
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
27.05-23.06.2013 г. 
 
В течение обозначенного периода в Беларуси был зафиксирован 
практически весь спектр нарушений прав журналистов: предупреждения 
независимым журналистам за работу без аккредитации, отказы в 
аккредитации на официальные мероприятия, создание препятствий в 
работе, задержания, отказы в информации. Появились также свидетельства 
проведения принудительной подписки на государтвенные издания.  
 
27 мая руководитель правозащитного центра "Весна", член БАЖ Алесь Беляцкий, 
который находится в заключении, был переизбран вице-президентом 
Международной федерации прав человека (FIDH). Такое решение приняли 
участники 38-го конгресса FIDH.  
Напомним, 50-летний Алесь Беляцкий отбывает наказание в исправительной 
колонии №2 Бобруйска. Правозащитник был задержан 11 августа 2011 г. 24 
ноября 2011 г. суд признал его виновным в сокрытии доходов в особо крупном 
размере и приговорил к 4,5 годам лишения свободы в колонии усиленного режима 
с конфискацией имущества. Основанием для уголовного преследования 
Беляцкого стало наличие у него счетов в банках Литвы и Польши. Суд не принял к 
вниманию, что переводимые на них средства использовались для правозащитной 
деятельности. 
 
29 мая корреспондентке негосударственной газеты "Народная воля" Марии 
Малевич отказали в аккредитации на пресс-конференцию, посвященную 
проведению "Первого Сырного фестиваля под Минском". Согласно журналистке, 
сначала ее пригласили на мероприятие, а позже перезвонили и попросили не 
приходить, ссылаясь на присутствие чиновников и возможные острые вопросы со 
стороны издания. 
На просьбу пресс-службы БАЖ прокомментировать ситуацию ответственный за 
аккредитацию на фестиваль Андрей Кириенко назвал действия журналистки 
"неадекватными" и от дальнейших комментариев отказался. Мария Малевич не 
исключает, что подаст в суд на организаторов: во-первых - за отказ в 
аккредитации, во-вторых - за оскорбление. 
 
30 мая независимая тележурналистка Ольга Чайчиц получило письменное 
предупреждение от прокуратуры Смолевичского района на основании п. 4 ст. 35 
закона "О СМИ" (осуществление профессиональной деятельности журналистов 
зарубежных СМИ без аккредитации). В прокуратуре, куда Чайчиц вызвали 
повесткой "для дачи объяснений", сразу поинтересовались ее сотрудничеством с 
"Белсатом". Журналистка отказалась отвечать на вопрос, и ей вручили 
предупреждение. Документ подписан прокурором Смолевичского района 
Виктором Русаковичем. С вынесенной санкцией О. Чайчиц не согласна и 
собирается обжаловать. 
Вызов в прокуратуру был связан с присутствием журналистов Ольги Чайчиц и 
Алеся Силича на общественном обсуждении проекта Китайско-белорусского 
индустриального парка под Смолевичами, проходившего в апреле. Тогда 
присутствующий на обсуждении сотрудник милиции переписал паспортные 
данные журналистов и пообещал "разобраться". 



 
31 мая Минский городской суд (судья Валерий Комиссаров) оставил в силе 
обвинительный приговор журналистам "Радыё Рацыя" Геннадию Барбаричу и 
Александру Ярошевичу. В своих кассационных жалобах на решение Советского 
райсуда (от 29 апреля) журналисты, которые были задержаны сотрудниками 
милиции 26 апреля после разрешенной властями акции "Чернобыльский шлях", 
делали акцент на большом количестве неточностей и нарушений. В частности, 
сообщали о том, что милиционеры не представлялись задержанным, не 
объясняли причин задержания, не дали возможности ознакомиться с протоколом 
административного нарушения и даже не смогли в суде точно сообщить место 
задержания. 
Несмотря на это, судья Комиссаров "не нашел оснований" отменить 
административное наказание. Барбарич и Ярошевич с таким решением не 
согласны и намереваются обжаловать его в Верховном суде. 
Во времени кассационного процесса присутствующим журналистам запретили 
вести видеосъемку. 
 
