• Актуальнае
  • Медыяправа
  • Карыснае
  • Кірункі і кампаніі
  • Агляды і маніторынгі
  • Рэкамендацыі па бяспецы калег

    Обвиняемый по делу Молнара подал в суд на БТ

    В Могилевской тюрьме третий месяц продолжается разбирательство по делу так называемой «банды Молнара». На скамье подсудимых — 29 человек. Программа «Зона Х» на телеканале «Беларусь 1» неоднократно рассказывала об этом громком уголовном деле. И вот сейчас один из обвиняемых решил судиться с телекомпанией.

    Столичный риелтор Павел Рижницын подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации.
    Сам обвиняемый по-прежнему находится в Могилеве. Поэтому по гражданскому делу его интересы в суде представляет супруга.
    «Я хочу обратить внимание, что когда пошли первые сюжеты, дело (уголовное. — ред.) еще не было направлено в суд, — говорит Кристина Рижницына. — И моего мужа, и других обвиняемых еще могут признать невиновными, ведь процесс продолжается, а «Зона Х» заранее всех назвала преступниками. Почему не соблюдается презумпция невиновности?»

    Риелтор Рижницын вину не признает

     

    По версии следствия, Сергей Молнар, известный в криминальной мире человек, организовал преступную организацию, которая действовала в Минске и Бобруйске. 

     

    Ему подчинялись три группы: «банда боксеров», которая выполняла функции силового подразделения (выбивала деньги из должников, ставила на счетчик неугодных предпринимателей и т.д.), а также две группы «черных риелторов». Одну из них, как указано в обвинении, и возглавлял 32-летний Павел Рижницын, который работал риелтором в Минске.

     

    В материалах дела отмечается, что он раздавал задания, подыскивал собственников недвижимости, согласовывал условия сделок, оформлял договоры и распределял средства, полученные преступным путем.

     

    Схема, по версии следствия, была такая: найти владельца квартиры, у которого проблемы с финансами и зависимость от спиртного, переселить его в более дешевое жилье (из Минска — в глухую деревню), а оставшиеся деньги забрать себе. В двух случаях подельникам Рижницына, как отмечено в материалах дела, пришлось даже заключать фиктивные браки с «клиентами».

     

    Всего следствие насчитало три «черные» сделки по квартирам, еще по одной квартире довести преступление до конца не удалось по причине смерти владелицы.

     

    Впрочем, это лишь версия следствия. Сам Рижницын обвинение отрицает.

     

    «Я один из обвиняемых самого громкого дела в стране,писал он в редакцию «Комсомольской правды в Белоруссии» накануне судебного процесса. — По версии следствия, являюсь руководителем структурного подразделения преступной организации. Я, например, невиновен, я студент ЕГУ и председатель правления благотворительного фонда. В 2010–2011 годах уже сталкивался с подобным, в итоге меня оправдали в совершении четырех особо тяжких преступлений и одном тяжком».

    «Пока один человек подал иск на БТ, но остальные готовы присоединиться»

     

    На предварительное заседание по гражданскому делу пришла не только супруга Павла Рижницына, но также и родственники других обвиняемых.

     

    «Показали фотографию моего мужа, рассказали, какой он преступник, а у меня двое детей, как мне им это объяснять? — задала вопрос представителю Белтелерадиокомпании супруга Руслана Алейникова, которого в прессе называли «держателем бобруйского общака». — Бобруйск — город небольшой. Конечно, эта новость мгновенно разлетелась».

     

    «После того, как на БТ вышел первый сюжет, мы звонили в «Зону Х», — говорит жена Сергея Молнара. — Я говорила, что готова показать все документы, что в материалах дела ничего нет про убийства, про 500 потерпевших, о которых говорил журналист Дмитрий Лукша. И адвокат наш была готова с ним встретиться, но, видимо, у программы не было задачи объективно осветить процесс».

     

    «Дмитрий Лукша приезжал в Бобруйск, — говорит мать еще одного обвиняемого Максима Кудрявцева. — Он разговаривал с нами, с предпринимателями на рынке. Говорил, мол, вижу, что не все так однозначно в ситуации. Ведь по телевизору показали, что в городе орудовала банда, будто у нас люди боялись на улицу выйти. А на самом деле собрали малознакомых людей и вешают на них страшные преступления. Все, чего мы хотим, — справедливое и открытое судебное разбирательство (дело слушается в закрытом режиме. — ред.). А то получается, что суд не начался, а БТ столько грязи и лжи вылило на наших родных, хотя программа «Зона Х» себя позиционирует как объективная».

     

    Родные обвиняемых заявили, что готовы выступить свидетелями по делу о защите чести и достоинства. «Пока один человек подал иск на БТ, но остальные готовы присоединиться», — говорят они.

    Представитель БТ: мы освещали деятельность правоохранительных органов

     

    «Зона Х» позиционирует себя как «самая авторитетная программа криминальной хроники на белорусском телевидении».

