• Актуальнае
  • Медыяправа
  • Карыснае
  • Кірункі і кампаніі
  • Агляды і маніторынгі
  • Рэкамендацыі па бяспецы калег

    “Беларусь стала одной из самых опасных стран для журналистов в мире”. Интервью с Жанной Кавелие из “Репортеров без границ”

    Во Всемирном индексе свободы прессы Беларусь занимает 153-ю строчку из 180-ти. А по числу журналистов, находящихся в местах несвободы, входит в пятерку стран с наихудшей ситуацией в мире. Оба рейтинга составляются на основе заключения “Репортеров без границ”. Глава отдела Восточной Европы и Средней Азии этой неправительственной организации Жанна Кавелие в интервью БАЖ рассказала, как сейчас оценивают ситуацию в Беларуси.

    32 белорусских журналиста в заключении. Хуже обстановка только в Китае, Мьянме, Вьетнаме и Иране

    — До 2020 года независимая журналистика в нашей стране в той или иной степени дискриминировалась госорганами. После массовых протестов оказалось, что может быть существенно хуже. Как вы сейчас оцениваете ситуацию со свободой прессы?

    — Беларусь стала одной из самых опасных стран для журналистов в мире. Попадание ее в нижнюю часть индекса свободы прессы означает, что обстановка крайне серьезная.

    В основе этого рейтинга — пять ключевых индикаторов: политический, экономический, социокультурный, правовой контекст и осуществляемое насилие в отношении журналистов. По всем позициям наблюдается регресс.

    Мы видим, что преследование журналистов продолжается, в их офисах и домах проводятся обыски. В результате многие репортеры не могут продолжить работу, не рискуя быть задержанными. А сайты и соцсети большинства независимых медиа признаны экстремистскими ресурсами. Отдельного упоминания заслуживает беспрецедентный факт принудительной посадки самолета и задержания Романа Протасевича.

    По числу представителей прессы, находящихся в заключении, Беларусь входит в пятерку стран с наихудшей ситуацией в мире. Еще более печальная обстановка в этом отношении в Китае, Мьянме, Вьетнаме и Иране.

    — Видели ли вы предпосылки для такого развития ситуации?

    — Конечно, мы наблюдали ухудшение в 2020 году.

    Во время массовых демонстраций власть испугалась распространения информации. Она боялась, что к протестному движению будет присоединяться еще больше людей. Неслучайно объектом для нападок стали именно журналисты. Их жилеты с надписью «пресса» — мишенью.

    Мы надеялись, что это изменится. Однако все становилось только хуже и хуже.

    — Причем не только в Беларуси…

    — Да, как мы видим, ситуация со свободой слова стремительно ухудшилась во всем регионе. Журналисты подвергаются репрессиям и попадают в заключение также в России.

    А после вторжения в Украину на репортеров началась охота: во время выполнения профессиональных обязанностей погибли восемь сотрудников медиа, семнадцать получили ранения. Это очень-очень плохая ситуация.

    Чем можно помочь? Мы поддерживаем около двух тысяч журналистов, в частности, обеспечиваем репортеров бронежилетами и прочим оборудованием. В ближайшее время намерены направить генераторы и другие портативные устройства для зарядки ноутбуков, телефонов, фотокамер — для продолжения бесперебойной работы.

    Недавно мы получили запрос от белорусских журналистов, находящихся в Украине, которым требуется переезд. Оказываем необходимую поддержку в этом направлении.

    Также мы помогаем получить визы тем, кто хочет покинуть Беларусь. Для журналистов, работающих за пределами РБ, открыт фонд. За счет этого финансирования СМИ могут продолжать работу.

    Помимо этого оказывается техническая, правовая, образовательная, психологическая поддержка. В частности, создается технология, которая позволит избегать блокировку сайта, а также мы открываем доступ к сервисам VPN.

    “В новостной повестке Беларусь ушла на второй план”

    — Закономерно, что внимание всего мира сейчас привлечено к войне в Украине, а белорусская повестка отошла на второй план. Не является ли это фактором, способствующим еще большему погружению в кризис?

    — Мы очень обеспокоены ситуацией в Беларуси, России и Туркменистане. Считаем, что в этих странах много общего, включая отношение к свободе слова. При этом мы констатируем, что в новостной повестке Беларусь ушла на второй план.

    При освещении ситуации в медиа нужно обязательно указывать на связь между Беларусью и Россией, чтобы аудитория лучше понимала, что происходит. 

    В то же время мы стремимся сделать так, чтобы Беларусь не забывали. Всюду, где можем, распространяем информацию о репрессиях в отношении журналистов и рассказываем о положении со свободой слова.

    В частности, подготовили отчет о репортерах, продолжающих работу в изгнании.

    Мы уже не один год ведем дискуссию с Генсекретарем ООН о создании новой должности — представителя ООН по безопасности и правам журналистов. Также полагаем необходимым сосредоточить внимание на преступлениях против журналистов. Очень важно, чтобы виновные понесли наказание.

