
1 
 

Неделя СМИ 

Информационная рассылка  

ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 

30.01 ‐ 05.02.2012 г. 

5  февраля  вечером  по  первому  каналу  белорусского  государственного 
телевидения  был  продемонстрирован  документальный  фильм  о  деятельности 
общественного  объединения  "Белорусская  ассоциация  журналистов".  Он 
анонсировался  как "журналистское расследование".  

В  видеофильме  под  названием  "Баш  на  БАЖ"  руководство  БАЖ  обвинялось  в 
получения  грантов  посольства  Великобритании  в  Беларуси.  При  этом 
утверждалось,  что  средства  не  были  зарегистрированы  в  департаменте  по 
гуманитарной  деятельности  Управления  делами  президента.  В  фильме 
фигурировали  распечатки  средств,  якобы  полученных  журналистской 
организацией, ‐ без подписей и печатей. 

Основой  "журналистского  расследования"  стало  анонимное  письмо  якобы 
бывшего  члена  БАЖ,  в  котором  говорилось,  что  "у  руководства  организации 
одна цель ‐ жажда наживы и личное обогащение", и что автор "больше молчать 
не может" и просит "расковырять это золотое осиное гнездо". 

Аноним ссылается на "секретные документы британского посольства",  которые 
он  выложил  в  Интернет.  Из  них  следует,  что  БАЖ  якобы  получил  средства  на 
проект "содействия улучшению законодательства о СМИ в Беларуси". Видеоряд 
фильма был "оздоблен" кадрами со скрытой камеры, на которых виден процесс 
слежения за членами БАЖ. Лента началась и закончилась рассказом о маленьких 
пациентах  Республиканского  центра  детской  онкологии,  которых может  спасти 
только пересадка органов, что стоит больших денег.  

Документы,  показанные  в  эфире  телеканала  "Беларусь‐1",  которые  якобы 
касаются  деятельности  ОО  "БАЖ"  ‐  "сфабрикованная  фальшивка",  ‐ 
прокомментировала  видеофильм  "Баш  на  БАЖ"  председатель  независимой 
журналистской организации Жанна Литвина. «Людей,  которые работают на БТ, 
надо учить профессии, начиная с самых основ…" 

По  словам  председателя  ОО  "БАЖ",  сейчас  юристы  организации  обсуждают 
возможность  обращения  в  суд  с  иском  к  Белтелерадиокомпании  ‐  за 
оскорбление чести, достоинства и деловой репутации организации. 

29  января  минские  активисты  компании  "Говори  правду!"  провели  акцию 
"Белорусское  телевидение  учит  ваших  детей  лгать.  Выключите  телевизор!"  В 
районе Комаровского рынка и Белгосфилармонии они установили около мусорных 
ящиков  телевизоры  с  заклеенными  экранами.  "Высказав  тем  самым  свое 
отношение к содержанию этих телеканалов", ‐ объясняет сайт компании. 



2 
 

30 января гродненскую корреспондентку "Радыё Рацыя" Гражину Шалкевич в КГБ 
устно  предупредили  о  криминальной  ответственности  за  дискредитацию 
Республики Беларусь и оскорбление президента. 

Журналистка  пришла  на  "беседу"  с  адвокатом.  Но  сотрудник  КГБ  (который  не 
предъявил  удостоверение)  настоял  на  том,  что  г‐жа  Шалкевич  не  является  ни 
обвиненной,  ни  свидетелем,  и  потому  присутствие  ее  представителя  не  нужно. 
Вначале  вопросы  касались  в  основном  прошлогодних  "молчаливых"  акций,  во 
время  одной  из  которых  Шалкевич  задержали  и  оштрафовали  как  участницу.  
Журналистка  отказалась  отвечать  на  них,  пояснив,  что  не  знает,  как  эта 
информация будет использована позже.   

После  этого  собеседник  переключился  на  тему  журналистской  деятельности  без 
аккредитации  и  предупредил  Г.  Шалкевич  об  ответственности.    По  требованию 
журналистки по итогам беседы был оформленный протокол. 