     

    «Беспристрастно о нелицеприятном. Исключительно рафинированная репортерская работа — нужно найти факт и доказательства, а выводы делают зрители. Журналисты программы не учат жизни, они показывают, как учит жизнь тех, кто с ней играет. Смотрите и делайте выводы», — отмечено на сайте телеканала.

     

    Именно к беспристрастности и выводам журналистов БТ у обвиняемых по «делу Молнара» и их родных возникли вопросы.

     

    В сюжетах указывалось, что по делу проходит более 500 потерпевших, хотя по факту их оказалось чуть больше 60. Также звучали фразы о том, что участники «банды» причастны к продаже наркотиков («заставляли быть дилерами случайных людей») и «есть мнение, что группировка причастна к серии убийств, совершенных как на территории Беларуси, так и России».

     

    По поводу совершения убийств в обвинении нет ни слова. В постановлении следователя не упоминается связь вымогательства денег с наркотиками. И вопрос о презумпции невиновности для обвиняемых и их родных также является ключевым.

     

    Представитель Белтелерадиокомпании Андрей Жилинский в суде заявил, что телекомпания не признает претензии Рижницына и не видит оснований для заключения мирового соглашения. «Ни имя, ни фамилия истца в сюжетах не называлась», — отметил юрист.

     

    Он также добавил, что журналисты освещали деятельность правоохранительных органов, а поэтому телекомпания не может нести ответственность согласно ст. 52 закона «О средствах массовой информации» (СМИ не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если эти сведения получены от государственных органов и их должностных лиц).

    В сюжетах по «делу Молнара» журналисты действительно ссылаются на правоохранительные органы, предоставляют слово потерпевшим.

    Жилинский заявил, что, по его мнению, в суде следует заслушать представителя Министерства внутренних дел, так как информацию корреспондентам представляли сотрудники ГУБОПиК МВД.

    Кристина Рижницына, в свою очередь, настаивает, что по закону СМИ должны распространять проверенную и достоверную информацию, а также предоставлять право высказаться второй стороне, чего, по ее мнению, не было сделано в программе «Зона Х».

    Кроме того, родные обвиняемых обращают внимание, что в сюжете использованы кадры оперативной съемки, где видны лица фигурантов уголовного дела. В одном из сюжетов журналист называет задержанных «маргиналами».

    «Всем этим фактам суд должен дать оценку», — считают родственники подсудимых.

     

    Судья Ольга Дреко приняла решение о приостановлении рассмотрения гражданского дела до окончания уголовного процесса в Могилеве, так как два этих дела взаимосвязаны. Родные обвиняемых предполагают, что судебное разбирательство в Могилеве завершится не раньше декабря.

    «Мы сюда еще вернемся», — заявили родственники обвиняемых, покидая здание суда.

     

     

    Кстати

    Сейчас в суде рассматривается еще один иск в отношении Белтелерадиокомпании. Дело касается нарушения авторских прав. Фотограф и блогер Антон Мотолько считает, что телекомпания незаконно использовала его снимки в эфире.

    Он настаивает, что ему должны принести публичные извинения в выпуске новостей, а также выплатить 10 млн рублей моральной компенсации и еще 5,4 млн рублей в качестве компенсации за нарушение имущественных прав.
     

    Самыя важныя навіны і матэрыялы ў нашым Тэлеграм-канале — падпісвайцеся!
    @bajmedia
    Найбольш чытанае
    Акцэнты

    Как найти и удалить свои старые комментарии в Instagram, Telegram, YouTube, TikTok и «Вконтакте»

    «Медиазона» подготовила инструкцию по удалению старых комментариев в соцсетях — от Instagram до Youtube.
    12.02.2024
    Акцэнты

    Чацвёра з дзесяці сышлі з прафесіі. Як абышоўся «Талібан» з журналістыкай у Афганістане

    Далёкі Афганістан і Беларусь яднае не так ужо мала, як падаецца на першы погляд. Калі глядзець на медыясферу, дык атрымліваецца амаль што калька: незалежныя журналісты працягваюць працу ў выгнанні, некаторых кінулі ў турму, у індэксе свабоды прэсы абедзве краіны — у чырвонай зоне. Фотарэпарцёрка Фаціма Хасайні, калі завітала ў Вільню, падзялілася ўласным поглядам на сітуацыю.
    01.03.2024
    Акцэнты

    «Нават збеглую, нават іх прыхільніцу». Прапаганда пераконвае беларусаў, што трэба вяртацца дадому, выкарыстоўваючы гісторыю згвалтавання ў Варшаве

    06.03.2024
    Кожны чацвер мы дасылаем на электронную пошту магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы мерапрыемстваў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі), а таксама самыя важныя навіны і тэндэнцыі ў свеце медыя.
    Падпісваючыся на рассылку, вы згаджаецеся з Палітыкай канфідэнцыйнасці