанский  городской  отдел 
Следственного комитета РБ. Основанием стала статья Петрушенко, размещённая 8 августа на 
сайте nash‐dom.info под названием “Педофил получал премии за лучшие детские площадки”. 
Согласно  постановлению  за  подписью  старшего  следователя  С.  Щербенка,  автор  статьи 
“указывает”,  что  заместитель  председателя  оршанского  горисполкома  подозревается  в 
покрывании  деятельности  педофила.  Тем  самым,  по  мнению  следователя,  Петрушенко 
“публично  оскорбил”  городского  чиновника  “как  представителя  власти  в  связи  с 
выполнением им служебных обязанностей”. В начале сентября дело Петрушенко передали в 
управление  следователя  комитету  Витебской  области  «с  целью  объективного  и 
профессионального исследования всех обстоятельств». 

11 октября в центре Минска активисты молодежной инициативы «Альтернатива» проводили 
флэшмоб  в  знак  протеста  против  пропаганды  на  государственном  телевидении.  Они 
установили  телевизор  с  логотипом  Первого  белорусского  телеканала  и  разложили  на  нем 
лапшу, также разбросали её вокруг. Сразу после акции были задержаные лидер инициативы 
Олег Корбан и активист Владимир Сергеев. Их доставили в Партизанский РУВД Минска,  где 
составили протоколы о мелком хулиганстве. 



12  октября  суд Партизанского  района Минска  (судья Рита Шаграй)  наказала организаторов 
пикета против пропаганды на БТ 5‐ю сутками ареста. 

12  кастрычніка  суд  Савецкага  раёна  Гомеля  (суддзя  Сяргей  Уласаў)  адмяніў  штраф 
грамадскаму  актывісту  Аляксандру  Працко,    вынесены  адміністрацыяй  Савецкага  раёна  за 
продаж  незалежнай  газеты  “Новы  Час”  у  “неўстаноўленым  месцы”.  Пастанова  аб 
адміністратыўным  спагнанні  накіравана  на  перагляд.  Паводле  А.  Працко,  юрысконсульт 
адміністрацыі  Савецкага  раёна  Андрэй  Бандарэнка  прасіў  суд  не  адмяняць штрафу,  але  не 
змог нават патлумачыць, якую норму заканадаўстава парушыў распаўсюднік. 

Нагадаем,  ў  жніўні  супрацоўнікі  міліцыі  затрымалі  Аляксандра  Працко  на  Прывакзальнай 
плошчы Гомеля, калі ён прадаваў незалежную газету “Новы Час”. Несмотря на пред’яўленую 
договор  из  редакцией  газеты  участковый  Железнодорожного  РОВД  Сергей  Паўлюшчанка 
сложил  протокол  о  нарушении  правил  торговли  (12.17  КОАП).  6  сентября  комиссия 
администрации  Советского  района  (по  месту  жительства  А.  Працко)  покоряла 
распространителя штрафам в 1 базовую величину (100 тыс. рублей). Этот штраф и оспорил в 
суде  Александр  Працко.  В  жалобе  он  указал,  что  сегодняшнее  законодательство  не 
предусматривает разрешения от исполкомов на место продажи газет и журналов. 