30  января  в  зале  суда Центрального района Минска,  где судили правозащитника 
Олега Волчека, на оператора телеканала "Белсат" набросился неизвестный человек 
в штатском. Ему не понравилось, что журналисты независимого телеканала перед 
началом  судебного  заседания  брали  интервью  у  Волчека,  он  грубо  схватил 
оператора  за  рукав  и  попытался  выхватить  камеру.    Защищать  журналиста 
бросились присутствующие в зале ‐ неизвестный растерялся и быстро ретировался. 

Руководителя  правозащитного центра  "Правовая  помощь населению"    судили по 
обвинению  в  том,  что  он  нецензурно  ругался  и  размахивал  руками.  Судья 
Якунчихин запретил аудиозапись в зале суда.  

31 января стало известно, что Верховный суд отклонил жалобу на приговор Павлу 
Северинцу, поданную в порядке наблюдения. Об этом сообщил адвокат Северинца 
Вадим  Мушинский.  Сейчас  мать  политзаключенного  Татьяна  Северинец  
рассматривает  возможность  обжалования  приговора  ее  сыну  в  международных 
инстанциях. 

Напомним,  сопредседатель  оргкомитета  по  созданию  партии  "Белорусская 
христианская демократия", член БАЖ Павел Северинец  был осужден 16.05.2011 г. 
судом Заводского района г. Минска на 3  года ограничения свободы согласно ч. 1 
ст.  342  КК  РБ  (организация  и  подготовка  действий,  которые  грубо  нарушают 
общественный  порядок,  либо  активное  участие  в  них).  Он  отбывает  наказание  в 
деревне Куплин Пружанского района Брестской области.  

1  февраля  Дмитрий  Бондаренко,  координатор  гражданской  компании 
"Европейская  Беларусь",  доверенное  лицо  кандидата  в  президенты  на  выборах 
2010  года А. Санникова, написал прошение о помиловании.   Об этом он сообщил 
жене  4  февраля  в  телефонной  беседе.  Раньше  ему  дважды  было  отказано  в 
условно‐досрочном освобождении, несмотря на тяжелое состояние здоровья. 

В  конце  января  стало  известно,  что  политику  сделали  более  жесткими  условия 
содержания в исправительной колонии Могилева № 15. В частности,  с 30 января 
ему  запрещено  пользоваться  костылем,  на  который  он  опирался  при  ходьбе,  а 
также  удобной  обувью,    чтобы  не  надо  было  наклоняться,  обуваясь.  Запрещено 



3 
 

днем  лежать  ‐  он  должен  выходить  на  поверку  на  плац,  ходить  в  строе.  Ему 
предписанные легкие виды работ. 

По  словам  Ольги  Бондаренко,  она  "не  может  представить",  как  ее  муж  будет 
ходить  в  строе,  "ведь  даже  по  лестнице  он  спускался  с  осторожностью.  А  мороз 
губителен для позвоночника и суставов".   

Напомним,  Д. Бондаренко осужден на 2 года лишения свободы в колонии общего 
режима. Сразу после ареста в декабре 2010  года у него обострились хронические 
заболевания, в июле ему сделали операцию на позвоночнике. 

1  февраля  стало  известно,  что  белорусским  адвокатам  рекомендовано 
согласовывать  интервью,  которые  они  дают  журналистам,  с  руководством  своих 
юридических  консультаций.  Это  следует  из  листа  председателя  Республиканской 
коллегии адвокатов (РКА) Виктора Чайчица во все областные и Минскую городскую 
коллегии  адвокатов.  Руководители  коллегий,  в  свою  очередь,  обязаны  изучать 
интервью,  которые  уже  вышли,  и  направлять  информацию  о  них  в  РКА  по 
электронной почте. 

Рекомендации  обосновываются  тем,  что  "часто  в  СМИ,  чаще  электронных, 
появляются  интервью  отдельных  адвокатов  с  искаженной,  в  том  числе  по  вине 
журналистов, информацией", ‐ сообщается в письме В. Чайчица. 

По  мнению,  председателя  юридической  комиссии  РПОО  "Белорусский 
Хельсинский  комитет"  Гарри  Поганяйло,  такие  рекомендации  противоречат 
гарантированной Конституцией свободе слова.  

1  февраля  суд  Московского  района  Минска  оштрафовал  несовершеннолетнего 
активиста  национал‐большевиков  Владислава  Лобова    на  1  миллион  50  тысяч 
рублей  (30  базовых  величин)  за  участие  в  флэш‐мобе  около  здания 
Белтелерадиокомпании  в Минске.  В.  Лобов  заявил,  что  не  согласен  с  решением 
судебной комиссии и намерен его обжаловать.  