5 июня в Минске сотрудники милиции задержали общественную активистку 
компании "Наш Дом" Наталью Леонову за распространение одноименной газеты. 
Около 16.00 её доставили в городское отделение милиции Фрунзенского района 
(ул. Одинцова, 47). Освободили примерно через два часа после задержания. 
Согласно Леоновой, протокол задержания милиционеры не составляли, взяли 
письменное объяснение, запугивали КГБ и следственным изолятором. 
 
7 июня прокурор Смолевичского района Виктор Русакович вынес письменное 
предупреждение независимому тележурналисту Алесю Силичу за сотрудничество 
с телеканалом "Белсат" (п. 4 ст. 35 "Закона о СМИ" - осуществление 
профессиональной деятельности журналистов зарубежных СМИ без 
аккредитации). С предупреждением журналист не согласился и собирается его 
обжаловать. 
Напомним, что 30 мая такое же предупреждение получила тележурналистка 
Ольга Чайчиц. Вызовы журналистов в прокуратуру были связаны с их 
присутствием в апреле на общественном обсуждении проекта Китайско-
белорусского индустриального парка под Смолевичами. Тогда присутствующий на 
обсуждении сотрудник милиции переписал паспортные данные журналистов и 
пообещал "разобраться". 
 
7 июня в Бресте независимым журналистам, членам БАЖ Алесю Левчуку и 
Милане Харитоновой препятствовали выполнять профессиональные обязанности. 
Инцидент произошел на городском рынке "Автозапчасти". Согласно Алесю 
Левчуку, они готовили репортаж о том, как инициаторы компании "Народный 
референдум" беседовали на рынке с предпринимателями и посетителями.  
"В это время подошел заведующий рынком Олег Денисюк и заявил, что нельзя 
снимать без разрешения, поскольку территория рынка - это частная 
собственность, - рассказал Алесь Левчук. - Кроме того, заведующего 
интересовало, как будут использованы сделанные снимки". На ссылки 
журналистов на Конституцию, гарантирующую распространение информации, 
господин Денисюк в ответ заявил, что на рынке - свои правила, и вызвал 
милицию. 
Участковый инспектор Александр Талатынник переписал личные данные Алеся 
Левчука и Миланы Харитоновой и предупредил, что в дальнейшем их могут 
вызвать в отделение для опроса.  
 



11 июня журналисту "Европейского радио для Беларуси" Змитру Лукашуку 
отказали в аккредитации на пресс-конференцию в Палате представителей 
Национального собрания. Об этом звонком в редакцию минского корпункта 
радиостанции сообщил начальник управления информационно-аналитической 
работы ПП НС Николай Лис. Он пояснил, что не аккредитовали по причине 
отсутствия годовой аккредитации при парламенте. 
На пресс-конференцию по поводу рассмотрения депутатами законопроекта о 
конфискации автомобилей у нетрезвых водителей журналист "Еврорадио" 
пытался аккредитоваться еще за неделю до мероприятия. Тогда в пресс-службе 
Палаты представителей вообще отказывались принять по факсу заявку и 
перенаправили согласовывать с руководителем - господином Лисом. «Он сначала 
также ссылался на отсутствие у нас годовой аккредитации, объяснял, что служба 
безопасности президента может не разрешить. Но, наконец, дал добро на то, 
чтобы в пресс-службе приняли от нас заявку», - рассказал журналист. 
Получить годовую аккредитацию при Палате представителей "Европейское радио 
для Беларуси" безрезультатно пыталось в течение двух предыдущих лет. 
 
12 июня в Витебске сотрудники милиции и лица в штатском препятствовали 
работе журналистов и запрещали фотографировать возле здания областного 
суда, где в тот день начался процесс по делу обвиненного в измене государству 
Андрея Гайдукова.  
На вопрос: "Почему запрещается делать съёмки?", милиционеры заявляли, что в 
обратном случае, журналистов задержат и отвезут в отделение милиции. В 
частности, угрозы задержания звучали в адрес корреспондентов газеты "Наша 
Ніва" Оксаны Рудович и Татьяны Гаврильчик. 
 
