
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
25 - 31.03.2013 г. 
 
Отказ в распространении СМИ, препятствование журналисту в выполнении 
его профессиональных обязанностей, отказ в аккредитации, задержание – 
довольно широкий спектр нарушений прав СМИ и журналистов был 
зафиксирован за истекший период.  
 
 
25 марта РУП "Белпочта" в очередной раз отказало в распространении 
негосударственной региональной газете "Вольнае Глыбокае".  
"Поскольку обязанность по включению печатного издания в каталог не 
предусмотрена законодательством, выбор печатных изданий для формирования 
каталога с целью последующего их распространения через подписку является 
правом РУП "Белпочта"", - сообщается в ответе за подписью заместителя 
гендиректора предприятия Елены Скрипчик на просьбу включить газету в 
подписной каталог на 2-е полугодие 2013 года. 
 
25 марта в Октябрьском районном суде г. Витебска сотрудник милиции запретил 
члену БАЖ Леониду Горевому делать фотоснимки перед началом процесса по 
административному делу витебских активистов Леонида Автухова и Константина 
Смоликова. По словам г-на Горового, сотрудник Октябрьского РОВД Витебска 
Михаил Медведев возмутился, что его фотографируют, потом заявил, что в 
здании суда вообще снимать запрещено. 
Леонид Горевой отметил еще одно обстоятельство: когда судья Инна Грабовская 
предупредила, что в зале суда нельзя проводить фото- и видеосъемку, все 
спрятали свои камеры. Кроме представителя МВД в штатском, который 
продолжал снимать. Судья не знала, кто этот человек, поэтому приказала ему как 
нарушителю покинуть помещение. Но его коллеги пояснили судье, что это "их 
человек", и видеооператор остался в зале и периодически снимал то, что считал 
нужным. 
Г-н Горевой написал жалобу председателю Октябрьского райсуда Витебска, 
поскольку действия судьи Грабовской, которая не возражала съемкам 
милиционера и запретила это делать другим, он расценил как проявление 
дискриминации по профессиональному признаку. 
 
25 марта стало известно, что в 2012 году от правоохранительных органов 
Беларуси представителям сервиса Skype поступило 5 запросов, которые касались 
35-и аккаунтов. Об этом говорится в отчете, обнародованном компанией Microsoft. 
По словам авторов доклада, запросы касались только общих сведений о 
пользователях и не затрагивали контент (фотографии, переписку и т.д.).  
 
25 марта Комитет госконтроля сообщил негосударственной газете "Intex-press" (г. 
Барановичи), что проводит проверку Министерства архитектуры и строительства, 
в ходе которой изучит вопрос несвоевременного ответа министерства на запрос 
газеты. 
Напомним, Минстройархитектуры не ответило в установленный законом срок на 
запрос газеты "Intex-press" (от 17 января) о сложном положении на предприятии 



"Барановичидрев", держателям основного пакета акций которого является 
министерство. Редакция издания направила письмо в КГК с просьбой повлиять на 
ответственных чиновников министерства.  
 
26 марта Министерство иностранных дел Беларуси в очередной раз отказало в 
аккредитации корреспондентского пункта спутниковому телеканалу "Белсат" (АО 
"Польское телевидение"). В своем решении МИД сослалось на то, что 
белорусские журналисты неоднократно нарушали законодательство, когда 
сотрудничали с телеканалом и получали за это прокурорские предупреждения. 
Решение об отказе в аккредитации подписано заместителем министра Еленой 
Купчиной.  
"Белсат" - первый независимый белорусский телеканал, он начал трансляцию 10 
декабря 2007 г. с территории Польши. Журналисты канала неоднократно  
преследовались белорусскими властями в виде предупреждений и 
административных арестов. 
 
28 марта в суд Ошмянского района Гродненской области поступило заявление, в 
котором Управление КГБ по Гродненской области просит признать 
экстремистскими материалами фотоальбомы "Пресс-фото Беларуси" за 2011 год. 
Напомним, 41 экземпляр альбома был изъят 12 ноября 2012 г. на белорусско-
литовской границе у фотографов Александра Васюковича  и Юлии Дорошкевич.  
Заявление подписано начальником УКГБ по Гродненской области Иваном 
Коржом. УКГБ сообщает, что назначало экспертизу. Экспертная комиссия 
(местные идеологи и преподаватели Гродненского университета) посчитала, что в 
фотоальбоме "содержатся умышленно искаженные, не соответствующие 
действительности домыслы о жизнедеятельности Республики Беларусь в 
политической, экономической, социальной и других сферах, которые унижают 
национальную честь и достоинство граждан Республики Беларусь". 
Первое судебное слушание по делу назначено на 17 апреля. В суд в качестве 
заинтересованных лиц вызвали фотографов Вадима Замировского, Юлию 
Дорошкевич и Александра Васюковича. 
"Пресс-фото Беларуси" - это ежегодный независимый конкурс пресс-фотографии 
в Беларуси. По итогам конкурса из работ-победителей печатается фотоальбом. 
 
29 марта суд Белыничского района (судья Владимир Гуз) оштрафовал 
общественного активиста Валерия Вусика на 50 базовых величин за 
распространение малотиражной газеты "Магілёўскі выбар" и статью в этой газете. 
В самом начале судебного заседания судья удалил из зала представителя г-на 
Вусика, могилевского правозащитника Бориса Бухеля. 
Напомним, В. Вусик, житель деревни Лебедянка, недавний депутат райсовета и 
недавний сотрудник сельхозкооператива "Лебедянка", выступил в газете 
"Магілёўскі выбар" с критической статьей в адрес руководства предприятия. После 
публикации в газете автором заинтересовалась милиция. За "клевету" и за 
"незаконное распространение" нескольких экземпляров издания среди сельчан на 
г-на Вусика участковый милиционер составил два административных протокола. 
Валерий Вусик высказал намерение обжаловать итог суда в Могилевском 
областном суде.  
 
30 марта в Минске сотрудники милиции задержали корреспондентку Радио 
"Свабода" Инну Студинскую. Задержание произошло около Купаловского театра, 
когда журналистка брала интервью у зрителей первого после реконструкции 



здания спектакля. В числе зрителей в тот вечер в театре находился Александр 
Лукашенко. 
Милиционеры объяснили задержание необходимостью проверки документов и 
отвели журналистку в опорный пункт на станции метро "Купаловская". Там у нее 
переписали паспортные сведения и после отпустили.  