Напомним,  3  декабря  2011  года  трое  молодых  людей  выплеснули  на  крыльцо 
около центрального входа в помещение БТ ведро с лапшой и разбросали листовки. 
В  них  от  имени  национал‐большевиков  говорилось:  "Белорусское  телевидение 
всегда  славилось  откровенно  заказанными,  политически  ангажируемыми 
репортажами,  которые  вызывают  то  смех,  то  недоумение.  <…>  Но  хватит!  Ешьте 
сами  свою  лапшу,  мы  хотим  получать  правдивую  и  честную  информацию  об 
объективной действительности!" 

Раньше по этому же делу были оштрафованы активисты национал‐большевицкого 
движения Денис Сахар и Евгений Контуш. 

1 февраля  суд Первомайского района Минска вынес решение по жалобе жителя 
Гомеля  Александра  Процко.  Он  подавал  жалобу  против  Белтелерадиокомпании 
как представитель своей дочери, которая в данный момент находиться в колонии. 
Судья  Анастасия  Рогачевская  отклонила  жалобу.  Основанием  для  судебного 
разбирательства  стал  сюжет  о  Галине  Процко,  показанный  в  эфире 
гостелевидения.  



4 
 

Женщина была задержана в 2010  г.,  как подозреваемая в торговле людьми. Хотя 
на  то  время  она  не  имела  статуса  обвиненной  по  криминальному  делу,  ее 
показали  в  передаче  "Зона  X",  утверждая,  что  она  занималась  криминальным 
бизнесом.  Таким  образом,  была  нарушена  презумпция  невиновности  и  права 
Галины Процко. Тем не менее, судья пришла к выводу, что ничего оскорбительного 
в сюжете не было. 

Между  тем,  после  рассмотрения  жалобы  на  приговор  Г.  Процко  Гомельский 
областной  суд  переквалифицировал  обвинение,  а  статья  "торговля  людьми"  был 
вообще  аннулирована.  Но  этот  факт  не  помог    А.  Процко  взыскать  моральный 
ущерб с Белтелерадиокомпании. 

3 февраля в Октябрьском районном суде Минска  состоялись слушания по иску о 
защите чести,  достоинства,  деловой репутации и компенсации морального вреда 
бывшего репортёра ЗАО “Второй национальный канал” (ОНТ) Дениса Суховарова. В 
исковом  заявлении,  которое  он  подал  в  начале  декабря,  фигурировали  три 
ответчика:  Центральный  офис  компании  БелаПАН,  журналист  агентства  Вячеслав 
Будкевич – автор сообщения, а также редакция газеты “Наша Ніва”. 

Основанием  для  обращения  в  суд  стала  распространённая  в  июле  2011  г. 
информация,  которая  содержала,  по  мнению  истца,  “не  соответствующие 
действительности”  сведения.  Истец  хотел  добиться  их  опровержения,  а  также 
планировал  взыскать  с  ответчиков  50  млн.  рублей.  Октябрьский  районный  суд 
отклонил  иск  к  БелаПАН  и  В.  Будкевичу,  но  частично  удовлетворил  его  в 
отношении  “НН”,  обязав  её  компенсировать  моральный  ущерб  Д.  Суховарова 
суммой в 5 млн. белорусских рублей.  

В упомянутых сообщениях шла речь об осуждении Д. Суховарова на 5 лет колонии 
усиленного  реждима  с  конфискацией  исущества  за  “мошенничество  в  особо 
крупном  размере  и  причинение  имущественного  вреда”.  (Решение  принял  суд 
Советского  района  г.  Минска).  Речь  шла  о  непогашенных  банковских  кредитах. 
Информация  подавалась  со  ссылкой  на  прокуратуру  г.  Минска  и  ГУВД 
Мингорисполкома. Истец фигурировал в сообщениях как “мошенник”, в то время 
как  приговор  по  его  делу  ещё  не  вступил  в  законую  силу.  Как  выяснилось,  г‐н 
Суховаров  подал  жалобу  на  судебное  решение,  кассационная  инстанция  его 
отменила и направила дело на пересмотр. В итоге его оправдали.  