13 июня стало известно, что в Бресте чиновники мешают журналистам освещать 
ситуацию вокруг неприватизированного жилья. Первый инцидент случился с 
корреспондентом негосударственной газеты "Брестский курьер", членом БАЖ 
Юрием Шапраном. После сообщения в редакцию от читателей, что возле отдела 
приватизации и обмена жилья городского ЖРЭУ собралась большая толпа, 
журналист направился к месту событий. Как сообщил Ю. Шапран, пройти в здание 
ЖРЭУ, чтобы получить комментарий от сотрудников отдела, ему помешал 
неизвестный мужчина. Журналист пытался объяснить, что выполняет 
профессиональные обязанности, а в ответ услышал: "Если будешь выступать - 
получишь по голове". "Незнакомец решил захлопнуть передо мной дверь, это у 
него не получилось, и тогда он обратился к милиционерам, которые попросили 
меня выйти из помещения", - пересказал инцидент Ю. Шапран. 
13 июня репортаж о ситуации вокруг этого учреждения пытались сделать также 
независимые журналисты, члены БАЖ Милана Харитонова и Александр Левчук. 
По словам Левчука, попытки снять на видео атмосферу в толпе вызвали нервную 
реакцию у сотрудников отдела ЖРЭУ. "К нам подошел неизвестный мужчина, 
очень быстро предъявил удостоверение (мы не успели рассмотреть, чтобы 
узнать, кто он такой), приказал прекратить съемочный процесс и вызвал 
милиционеров", - сообщил А. Левчук. Сотрудники милиции выслушали обе 
стороны и никаких преград журналистам не чинили. 
 
14 июня стало известно, что минчане получают "жировки" с требованием до 1 
июля демонтировать с фасадов и крыш многоквартирных домов индивидуальные 
телеантенны. В частности, предписания с таким требованием получили жители 
комплекса "Каскад". 
Требование основывается на утвержденном постановлением Совмина (от 16 мая 
2013 г.) Положении об условиях и порядке установки на крышах и фасадах 
многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций. 



Согласно документу, физическим и юридическим лицам теперь запрещено 
самостоятельно устанавливать обычные антенны и спутниковые "тарелки". Для их 
размещения на жилых зданиях граждане теперь должны обращаться за 
разрешением к местным властям и разработать проектную документацию. Если 
антенна была установлена раньше, то необходимо согласовать ее с 
администрацией района. В случае отказа придется демонтировать. 
 
16 июня был задержан независимый тележурналист Алесь Силич. Он вел съёмки 
в Столбцовском районе, где, по некоторым сведениям, недавно заметили 
подозрительный мор свиней. Милиционеры доставили журналиста в 
Столбцовское РОВД, где составили на него протокол, а после отвезли на 
железнодорожную станцию.  
Напомним, что недавно прокуратура Смолевичского района вынесла А. Силичу 
предупреждение за сотрудничество с телеканалом "Белсат". 
 
16 июня в Минске милиция изъяла тираж газеты "Наш дом". Примерно 10 тысяч 
экземпляров издания гражданской компании "Наш дом" и прочую печатную 
продукцию сотрудники Советского РУВД забрали из одного со столичных гаражей.  
Спецвыпуск изъятой газеты полностью составлен из карикатур. Недавно 
экземпляры этого же номера изъяли у активистки компании Натальи Леоновой 
после задержания. 
 
17 июня в интернете (onliner.by) появилась копия документа, подтверждающего 
существование в белорусской столице принудительной подписки. Письмо за 
подписью директора жилищно-эксплуатационного участка №8 ЖРЭО Советского 
района г. Минска Сергея Левина, датированное 13-м июня, адресовано 
конкретному магазину. Из документа следует, что его владельцам нужно 
"обязательно" до 20-го июня оформить подписку на 2-й квартал 2013 года на 
государственные газеты "Советская Белоруссия", "Рэспубліка", "Минский курьер". 
"Желательно" - на журнал "Планета", газеты "Знамя юности", "Звязда", "Народная 
газета", "Вечерний Минск".  
Согласно письму, копию документа, подтверждающего оформление подписки, 
необходимо предоставить в ЖРЭО (жилищно-эксплуатационное ремонтное 
объединение). По подсчетам пользователя форума, приславшего фото 
документа, огульно магазину предлагают потратить на подписку почти 2,8 млн. 
рублей.  
В беседе с сотрудником onliner.by автор предписания подтвердил, что такая 
рассылка делается по поручению администрации Советского района уже не 
первый раз, и что "большинство подписывается, отказов практически не бывает". 
 