    Мы подали семь жалоб о нарушении прав журналистов. Эти документы направлены в правоохранительные органы Литвы. Одно из обвинений касается Лукашенко, который, на наш взгляд, причастен к принудительной посадке самолета и незаконному задержанию журналиста Романа Протасевича.

    — Был ли дан ход расследованию в Вильнюсе?

    — Через два дня после задержания Романа Протасевича мы подали жалобу в правоохранительные органы Литвы, поскольку суд этой страны имеет соответствующую международную компетенцию.

    У нас состоялась встреча в офисе гособвинителя. Там услышали наши аргументы и высказали заинтересованность в проведении расследования, которое еще продолжается.

    “Для восстановления мира нужна независимая журналистика, как внутри, так и за пределами страны”

    — Есть мнение, что белорусскому режиму, как и российскому, ни холодно, ни жарко от критики международного сообщества. Существует ли потенциал для усиления влияния?

    — Наиболее эффективное давление на Беларусь было бы, конечно, со стороны России. Но мы понимаем, что это сейчас невозможно. Да, западные санкции не всегда хорошо старгетированы, и это представляет большую проблему. В этом отношении еще есть, над чем поработать. Но если же мы прекратим предпринимать действия в этом направлении, то станет только хуже. Кто будет этим заниматься?

    Мы не знаем, когда закончатся война в Украине и репрессии в Беларуси, но нужно понимать, что очень важно сохранять давление на режим Лукашенко. Он не должен забывать, что мы следим за его действиями: видим и фиксируем, что он делает, как обращается с людьми в заключении, как нарушает свободу слова.

    — Вам не кажется, что мы наблюдаем масштабный кризис международных организаций? Какова их роль теперь?

    — Наша организация не очень богатая. Имеющиеся ресурсы позволяют помогать журналистам с релокацией, финансами на первое время.

    То есть мы говорим об экстренной помощи, чего недостаточно для устойчивого функционирования журналистики.

    Однако мы намерены и в дальнейшем поддерживать репортеров — как тех, которые остаются в Беларуси, так и выехавших за ее пределы. Потому что понимаем, как сложно находится на расстоянии от источников информации, преодолевать административные проблемы и быть в разлуке с семьями.

    — Как вы считаете, это стыдно для Европы иметь такого соседа как Беларусь с ее нынешним режимом?

    — Да. Поэтому я думаю, что европейские страны должны делать все возможное, чтобы оказать помощь и принять независимых журналистов.

    — Но должны ли они?

    — Должны! Если они не помогут репортерам, то те не смогут работать, и впоследствии будет сложно восстановить независимую журналистику, а значит — и гражданское общество. Журналистика — основа для демократии. Для восстановления мира нужна независимая журналистика, как внутри, так и за пределами страны.

    В конечном счете это выгодно не только соседям, но и остальным странам региона.

    — Каким вы видите путь выхода из этого кризиса?

    — Если режим сменится на демократический, то журналисты смогут вернуться домой, и мне кажется, они так и поступят. Я знаю, что многие хотят продолжать работать в профессии. Тогда это станет возможностью для развития медиа.

    Читайте ещё:

    Ці забароняць у Беларусі YouTube ды Instagram? Эксперты Быкоўскі і Дарашэвіч пра імпартазамяшчэнне сацсетак

    Беларусский расследовательский центр подал жалобу в ООН на решение по иску Каричей

    “Мы не хотим, чтобы Беларусь превратилась в черную информационную дыру”. О чем говорили на Форуме свободной журналистики

    Самыя важныя навіны і матэрыялы ў нашым Тэлеграм-канале — падпісвайцеся!
    @bajmedia
    Найбольш чытанае
    Акцэнты

    Как найти и удалить свои старые комментарии в Instagram, Telegram, YouTube, TikTok и «Вконтакте»

    «Медиазона» подготовила инструкцию по удалению старых комментариев в соцсетях — от Instagram до Youtube.
    12.02.2024
    Акцэнты

    Чацвёра з дзесяці сышлі з прафесіі. Як абышоўся «Талібан» з журналістыкай у Афганістане

    Далёкі Афганістан і Беларусь яднае не так ужо мала, як падаецца на першы погляд. Калі глядзець на медыясферу, дык атрымліваецца амаль што калька: незалежныя журналісты працягваюць працу ў выгнанні, некаторых кінулі ў турму, у індэксе свабоды прэсы абедзве краіны — у чырвонай зоне. Фотарэпарцёрка Фаціма Хасайні, калі завітала ў Вільню, падзялілася ўласным поглядам на сітуацыю.
    01.03.2024
    Акцэнты

    «Нават збеглую, нават іх прыхільніцу». Прапаганда пераконвае беларусаў, што трэба вяртацца дадому, выкарыстоўваючы гісторыю згвалтавання ў Варшаве

    06.03.2024
    Кожны чацвер мы дасылаем на электронную пошту магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы мерапрыемстваў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі), а таксама самыя важныя навіны і тэндэнцыі ў свеце медыя.
    Падпісваючыся на рассылку, вы згаджаецеся з Палітыкай канфідэнцыйнасці