17 июня суд Кричевского района вынес решение по иску о защите деловой 
репутации со стороны КУП "Чериковское ПМК № 280" против негосударственной 
малотиражной газеты "Вольны горад". Суд признал распространенные в газете 
(№ 4 от 3 февраля 2013 г.) в статье "Крепостные" сведения относительно КУП 
"Чериковское ПМК-280" не соответствующими действительности и обязал 
опубликовать опровержение. 
Редактор "Вольнага горада" Сергей Неровный не согласен с итогом суда и 
намерен его обжаловать в Могилевском областном суде. "Судья не удовлетворил 
все наши основные ходатайства. В том числе о том, чтобы Чериковским ПМК-280 
в суд были предоставлены коллективное соглашение, контракты с работниками, а 
также платежная ведомость на выплату зарплаты и пр. В этом случае сразу бы 
стала видно, действительно ли Чериковское ПМК-280 вовремя выплачивало 
зарплаты своим рабочим", - говорит господин Неровный. 



Статья "Крепостные" была написана после звонка в редакцию "Вольнага горада" 
жены работника Чериковского ПМК №280. Женщина утверждала, что ее муж не 
может получить зарплату уже третий месяц. 
 
18 июня начальник отдела по делам молодежи Барановичского горисполкома 
Эмма Захарова отказала негосударственной региональной газете "Intex-press" в 
интервью, поскольку "не хочет и не будет ничего рассказывать". 
Корреспондентка издания Наталья Соломянко обратилась к чиновнице с просьбой 
рассказать о деятельности единственного на территории региона трудового 
отряда, организацией которого этот отдел непосредственно занимался. Сначала 
Э. Захарова ссылалась то на занятость, то на необходимость согласования 
комментария с идеологами, и несколько раз просила перезвонить позже. Когда 
корреспондент поинтересовалась причиной таких явных попыток избежать 
беседы, чиновница заявила: "Я подумала и решила, что мне не надо встречаться 
с вами. Вообще не хочу и не буду ничего рассказывать вашей газете". 
 
19 июня стало известно, что управление торговли и услуг Бобруйского 
горисполкома разослало руководителям частных предприятий города "план-
задание" - оформить подписку на журнал Министерство торговли "Гермес". Кроме 
подписки начальник управления Александр Киселев предписывает частникам 
также приобрести определенное количество билетов на концерты ежегодного 
фестиваля "Венок дружбы". И по билетам, и по подписке надо отчитаться до 20 
июня перед тем же управлением торговли и услуг по факсу.  
 
19 июня правозащитник Валентин Стефанович направил обращение 
председателю Белтелерадиокомпании Геннадию Давыдько с просьбой не 
допускать в эфире государственного телевидения дискриминационных 
высказываний по национальному признаку. 
Поводом обращения стал сюжет от 1 июня на телеканале "Беларусь 1" в 
программе "Тайны следствия". В сюжете, который рассказывал зрителям об 
обстоятельствах убийства сокамерника в Могилевской тюрьме, в контексте 
отрицательных характеристик личности преступника несколько раз указывается 
его национальная принадлежность. В частности, использовались словосочетания 
"с цыганом Юзепчуком было все ясно", "с малообразованным цыганом 
Юзепчуком", "со слов цыгана", "осужденный цыган Юзепчук" и т.д. При этом 
национальности соучастника и потерпевшего, которые также имеют 
отрицательные характеристики личностей, в данном сюжете не указывались.  
По мнению В. Стефановича, подобное указание на национальную 
принадлежность преступника может способствовать проявлениям ксенофобии и 
дискриминационному поведению в обществе, а также формированию негативных 
оценок в отношении представителей всего цыганского национального 
меньшинства в нашей стране. 
Согласно профессиональному кодексу Белоруской ассоциации журналистов и 
профессионального кодекса Белорусского союза журналистов не допускается 
проявление в прессе дискриминационных высказываний, - обращает внимание 
правозащитник. 
В. Стефанович требует провести проверку указанных фактов, а также 
разъяснительную работу с авторами программы о недопустимости подобных 
фактов в будущем.  
 


